|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философский и юридический позитивизм: О. Конт, Дж. ОстинНадежды на установление социальной гармонии, соответствующей индустриальному обществу, разделял и основатель философии позитивизма и социологии Огюст Конт (1798-1857). В своих политических ориентациях Конт в отличие от Сен-Симона придерживался консервативно-охранительной позиции. Главный источник морального и политического кризиса общества, основную причину революционных настроений он видел в «глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей». Выход он усматривал в обнаружении положительных научных знаний и истин, которые, будучи хорошо усвоенными, окажутся в состоянии привести человечество к миру и счастью. Итак, по Конту, позитивные научные знания способны привести к новому позитивному строю. Науке об обществе, или социологии (термин введен Контом) он придает очень большое значение. Основной задачей своей философии он считал переустройство общества на основе позитивизма, замену «ретроградной аристократии» и «анархической республики» новым, позитивным строем — социократией. Его обоснование он искал в истории, природе государства и политической власти. Согласно Конту необходимость государства обусловлена объединением частных сил для общей цели. С образованием государства производство поддерживает общественная солидарность, препятствуя частным силам разорвать общественное целое. Поскольку общественная солидарность достигается средствами материальными и нравственными, всегда было необходимо наличие двух властей — светской и духовной. Философ описывает историю этих властей соответственно «трем стадиям» истории человечества. Вначале на «теологической стадии» светскую власть осуществляли военные вожди, а духовную — жрецы и прорицатели. До 1300 г. эти власти то объединялись в одних руках (теократия), то разъединялись. В средние века отношения между государством и католической церковью строились на разделении функций между светской и духовной властями. На следующей, второй «метафизико-легистской» стадии (1300-1800 гг.) на светскую власть оказывают решительное влияние законники, юристы, адвокаты. Власть духовная переходит к отвлеченным мыслителям — метафизикам, а затем — к литераторам и публицистам. В юнце второй стадии происходит замена военного быта промышленным, развитие промышленности и науки, деление общества на предпринимателей и наемных рабочих, возникает зародыш нового позитивного строя. По разработанному Контом «Плану реорганизации социальной жизни» новая «третья стадия» истории человечества должна ознаменоваться организацией промышленного общества, социократией. Солидарность классов в социократии будет обеспечена согласным действием четырех сил: женщин (средоточие и олицетворение нравственности); священников-позитивистов (средоточие ума, в руках которых — образование, воспитание, исправление лиц, виновных в проступках и преступлениях); патрициата (банкиры, промышленники, купцы, землевладельцы — концентрированная сила, ведающая развитием промышленности); пролетариата (материальная сила, призванная осуществить функцию социальных преобразований, т. е. переход к промышленному строю). Согласие и совместное позитивное действие этих сил обеспечат, по Конту, порядок и прогресс в социократии, которая, как он полагал, не будет нуждаться в судах, полиции, армии. Современные общественные беспорядки, по его мнению, усиливаются честолюбием мелкой буржуазии, поэтому в идеальном строе желательно полное исчезновение среднего класса. Социократия, этот «промышленный строй», требует военного порядка и дисциплины. Поэтому «в позитивном строе... идея права безвозвратно исчезает. Каждый имеет обязанности относительно всех людей, но никто не имеет права в собственном смысле слова — субъективное право противоречит принципам социальной солидарности. Справедливые индивидуальные гарантии вытекают только из всеобщей взаимности обязательств, которые являются моральным эквивалентом прежних прав, но не представляют серьезных политических опасностей, сопряженных с последними. Право частной собственности станет также социальной обязанностью, функцией для создания капитала и управления им. Другими словами, единственное право, которым каждый человек обладает, — это право выполнять свой долг». По мнению Конта, слово «право» должно быть изгнано из политического языка. Для перехода к позитивному строю Конт предлагал создать в Париже предварительное духовное правотельство из 30 ученых, представляющих разные науки и страны. После соответствующей подготовки неимущие классы столицы, просвещенные учеными, изберут диктаторов и облекут их высшей властью. Цель диктаторов — перевоспитание всех классов в позитивном духе. Затем перевоспитанное общество организуется в социократию. В конечном счете все человечество. создав около 500 социократий, объединится во Всемирную федерацию со столицей в Париже. И тогда полностью осуществится принцип основание и цель общества — «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». Исчезнут и агрессивные войны как пережиток «военного быта». О. Конту принадлежит проект новой всемирной религии, основанной на признании внешнего единства человечества и подчинения мировому порядку. Предметом почитания позитивной религии является не Бог, а человечество, теология (богословие) сменится социологией, а теократия — социократией. Жрецами позитивной религии станут ученые и артисты (сотрудничество ума и чувства). Учение Конта оказало значительное влияние на философскую и политическую мысль. Большинство его учеников превозносили религиозно-политическую идеологию позитивизма. Ими были созданы позитивистские церковные общины во Франци, Англии, Чили. В Бразилии позитивизм был признан официальной религией. На ее государственном флаге были начертаны слова Конта «Порядок и Прогресс». Появление позитивной философии Конта повлияло и на возникновение юридического позитивизма. В результате революций в развитых странах Европы были проведены преобразования правовых систем, особенно частного права, регулировавшего новые товарно-денежные отношения. Основные принципы гражданского общества воплотились в действующем, позитивном праве. Этим были обусловлены отказ большинства теоретиков права от идей естественного права и их критика. То и другое нашло выражение в юридическом позитивизме, рассматривавшем право исключительно как продукт государственной воли.В поле зрения юридического позитивизма — не предписания разума, не исторически сложившийся обычай, а закон, нормативный акт, установленный властью. Происхождение закона, причины его принятия выводились за рамки правоведения. Одним из первых, кто концептуально изложил идеи юридического позитивизма, был ученик Бентама, английский правовед Джон Остин (1790-1859). Право в наиболее полном виде, считал Остин, включает в себя совокупность «законов природы» (или «право, дарованное Богом»), выступающие мерилом всего человеческого, и законы, установленные одними людьми для других. Последних — два вида. Одна их часть устанавливается повелениями суверена и называется позитивным правом, другая — правилами морали («позитивная нравственность»). Государство устанавливает законы и через них «дарует», делегирует права и накладывает обязанности на подданных. Предметом юриспруденции является исключительно позитивное право (positive law — «право в простом и узком смысле»). Право — это «повеления суверена». Его источником является, таким образом, суверенная власть. Позитивное право — совокупность норм, созданных людьми, обладающими политическим господством или частными лицами, реализующими свои правомочия. В этом понимании право — приказ власти, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |