|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации. Изучение первого вопроса необходимо начать с уяснения специфики истории как научной дисциплины, определения ее места в системе социально-гуманитарного знания
Изучение первого вопроса необходимо начать с уяснения специфики истории как научной дисциплины, определения ее места в системе социально-гуманитарного знания (текст № 1). При этом необходимо учитывать, что слово «история» имеет в большинстве европейских языков два основных значения: одно из них отсылает к прошлому человечества, другое – к литературно-повествовательному жанру, рассказу о неких событиях. Историческое знание сформировалось в древности в процессе развития общества. Интерес людей к своему прошлому стал одним из проявлений тенденции к самопознанию и самоопределению. В основе его лежали два взаимосвязанных мотива – желание сохранить память о себе для потомков и стремление понять собственное настоящее путем обращения к опыту предков. Наиболее существенными для современных дискуссий о смысле истории как науки являются два вопроса. Существует ли единое прошлое, о котором историк должен говорить правду, или оно распадается на бесконечное множество «историй»? Имеет ли исследователь возможность постичь истинный смысл прошлого и поведать правду о нем? Оба вопроса касаются кардинальной проблемы социального предназначения истории и ее «пользы» для общества. На основе выдержек из работ известных российских историков (тексты № 2 и 3) охарактеризуйте роль и значение истории для общества, ее функции (текст № 4). Учит ли чему-либо история? Ответ на этот вопрос содержится в выдержке из статьи доктора исторических наук В. Алексеева (текст № 5). Приступая ко второму вопросу, важно дать определение понятию «исторический источник» (текст № 6). При этом следует помнить, что исторические источники разнообразны по своему характеру: это письменные памятники, устные предания, произведения материальной и художественной культуры. Для некоторых эпох эти свидетельства крайне малочисленны, для других – обильны и разнородны. Чтобы воссоздать исторические события, информацию о прошлом нужно выявить, расшифровать, проанализировать и истолковать. Познание прошлого связано с процедурой его реконструкции. Чтобы понять во всей сложности и глубине специфику исследовательской работы, необходимо проникнуть в творческую лабораторию историка. В арсенал оперируемых им средств непременно входят вспомогательные исторические дисциплины. Это собирательное название ряда специфических научных ответвлений, разрабатывающих общие и частные вопросы методики и техники исторического исследования. Наиболее общей из них является источниковедение, занимающееся разработкой приемов и методов изучения и использования исторических источников. К вспомогательным историческим дисциплинам относятся также: археология, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам; палеография, занимающаяся историей письма; эпиграфика, изучающая надписи на твердых предметах (камне, дереве, металле); папирология, изучающая письмо на папирусах; дипломатика, изучающая государственные акты; археография, разрабатывающая приемы и принципы публикации письменных источников; генеалогия, занимающаяся родословиями; геральдика – гербами; сфрагистика – печатями; историческая метрология – мерами в их историческом развитии; нумизматика – монетами, фалеристика – медалями и орденами; хронология, изучающая системы летосчисления; ономастика (наука об именах) и тесно связанная с ней топонимика (выделяемая иногда в самостоятельную дисциплину), объясняющая географические названия (топонимы); историческая демография – наука о народонаселении. Все они, решая, казалось бы, частные проблемы, помогают воссоздать максимально достоверную и полную картину прошлого России. Наглядное представление о методах получения уникальной исторической информации на основе работы с вещественными и устными источниками дают тексты № 7 и 8. Третий вопрос посвящен анализу факторов самобытности российской истории. В ходе работы над данным вопросом необходимо изучить взгляды историков на прошлое нашего Отечества, его место и роль в развитии мировой цивилизации. Отметим, что в отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей исторического пути России. Сторонники концепции однолинейности мировой истории считают, что все страны и народы, в том числе Россия и русская нация, проходят в своей эволюции одни и те же, общие для всех стадии, движутся по одному, общему для всех пути. Те или иные особенности российской истории трактуются представителями этой школы как проявления отсталости России и русских. Эта точка зрения характерна в первую очередь для исторической публицистики западнического, в том числе марксистского, направления. Историки-профессионалы, исходящие из той же методологической посылки, как правило, избегают использовать применительно к истории России понятие «отсталость», предпочитая другой термин – «задержка» движения русской истории; соответственно центр исследований переносится ими на выявление причин, замедливших ход исторической эволюции России. В наиболее яркой форме эта точка зрения представлена в трудах выдающегося русского историка Сергея Михайловича Соловьева (см. текст № 9). Сторонники второго подхода к изучению русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация. Из отечественных исследователей данный подход в наиболее всесторонней форме обоснован Николаем Яковлевичем Данилевским (см. текст № 10). Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода. К представителям этого направления принадлежал видный русский историк и общественный деятель Павел Николаевич Милюков (см. текст № 11). В завершение прочитайте текст № 12 – выдержку из статьи академика Дмитрия Сергеевича Лихачева об исторической судьбе России. К какой из трех приведенных выше точек зрения на особенности русской истории можно отнести концепцию автора? Согласны ли вы с выводом автора о доминировании культурного фактора в русской истории? Естественно, что ученые не могли не учитывать влияние природного окружения на развитие русского народа и государства. О доминирующей роли природно-климатического фактора в формировании и становлении русской цивилизации свидетельствуют тексты № 14 – 15. Однако только ли природа формировала нашу цивилизационную матрицу? Доктор исторических наук С.В. Перевезенцев выделяет три основных фактора, определивших особенности (самобытность, своеобразие) русской истории: геополитический, этнополитический и религиозный (см. текст № 13). Большинство современных российских исследователей, изучающих историю Российского государства, основываются на системном методе изучения прошлого, который учитывает влияние многих факторов (культурных, религиозных, политических, социально-экономических и т.д.) на исторический процесс. К числу объективных факторов исторического процесса историки относят следующие: 1. Среда обитания – внешние условия жизнедеятельности общества: геофизические, климатические, коммуникационные особенности занимаемой территории, ее размеры и природные ресурсы. 2. Геополитические условия – соседние народы, характер отношений с ними, место и роль в мировом сообществе. 3. Демографическое движение – численность, плотность населения и темпы его роста. 4. Способ производства, развитие производительных сил. К субъективным факторам исторического развития относят: 1. Цивилизационные и этнические особенности жизнедеятельности народа, сложившиеся к данному историческому периоду. 2. Господствующие идеи о социальном устройстве, государственном строе, нравственных нормах и жизненных ценностях. 3. Деятельность государственных деятелей, исторических личностей, политических партий и их лидеров, открытия ученых, изобретателей. Каждый из указанных факторов влияет на исторический процесс во взаимодействии с другими факторами и по-разному в различных исторических эпохах. Безусловно, история народов – это не прямолинейное и равномерное развитие, а путь, изобилующий зигзагами и поворотами, различными темпами изменений. Российская история особенно характеризуется разнообразием форм и типов общественных процессов из-за сложных условий жизнедеятельности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |