|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Английский романтизмДжордж Гордон Байрон (1788-1824) является родоначальником английского романтизма. В поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрон прославлял борьбу народов Испании, Италии, Греции за свое освобождение от власти чужеземцев. Он вдохновлял тех, кто медлил взяться за оружие. Чайльд Гарольд, герой поэмы, разочарованный в светском обществе, многими чертами напоминал своего создателя. В Гяуре, Корсаре, Ларе - романтических героях одноименных восточных поэм (1813-1816) Байрона - нетрудно узнать, по словам В.Г. Белинского, «колоссальную, гордую и непреклонную личность» самого поэта. Они порвали с ненавистным обществом, стали изгнанниками, найдя пристанище на лоне роскошной экзотической природы. Им свойственны бурные страсти. Их гордость, воля, стремление к свободе неукротимы; они ни перед кем не склонят головы. Подобные герои захватывали воображение современников Байрона, которые видели в них борцов за освобождение человеческой личности. В образах романтических героев - страдальца Бонивара, заточенного в Шильонский замок за республиканские убеждения (поэма «Шильонский узник», 1816), трагически одинокого Манфреда (драматическая поэма «Манфред», 1817), богоборца Каина (драматическая поэма «Каин», 1821) - Байрон славил человеческий разум и волю, мужество бунтарей, восстающих против земных порядков или же против законов самой вселенной. В поэзии Байрона раскрылось богатство его души, исполненной гражданских чувств, глубоких страстей, восторга перед красотой искусства и природы. Незаконченный стихотворный роман «Дон Жуан» (1818-1823) Пушкин считал шедевром Байрона, а Гёте - «бесконечно гениальным произведением». Общественное значение творчества Байрона, по мнению Белинского, в том, что поэт стремился «не столько к изображению современного человечества, сколько к суду над его прошедшею и настоящею историею». Духом протеста и свободы овеяна и революционно-романтическая поэзия друга Байрона - Перси Биши Шелли (1792-1822). Как и Байрон, он происходил из аристократической семьи. Подобно Байрону, и он был вынужден покинуть родину и поселиться в Италии. Однако и вдали от Англии он живо и взволнованно откликался на политические события, происходящие на родине. Как и Байрон, с которым он часто встречался, Шелли приветствовал национально-освободительную борьбу народов Италии, Испании, Греции. Уже в ранних стихах Шелли выражены свободолюбивые мысли и чувства. Юношей он отверг религию. За трактат «Необходимость атеизма» (1811)его исключили из Оксфордского университета. Как и Байрон, Шелли дорожил идеями французской революции. Однако в политических взглядах Шелли пошел дальше своего друга: он воспринял идеи утопического социализма. Обличая несправедливость, гнет церкви, монархии, Шелли вдохновлялся идеалом будущего свободного бесклассового общества. В символической поэме «Восстание ислама» (1818) он запечатлел борьбу народа фантастического Золотого города и создал революционно-романтические образы вождей восстания - девушки Цитны и юноши Лаона. Уверенные в будущей победе над тиранией, они бесстрашно встретили смерть. В лирической драме «Освобожденный Прометей» (1819) Шелли в судьбе ее героя воплотил страдания, мужество, подвиги человечества. Величественный апофеоз венчает эту драму: под освобождением Прометея поэт подразумевал будущее раскрепощение человечества. Вальтер Скотт (1771-1832), старший современник Байрона и Шелли, стал зачинателем английского исторического романа - нового жанра в литературе. Наблюдая современную жизнь и изучая историю, он понял, что и в прошлые века в обществе шла непрерывная борьба между старым, отживающим и новым, прогрессивным началами. В своих романах, где бы ни происходило действие, Вальтер Скотт изображал переломные исторические моменты, когда решались судьбы отдельных людей и целых народов. Так, в романе «Пуритане» (1816) шотландский народ восстает против деспотизма церкви и монархии. В «Айвенго» (1820), где показана Англия 12 в., идет непрерывная борьба саксонских землевладельцев и крестьян против норманнских феодалов, чувствующих себя хозяевами страны. В «Квентине Дорварде» (1823), действие которого происходит во Франции 2-й половины XV в., отражено становление абсолютистской монархии в борьбе с феодализмом. С большим мастерством передает Вальтер Скотт исторические и национальные особенности разных эпох, стран, народов. В «Уэверли» (1814), «Роб Рое» (1818), «Эдинбургской темнице» (1818) изображена родина писателя - Шотландия, ее суровая и величественная природа. На фоне народных сцен действуют герои В. Скотта: мятежный Роб Рой мстит за обиды, причиненные ему и его народу; самоотверженная крестьянская девушка Дженни Дине пешком добирается до Лондона, движимая одной мыслью - спасти свою сестру Эффи, приговоренную к казни за преступление, которого она не совершала. Свои симпатии к народу писатель выразил в романе «Айвенго» в образе Робин Гуда, названного в романе вольным стрелком Локсли. Под волшебным пером В.Скотта прошлое ожило, заиграло яркими красками. Глазами романтика смотрит писатель на ушедший мир, любуясь им, жалея, что он канул в небытие, и в то же время понимая, что ход истории требует замены старых форм жизни новыми. В своих романах В.Скотт гениально показал связь судеб отдельных личностей с историческими судьбами народов. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |