|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации. Изучение первого вопроса необходимо начать с раскрытия термина сословие
Изучение первого вопроса необходимо начать с раскрытия термина сословие. В научной литературе под сословием понимается социальная группа феодального общества, обладающая закрепленными законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Прочтите текст № 1 и попробуйте выявить схожие и отличительные черты сословно-корпоративного устройства русского и западноевропейского общества. Далее необходимо охарактеризовать правовое и экономическое положение основных социальных слоев русского общества в XVI–XVII вв. (см. тексты № 1 и 2). К высшим сословиям относилось боярство – наиболее родовитая и знатная группа феодалов, владевшая вотчинами, служившая царю и занимавшая руководящие посты в государстве. К концу XVII в. боярство все более утрачивало свою мощь и сближалось с дворянством. Другим привилегированным сословием было дворянство – военно-служилая прослойка феодалов, получавшая в пользование землю (поместье) за выполнение государственной службы. Этот слой феодалов включал в себя лиц, служивших при царском дворе (стольники, стряпчие, дворяне московские и др.), а также городовых, т. е. провинциальных дворян. Сравните правовой статус боярина-вотчинника и дворянина-помещика, а именно порядок получения земли и права собственности. В чем заключается принципиальная разница между вотчиной и поместьем? Привилегированным феодальным сословием было духовенство, имевшее крупные земельные владения. Духовенство – лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб. В православной церкви духовенство делилось на черное (монашество) и белое (священники). К низшему слою государевых людей относились служилые люди по прибору или по набору – стрельцы, пушкари, ямщики, казенные мастера, получавшие «жалование» от государства. Низшие слои «служилых людей» одновременно занимались промыслами, торговлей и сельским хозяйством. К непривилегированным (тягловым) сословиям относились посадские люди (горожане) и крестьяне. Все они были вынуждены нести тягло, т.е. выполнять комплекс повинностей в пользу государства. Среди посадских людей особо выделялись ремесленники, которые делились на несколько категорий: а) дворцовые ремесленники (обслуживали царский двор); б) записанные ремесленники (выполняли государственные строительные работы); в) посадские ремесленники (работали на рынок и на заказ). Верхушку городского населения составляли купцы. Самые богатые из них царским решением объявлялись «гостями» (в Москве таких было около 30 чел.). Все посадские люди объединялись в тягловую общину. Посадским «тяглецам» запрещен выход из посадов, они не могли продавать свои дворы и дворовые участки не тяглым людям. Городские ремесленники объединялись по профессиональному признаку в слободы и сотни, выбирали своих старост и сотских. Крестьянство, составлявшее почти 90 % населения, также делилось на ряд категорий. Среди них можно выделить частновладельческих крестьян (помещичьих и монастырских), которые жили на землях феодалов и несли тягло в пользу и феодала, и государства. Другой категорией крестьян были дворцовые крестьяне, жившие на землях великих князей или царей и несшие в их пользу государственные повинности. Они обладали самоуправлением и подчинялись царским приказчикам. Наиболее многочисленной группой являлись государственные (черносошные) крестьяне – лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные повинности. Степень эксплуатации этих крестьян была значительно ниже, чем частновладельческих крестьян. Особый слой социальных низов составляли холопы – домашние рабы, являвшиеся наследственной собственностью своего владельца. Наконец, отдельную категорию населения составляли вольные и гулящие люди (казаки, нищие, бродяги), а также инородцы, которые платили ясак – натуральный налог с народов Сибири и Севера, собиравшийся главным образом пушниной. Второй вопрос – «Закрепощение российского крестьянства» – необходимо начать с разбора термина «крепостное право».В научной литературе крепостное право (крепостничество) трактуется как форма зависимости крестьян, для которой характерно их прикрепление к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. Зависимость крестьян от феодала носила поземельный (был прикреплен к земле феодала) и личный характер. Феодал имел право судить крепостного за преступления средней тяжести (вотчинная юрисдикция), бессрочно разыскивать беглого крестьянина. С другой стороны, на землевладельце лежала обязанность обеспечить выплату крепостным крестьянином государственных налогов и отбытие им государственных повинностей. Как уже отмечалось выше, крестьяне несли комплекс повинностей в пользу феодала. Основными формами эксплуатации крестьянского труда были барщина и оброк. Барщина представляла собой феодальную повинность, которую несли крепостные крестьяне в пользу землевладельца путем отработки определенных дней (от 3 до 5) на его землях (в южных районах). Оброк подразумевал выплату крестьянами помещику натуральной и денежной дани (в центральных и северных районах). Вопрос о генезисе крепостнических отношений вызывает дискуссии среди историков. Сторонники указной теории (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Б.Д. Греков) считают введение крепостного права инициативой государственной власти для обеспечения интересов служилого сословия. Основной причиной закрепощения крестьян государством они считают хозяйственный кризис, наступивший вследствие опричнины и Ливонской войны. Социальные потрясения XVII в. – Смута, крестьянская война Степана Разина, церковный раскол непосредственно связываются с протестом крестьян против крепостного права. Сторонники безуказной теории (В.О. Ключевский) полагают, что крепостное право стало следствием реальных жизненных условий страны и было оформлено государством лишь юридически. Основная роль в закрепощении отводится не государству, а задолженности земледельцев перед землевладельцами, т.е. гражданским правоотношениям. Государство только зафиксировало в Соборном уложении сложившиеся де-факто отношения. В доказательство того, что зависимость складывалась поколениями и не была единовременным актом власти, историки приводят, в частности, отсутствие значительных выступлений против Уложения 1649 года. На основании анализа текстов № 3 и 4 попытайтесь найти аргументы в пользу указной и безуказной теорий закрепощения крестьян. Как вы думаете, как факторы здесь преобладали – политические или экономические? Затем с помощью текста № 5 охарактеризуйте основные этапы закрепощения крестьянства. Как правило, в учебной литературе начало оформления крепостнических отношений связывается с Судебником 1497 года, установившем Юрьев день (26 ноября), который ограничивал право перехода владельческих крестьян двумя неделями в году и уплатой пожилого (платы за проживание на земле феодала). Завершение становления крепостного права связывается с Соборным уложением Алексея Михайловича (1649), которое объявило крестьян и их имущество собственностью феодала и ввело практику бессрочного сыска беглых крестьян. В третьем вопросе следует изучить роль православной церкви в русском обществе. Особое внимание при этом необходимо уделить процессу постепенного подчинения церкви интересам государства. Одной из предпосылок к этому стала церковная реформа 50-х – 60-х гг. XVII века. Она началась с исправления богослужебных книг и унификации церковных обрядов. Предметом ожесточенных дискуссий стала проблема выбора образцов для таких исправлений и унификации (см. текст № 6). Часть духовенства во главе с Никоном (1605–1681), который с 1652 до 1658 г. был патриархом, отстаивала греческие образцы, другая часть, идейным вождем которой стал протопоп Аввакум (1621–1681), – древнерусские. Оба они принадлежали к кружку «ревнителей благочестия», ратовавшему за новое возвышение Московского царства, за укрепление его внутренней мощи и международного престижа. Прочтите текст № 7 и охарактеризуйте личности выдающихся церковных деятелей того времени – патриарха Никона и протопопа Аввакума. Кому из них удалось одержать верх в церковном споре? В чем заключаются причины опалы патриарха Никона? Каковы последствия церковного раскола для дальнейшего развития церкви и государства? После работы с учебными материалами и документами выполните практические задания, что позволит вам закрепить изученный материал.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |