АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Публикации в научных журналах. 1. Алаев Л.Б. Альтернативность и однолинейность в истории: (мнимые альтернативы и жестокие тупики в историческом процессе) // Философские науки

Читайте также:
  1. БИБЛИОГРАФИЯ НАУЧНЫХ РАБОТ БРЯНСКОЙ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛЫ
  2. Второй этап (конец XIX — начало XX в.) — период формирования предмета и естественнонаучных основ гендерной психологии.
  3. Выбор оптимального режима работы в научных организациях
  4. ГЕНЕЗИС НАУЧНЫХ ИДЕЙ О ПОЛИТИКЕ
  5. Значение научных определений
  6. Историческое развитие способов трансляции научных знаний
  7. История развития научных основ севооборотов
  8. Концепция неявного знания М. Полани и многообразие научных традиций
  9. Краткая характеристика научных этапов психологии
  10. Методы научных исследований.
  11. Моделирование в научных исследованиях
  12. Персонал научных организаций

1. Алаев Л.Б. Альтернативность и однолинейность в истории: (мнимые альтернативы и жестокие тупики в историческом процессе) // Философские науки. 2005. № 6. С. 101–111.

2. Алексеев А. Возвращение к фактам, или как восстановить единство истории // Наука и жизнь. 2006. № 6. С. 20–30.

3. Алексеев С.В. От предания к летописи: эволюция исторического сознания древних славян // Вопросы истории. 2006. № 1. С. 79–105.

4. Валитов О.К., Умеркаев Ф.Г. Россия в мировом сообществе наций // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 2. С. 33–50.

5. Васильев Л.С. Движущие силы и динамика исторического процесса // Общественные науки и современность. 2006. № 6. С. 124–137.

6. Гросул В.Я. О периодизации всемирной и отечественной истории // Отечественная история. 2007. № 3. С. 122–139.

7. Зубов А.Б. Циклы русской истории // Вопросы философии. 2005. № 3. С. 161–166.

8. Искендеров А.А. Два взгляда на историю // Вопросы истории. 2005. № 4. С. 3–22.

9. Кива А.В. Тернистый путь к самопознанию // Общественные науки и современность. 2008. № 4. С. 58–68.

10. Корецкий В.А. Глобализация и марксистский взгляд на всемирно-исторический процесс // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2007. № 2. С. 18–26.

11. Лубский А.В. Неоклассическая модель исторического исследования в культурно-эпистемологическом контексте начала XXI века // Общественные науки и современность. 2009. № 3. С. 158–168.

12. Любутин К., Кондаков П. Основания философии истории Маркса // Свободная мысль. 2007. № 6. С. 139–148.

13. Медушевский А.Н. Аналитическая история: Журнал и приоритетные направления его развития // Отечественная история. 2008. № 5. С. 3–18.

14. Назаретян А.П. Знает ли история сослагательное наклонение?: (Мегаисторический взгляд на альтернативные модели) // Философские науки. 2005. № 2. С. 7–18.

15. Орлов И.Б. Устная история: генезис и перспективы развития // Отечественная история. 2006. № 2. С. 136–148.

16. Паин Э.А. Исторический «бег по кругу» (Попытка объяснения причин циклических срывов модернизационных процессов в России) // Общественные науки и современность. 2008. № 4. С. 5–20.

17. Панфилова Т.В. Проблема смысла истории // Вопросы философии. 2006. № 12. С. 11–23.

18. Розов Н.С. Цикличность российской политической истории как болезнь: возможно ли выздоровление? // ПОЛИС (Политические исследования). 2006. № 3. С. 8–28.

19. Российская история: теория изучения и методы преподавания [обмен мнениями] / Материал подготовил С.С. Секиринский // Отечественная история. 2008. № 3. С. 155–182.


Тема 1.2. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

План

1. Этногенез, занятия и общественный строй восточных славян

2. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория и антинорманизм.

3. Принятие христианства и его значение.

