|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Английский либерализм. И. Бентам и Дж. МилльНаиболее влиятельным политическим и интеллектуальным направлением политической мысли в Европе первой половины XIX в. был либерализм. Его социальную основу составляли предприниматели, часть чиновников, люди свободных профессий, университетская профессура, кто исповедовал идеалы личной свободы, свободы частной инициативы, предпринимательства, договоров, кто выступал за конституционализм, самоуправление, господство права, невмешательство государства в экономическую жизнь. В обществе утверждалась формула взаимоотношений с государством: laissez faire, laissez passer (не вмешивайтесь, предоставьте свободу действий). Наконец, теоретическим отражением воплощенных в новом законодательстве принципов гражданского общества стал философский и юридический позитивизм как специфическая форма философского и юридического мировоззрения. Место критики феодального права с позицией естественно-правовой теории заняла апология действующего позитивного права, реальных возможностей научной организации общества. Оригинальную концепцию права и государства предложил родоначальник теории утилитаризма Иеремия Бентам (1748-1832). Во «Введении в основания нравственности и законодательства» Бентам формулирует принцип пользы (utilitas — польза, выгода), лежащий в основе разума и закона. Этот принцип определяет смысл действий человека, стремящегося к удовольствию, избежать страдания. И. Бентам предпочитает вести речь не о свободе личности, а о ее интересе и безопасности. Мало разницы между свободой и своеволием. Он отвергал декларированные неотъемлемые права человека во французской Декларации прав человека и гражданина, в этом «метафизическом произведении». По его мнению, «эти естественные, неотчуждаемые в священные права никогда не существовали... они не совместимы с сохранением какой бы то ни было конституции... граждане, требуя их, просили бы только анархии...». Отвергалась им и теория естественного права. Бентам писал, что содержание естественного права метафизично, неопределенно и всеми толкуется по-разному. Фикцией он называл и понятие «общественного договора», ибо государства создавались насилием и привычкой. Отрицал Бентам и идею различения права и закона. Право, противопоставляемое закону, «является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства» (т. е. государства). Он признает реальным правом лишь то, которое установлено государством. Поэтому его справедливо называют одним из родоначальников позитивизма в юридической науке Нового времени. Вслед за Гоббсом он считал право выражением воли суверена: право — это повеления и запреты, установленные государством и обеспеченные санкцией. Прагматический подход Бентама к праву, положенный в его основу принцип пользы, таким образом, и составляет особенность его теории утилитаризма. Интерес личности он называет единственно реальным интересом. Необходимыми условиями его реализации Бентам считает наделение индивидов правами личной безопасности, чести, собственности, правом получения помощи в случае нужды. Применяя утилитаризм к праву, Бентам приходит к важным выводам: нет прав без обязанностей, следовательно, ограничения свободы неизбежны. Безопасность, средства к существованию он ставил на первое место среди других прав личности. Забота об удовольствиях должна быть почти всецело предоставлена самому индивиду. Главное назначение правительства — ограждение индивида от страданий. Свое назначение оно реализует через установление их прав. «Наибольшее счастье возможно большего числа членов общества — вот единственная цель, которую должно иметь правительство». Создавая обязанности, закон ограничивает свободу Тем самым он — зло, поскольку связан с применением наказания (страдания). Но без него невозможно обеспечить безопасность. Это обеспечение безопасности, продолжал Бентам, в известной мере противоречит равенству и свободе. Каковы же пределы законодательного регулирования? Английский мыслитель полагает: такими пределами являются «нравственные обязанности». Их составляют, во-первых, правила благоразумия: законодатель не должен регулировать действия и отношения, где люди могут вредить только себе (пьянство, разврат, расточительство и т. п.), ибо это приведет только к мелочной регламентации, усложнению законодательства и всеобщей подозрительности. Во- вторых, законодательство не должно вмешиваться в деятельность предпринимателей, их отношения с рабочими, где «моральная арифметика» определит условия договора исходя из взаимной пользы сторон. Теория утилитаризма оправдывала любые условия договора, отвергала попытки законодателя взять под защиту наемную рабочую силу. В то же время Бентам — противник невмешательства государства в общественные дела, возлагал на государство обязанность обеспечения средств к существованию, помощи беднякам, предлагал ввести налог в их пользу. Таково основное содержание его теории утилитаризма, с позиций которого он и предлагал реформировать право. Он последовательно отстаивал свободу слова, печати, выступал за открытость действий администрации, за право ассоциаций, собраний (это право он называл «главнейшим, как основа всех остальных»), Бентам надеялся, что с помощью таких институтов демократии можно будет эффективно контролировать законодателей. Он хотел упростить и усовершенствовать законодательный процесс, ускорить кодификацию, составил «основные начала» гражданского и уголовного кодексов. Предлагал сделать судебную процедуру более демократичной, а защиту в суде доступной даже беднякам. Либерализм Бентама ярко проявился и в его осуждении монархии и наследственной аристократии, в его симпатиях к республиканскому устройству государства. Учредительная власть, по его мнению, принадлежит народу. Власть законодательная должна осуществляться однопалатным представительством, ежегодно избираемым на основе всеобщего, равного и тайного голосования. Исполнительную власть, по Бентаму, осуществляют должностные лица, подчиненные законодательной палате, ответственные перед ней и часто сменяемые. Его «Конституционный кодекс» представлял, по существу, проект демократической конституции Англии. Как и многие либеральные мыслители начала XIX в., Бентам осуждал агрессивные и колониальные войны, разрабатывал проекты создания международных организаций для предупреждения войн, мирного решения межгосударственных проблем. Теория утилитаризма Бентама была развита его последователем Джоном Миллем (1806-1873) — классиком английского либерализма. Вслед за Бентаном Милль полагал, что моральная ценность поступка человека определяется его пользой и высшей целью человеческой деятельности должно быть содействие счастью человечества. Однако, постепенно отходя от бентамовского утилитаризма (термин введен впервые Миллем), он развивает его этическую систему, вводит в этику наряду с принципом эгоизма принцип альтруизма. Высшее проявление нравственности, добродетели, настаивал философ, — идеальное благородство, находящее выражение в подвижничестве ради счастья других, в самоотверженном служении обществу. Этому принципу может следовать только свободный человек. Свобода индивида, гражданская и политическая — основа рассуждений Милля о правовых и политических проблемах. В трактате «Свобода» он показывает исторические метаморфозы свободы: в древние времена свобода понималась как защита против тирании властвующих, врагов управляемого народа. С течением времени люди признали, что нет никакой необходимости, чтобы их властелины обладали независимой властью, и признали целесообразным, чтобы представители власти являлись их уполномоченными или избранниками народа. В трактате сформулирован принцип: цель, ради которого общество имеет право вмешиваться в свободу действий своего сочлена, — обоюдная самозащита. Главное — власть общества заключается в том, чтобы предупредить причинение вреда одного лица другому. Таким образом, человек ответственен за свои поступки перед обществом лишь постольку, поскольку образ его действий касается других лиц. Пока действия индивида касаются только лично его самого, свобода действий человека должна по закону считаться неограниченной. Принцип личной свободы, по его мнению, включает, во-первых, всю внутреннюю сферу сознания человека (свободу совести, мысли и чувства, мнений и симпатий); во-вторых, свободу личных наклонностей и занятий, свободу образа жизни, свободу действовать, не встречая сопротивления окружающих; в-третьих, свободу выбора, объединения с другими. Таковы грани индивидуальной свободы. Милль выразил пожелание, чтобы во всех делах, не затрагивающих интересов других, «предоставлялась полная свобода человеку проявлять свою индивидуальность». Когда люди руководствуются своими индивидуальными наклонностями, соблюдается главное условие индивидуального и общественного прогресса — «человеческая жизнь становится полнее, более разнообразной, оживляется», скрепляя узы каждого отдельного человека с нацией. Философ установил и границы вмешательства государства в деятельность индивида, общества. Свобода индивида, автономность его частной жизни у мыслителя первичны по отношению к политическим структурам. Главную опасность вмешательства государства в общественные дела Милль видит в том, что «люди привыкают все свои упования и опасения за будущее возлагать на попечение правительства и постепенно обращаются из деятельных и самостоятельных людей в прихвостней правительства или какой-либо партии, стремящейся забрать в свои руки правительственную власть». Достоинство государства оценивается только достоинством его граждан, полагает мыслитель. И свободная личность — личность законопослушная. Это первый признак всякой цивилизации. Для свободы лучшей формой хорошо устроенной и правильно функционирующей государственности, ее идеальным типом Милль считает представительное правление. При нем «весь народ или по меньшей мере значительная его часть пользуется через посредство периодически избираемых депутатов высшей контролирующей властью... этой высшей властью народ должен обладать во всей ее полноте». Автор «Представительного правления» — сторонник четкого разграничения компетенции властей.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |