АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Павел Алепский о нововведениях патриарха Никона

Читайте также:
  1. Баланс доминирования. Патриархат и матриархат
  2. Баланс доминирования. Патриархат и матриархат.
  3. Влияние подвига патриарха Ермогена
  4. Высшее управление в Патриархатах
  5. Жизнь и деятельность патриарха Никона. Старообрядческий раскол.
  6. Идеология патриарха Никона
  7. Киевская митрополия во второй половине XVII века. Обстоятельства перехода Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата.
  8. Конец Никона
  9. Константинопольский Патриархат в ХХ веке. Проблема православной диаспоры.
  10. Основные вехи истории Антиохийского Патриархата.
  11. Павел (Канючкевич) митрополит Тобольский и Сибирский
  12. Павел 1. Контрреформы Павла

 

...Московский патриарх созвал собор (1655) вследствие указаний, которыя сделал ему наш учитель (т.е. патриарх Макарий), совета, который он им дал относительно нововведений и разных погрешностей в делах веры: во-первых, относительно того, что они не служат, как мы, на антиминсе с изображениями и с надписями, освященными мощами святых, а на куске белаго полотна; во-вторых, что они, принося священную жертву, вынимают не девять чинов (частиц), а только четыре; в-третьих, что они делают в некоторых словах ошибки в «Верую во единаго Бога»; в-четвертых, прикладываются к иконам только раз или два в году; в-пятых, не принимают антидора; в-шестых, касательно их крестного знамения при ином расположении пальцев; в-седьмых, от­носительно крещения ляхов, ибо они крестят их теперь вторым крещением, и относительно разных дел и обрядов, о коих мы уже говорили и будем говорить. Патриарх Никон послушался слов нашего владыки патриарха и перевел служебник литургии с греческаго языка на русский, изложил в нем обряды и проскомидию в ясных выражениях, доступных пониманию детей, согласно под­линной греческой обрядности. Он напечатал этот служебник в нескольких тысячах (экземпляров) и роздал их по церквам всей страны; напечатал также более пятнадцати тысяч антиминсов с письменами и изображениями, освятил мощами святых и также роздал их по всей стране. Исправил многия ошибки, по царскому утверждению и повелению, на основании свидетельств закона и пророков. Заключили рассуждения на соборе, постановив, согласно мнению нашего учителя, что крещение ляхов недозволительно, как повелевается в Евхологии и Законе (Номоканон), ибо ляхи веруют в св. Троицу, крещены и не так далеко от нас, как прочие еретики и лютеране, как-то: шведы, англичане, венгры и иные французские народы, кои не постятся, не поклоняются ни ико­нам, ни кресту и т.п. Патриарх Никон, так как он любит греков, выразил согласие (на исправление) и сказал, обращаясь к архи­ереям и прочим присутствующим архимандритам и священни­кам: «Я русский, сын русскаго, но мои убеждения и моя вера греческая». Некоторые из архиереев ответили повиновением, говоря: «свет веры во Христа и все обряды религии и ея таинства возсияли нам из стран востока»; а некоторые из них – ибо во всяком народе непременно есть люди грубаго нрава и тупого ума – внутренне возроптали, говоря про себя: «мы не переменим своих книг и обрядов, кои мы приняли издревле». Однако они не смеют говорить открыто, ибо гнев патриарха неукротим: доказательство, как он поступил с епископом коломенским, ссылая его.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Прочтите рассказ Павла Алепского о нововведениях патриарха Никона. Разберитесь в предпосылках и причинах проводившейся в 50–60-е гг. XVII в. церковной реформы.

2. Насколько радикальной являлась церковная реформа? Какими методами она проводилась?

3. В чем причины яростного сопротивления старообрядцев нововведениям Никона?

4. Как реформа Никона повлияла на дальнейшее развитие русской православной церкви? Усилила или ослабила она позиции церкви перед государством?

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)