АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПАВЕЛ ФЕДОТОВ (1815-1852) – (51)

Читайте также:
  1. Берков Владимир Федотович
  2. Опыт метафизического оправдания культуры в историософии Г. Федотова
  3. Павел (Канючкевич) митрополит Тобольский и Сибирский
  4. Павел 1. Контрреформы Павла
  5. Павел I (1796-1801)
  6. Павел Алепский о нововведениях патриарха Никона
  7. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) – основоположник жанровой живописи.
  8. Философия культуры Г. П. Федотова

С именем Павла Андреевича Федотова связан важный этап становления русской реалистической живописи XIX века. Глубокой жизненной правдивостью и остротой критической мысли отмечено его творчество, замечательного живописца, прямого предшественника и родоначальника искусства критического реализма, достигшего своего высшего расцвета во второй половине XIX века. Федотов обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Обладая талантом сатирика, художник впервые в русской живописи придал бытовому жанру социальное, критическое выражение. В своих картинах живописец показывал жизнь горожан: среди персонажей его произведений были купцы, офицеры, чиновники, бедняки. Федотов большое значение придавал наблюдениям окружающей его жизни, много делал набросков с натуры. Часто действия его картин построены на конфликте, где дается социальная характеристика людей.

Жанровые картины и рисунки Федотова очень выразительно и правдиво воспроизводили жизнь простого, «маленького» человека. Созданные им образы были близки современникам. Сила федотовской сатиры не в преувеличении и гротеске, а в полной реальности изображаемого. Современников поразила именно эта необычайная жизненность и правдивость образов и безупречная точность деталей вплоть до мельчайших особенностей быта и обстановки. Достаточно вспомнить картины «Сватовство майора», «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Все холера виновата!». Федотова называли «Гоголем русской живописи».

Социальная тема с полной отчетливостью выступает уже в его первой картине — «Свежий кавалер». Федотов изобразил здесь «последствия пирушки по случаю получения первого ордена» — обычную житейскую сценку из чиновничьего быта, проникнутую незатейливым юмором. Но содержание картины становится шире ее темы, сила художественного обобщения превращает обыденное в типическое. С поразительной остротой и точностью охарактеризован «герой» — чиновник, образцовый представитель своей среды и своей эпохи. «Взгляните этому чиновнику в лицо, — писал позднее с восторгом В. В. Стасов, — перед вами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чем уже не мыслящий, кроме того, что даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице из риноцеросовой шкуры не дрогнет. Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена как наивысшего и безапелляционного аргумента, вконец опошлившаяся жизнь — все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди».

К числу лучших произведений «позднего» Федотова принадлежит картина «Вдовушка». В отличие от его более ранних картин с их многофигурной композицией и сложными сюжетами «Вдовушка» отмечена особенной, намеренной простотой. В картине только одна фигура и нет никакого действия. В полутемной, незатейливо убранной комнате стоит, облокотившись на комод, молодая беременная женщина в черном траурном платье. На ее лице застыло выражение глубокой печали и задумчивости. Этим, казалось бы, исчерпывается сюжет картины. Но, как всегда у Федотова, вещи в картине расположены так, что, внимательно рассматривая их, зритель узнает многое, и притом весьма существенное о настоящем, прошлом и даже будущем изображенной художником молодой женщины. На комоде, рядом с иконой, стоит портрет молодого офицера в гусарском мундире — покойного мужа вдовушки. В темном углу комнаты, возле кровати, горит-забытая с ночи свеча; она освещает корзину, в которую кое-как сложены немногочисленные вещи, еще принадлежащие молодой женщине; мебель уже не ее — она описана, и к ней привешены казенные печати. Муж оставил в наследство одни долги, кредиторы описали имущество, и вдове предстоит покинуть тот уютный мирок, в котором еще недавно она была хозяйкой. Безрадостное будущее открывается перед ней. Сцена, написанная Федотовым, отмечена той же непринужденной естественностью, которая характеризует и его сатирические картины. В облике вдовушки нет ничего показного, ничего нарочитого, никакой позы; в ней та же неприкрашенная жизненная правда, которая составляет самое существо федотовской живописи. Но в сравнении с более ранними произведениями «Вдовушка» раскрывает ряд существенно новых особенностей творчества Федотова. Ни в одной из прежних работ он не достигал такой силы в выражении чувства. Острота социальной характеристики уже не исчерпывает здесь задачу художника. Он становится внимательным и проникновенным психологом. Повесть, рассказанная вещами, служит лишь пояснением к той подлинной и глубоко человечной трагедии, которая воплощена в сюжете картины и в самом образе вдовушки. Главная цель художника состоит в раскрытии душевных переживаний, внутреннего мира изображенной им женщины. Эта задача определяет собою весь эмоциональный строй картины и подчиняет себе совокупность приемов ее художественного решения. Фигура вдовушки выдвинута на первый план, освещена ровным, дневным светом и сразу сосредоточивает на себе внимание зрителей. Дальний угол комнаты погружен в полумрак; среди густых теней слабо теплится пламя свечки, и колеблющийся двойной свет смягчает контуры предметов и переходы цвета. В колорите и в эффектах двойного освещения есть та тревожная напряженность, которая так удивительно соответствует душевному состоянию вдовушки. Федотов работал над картиной упорно и долго. Биографы Федотова не раз обращали внимание на одну загадочную подробность этой картины: изображение покойного мужа вдовушки представляет собою не что иное, как автопортрет самого художника. Смысл этой странной шутки был бы непонятен, если бы она не повторялась у Федотова неоднократно. Автопортреты встречаются в значительном числе его картин и сепий и в бесчисленных рисунках. Федотов как бы сливал свою жизнь с жизнью своих героев и примеривал к самому себе их судьбу, подчеркивая свою близость к тем людям, которых изображал.

Между началом профессиональной работы Федотова в искусстве в 1844 году и датой его смерти в 1852 году пролегает короткий, едва восьмилетний срок. В этом кратком периоде замкнут весь путь развития замечательного мастера. Во имя искусства Федотов отказался от военной карьеры, от богатства и семейного счастья, несмотря на трудности он работал всю жизнь не покладая рук. Постоянное физическое и умственное напряжение, неспокойное душевное состояние оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова. Непрерывные занятия живописью, особенно в вечернее и ночное время привели к приливам крови к мозгу, частым головным болям, болезни глаз и к слабости зрения; художник состарился не по годам, веселость и общительность, присущие его характере сменились задумчивостью и молчаливостью. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство и смерти в 37 лет..

Искусством Федотова завершается развитие живописи первой половины XIX столетия, и вместе с тем совершенно органически – благодаря своей социальной заостренности – «федотовское направление» открывает собой начало нового этапа – искусства критического, или, как чаще теперь говорят, демократического, реализма.

 

Изобразительное искусство первой половины XIX столетия, несмотря на тяжелые условия феодально-крепостнического строя, развивалось бурно и стремительно и, подобно литературе, обогащало духовный мир русских людей все новыми и новыми художественными ценностями, свидетельствовавшими о разнообразии и глубине творческих поисков их создателей, об их настойчивом стремлении ответить на самые жгучие, самые животрепещущие запросы своих современников.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)