 

Изучение первого вопроса необходимо начать с рассмотрения термина этногенез. В научной литературе под этногенезом (от греч. ethnos – племя, народ и «генез») понимается процесс происхождения того или иного народа.

Далее необходимо выяснить место расположения прародины древних славян. В настоящее время по вопросу о месте возникновения славян­ской этнической общности есть три наиболее распространенные точки зрения. Согласно первой точке зрения таким районом была территория среднего Дуная, второй – междуречье рек Висла и Одер, третьей – среднее Приднепровье и бассейн реки Припять (современные Украина и Белоруссия) (текст № 2).

По времени расселение славян совпало в основном с заключи­тельным этапом Великого переселения народов (V–VII вв.). В ре­зультате этого процесса в IX–X вв. славяне расселились на обширной территории: от современного Русского Севера до Среди­земноморья и от Волги до Эльбы.

Обратите внимание, что сам термин «славяне» появился не сразу. Античные (I–II вв.) и византийские (VI–VII вв.) авторы упоми­нают славян под разными именами: венеды, анты, склавины. Место расселения антов обычно связывают с Северным Причерноморьем (между Северским Донцом и Карпатами), склавинов – к западу от Днестра. На рубеже V–VI вв. н. э. анты совместно со склавинами вступили в борьбу с Византией. Название анты исчезает из пись­менных источников в VII веке.

В середине I тыс. н. э. на обширной территории Восточной Ев­ропы от озера Ильмень до Причерноморских степей, от Восточных Карпат до Волги расселились восточно-славянские племена. Историки на основании «Повести временных лет» – летопис­ного свода начала XII в. – насчитывают 15 славянских племен. Используя атлас или карту, покажите районы размещения славянских племен: полян, северян, древлян, дреговичей, вятичей, радимичей и др.

Обратите внимание, что славяне жили в окружении многочисленных соседей. На северо-западе обоснова­лись прибалтийские племена – предки современных литовцев, латышей и эстонцев. В северо-восточных районах жили другие фин­но-угорские племена (мордва, весь, карела, чудь). В южных степях обитали кочевники: авары, хазары, в IX в. там появились печенеги, а в XI – половцы. Значительное влияние на славян оказывала Византийская империя – государство, образовавшееся в восточной части Римской империи (IV – сер. XV вв.), а также жители Скандинавского полуострова, которых славяне называли варягами.

Хозяйственные занятия славян отличались разнообразием. В основном это было земледелие, в том числе пашенное, а также ско­товодство. Развивались ремес­ла – кузнечное, гончарное, ювелирное. Большим подспорьем в хозяйстве восточных славян было бортничество, охота, рыболовство. Зарождалась торговля, связанная в первую очередь с водными путями (текст № 3).

Далее необходимо рассмотреть религиозные верования славян. Известно, что наши предки были язычниками. В их верованиях различаются два на­правления: поклонение явлениям природы и культ предков. Языче­ская мифология славян – предмет научных дискуссий. Славяне не имели храмов, только языческие святилища, где стояли изображе­ния наиболее почитаемых богов. Не было и особого сословия жрецов, хотя волхвы и кудесники, по-видимому, выполняли опреде­ленные функции служителей этих богов и толкователей их воли. Наиболее почитаемыми богами славянского пантеона были: Даждь-бог – Бог солнца, Перун – Бог грома и молнии, Стрибог – Бог ветра, Волос (Велес) – покровитель скотоводства. Культ предков выражался в поклонении различным духам. Ими выступали умершие предки, которые в представлении славян покровительствовали роду и впоследствии отдельным семьям (текст № 4).

Что представляла общественная организация восточных славян в VI–XI вв.? Большинство ученых полагают, что ее осно­ву составляла родовая, затем соседская община. В процессе роста населения и совершенствования орудий труда племена рас­падались на несколько родственных. Они селились в небольших по­селках, которые объединялись в союзы (территориальные или соседские). Объединение в союзы было следствием как экономи­ческих, так и политических причин (необходимости совместной обо­роны от внешних врагов). В «Повести временных лет» упоминаются племенные союзы радимичей, вятичей, полян и др. Возглавляли такие объединения племен вожди, которые по сво­ему положению стояли выше племенных князей. Вождь или князь возглавляли военную дружину. Кроме того, важнейшими элементами политической организации славянских племен были совет старей­шин и вече – общее собрание свободного мужского населения племени (текст № 5). Появление союзов племен было предвестником появления у восточных славян государственности.

Приступая к изучению второго вопроса –«Образование Древнерусского государства», – необходимо, опираясь на материал дисциплины «Теория государства и права», назвать основные признаки государства и перечислить его важнейшие функции. Под государством, в первую очередь, следует понимать систему органов управления и права, рас­пространяющуюся на определенную территорию.

Существуют две основные теории образования государства: договорная и классовая. Обе они основываются на одних и тех же предпосылках, но указывают различные средства складывания государственных институтов и разные конечные цели (текст № 6).

Обратите внимание на то, что нет ясности в происхождении слова «Русь», дав­шего название нашему Отечеству. По одной версии – «русы суть племя из славян», обитавшее в Среднем Приднепровье (Б.А. Рыба­ков). По другой – русы – скандинавское племя, к которому при­надлежал основатель славянского государства Рюрик (текст № 8).

Эта версия вытекает из так называемой «норманнской теории». Суть ее сводится к тому, что славяне IX–X вв. «жили звериньским образом» (выражение летописи), и поэтому основателями славянского государ­ства могли быть только дружины варягов. Концепция сканди­навского происхождения славянского государства вытекает из «Повести временных лет», в которой сообщается, что в 862 г. для прекращения междоусобиц славяне обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (т.е. порядка – авт.) в ней нет. Да пойдете княжить и володети нами». Варяги от­кликнулись на призыв, и три брата: Рюрик, севший в Новгороде, Синеус – в Белоозере и Трувор в Изборске положили основу ва­ряжской династии.

Большинство историков считают, что Синеуса и Трувора на са­мом деле не существовало (в переводе с древнешведского языка слова «сине хус трувор» означают «с домом и дружиной»). В то же время ряд исследователей, в том числе и антинорманисты, призна­ют, что в основе легенды лежит исторический факт вокняжения в Новгороде скандинава, положившего начало династии Рюрикови­чей, которая вскоре ассимилировалась с местным населением (уже внук Рюрика Святослав носил славянское имя). Вполне возможен был и насильственный захват власти варягами с последующим оформ­лением акта «добровольного» их признания.

Сегодня значительная часть исследователей склонна соединять доводы «норманистов» и «антинорманистов», отмечая, что возник­шие предпосылки образования государства были реализованы с уча­стием норманнского князя Рюрика и его дружины (текст № 7). Какая точка зрения Вам кажется более убедительной? Подготовьтесь к обоснованию и защите своей позиции в рамках дискуссии на семинарском занятии на тему: «Создатели Древнерусского государства – варяги или славяне?»

Возвращаясь к названию «Русь» сточки зрения норманнской теории, необходимо отметить два обстоятельства: либо это название первоначально определяло норманнов, а затем было перенесено и на славян, либо оно было славянского происхождения и в определенный момент стало обозначать и тех норманнов, которые вступи­ли в союз со славянской Русью. Последнее может свидетельство­вать о внутреннем развитии Русского государства, но и первое вовсе не означает решающую роль норманнов в этом процессе. Лингви­стическая проблема не влияет на оценку исторических процессов образования древнерусского государства. Большинство названий племен возникло случайно, и часто бывало так, что какое-нибудь племя получало от соседей имя, отличное от того, которым оно на­зывало себя само.

В истории человечества неоднократно бывало так, что завоева­тели навязывали покоренной стране свое название, но было и нао­борот: название завоеванной страны принималось завоевателями. Например, англосаксы усвоили название Великобритания, включа­ющее обозначение древнего этноса (бриттов); немцы употребляли название Пруссия – от балтийского племени пруссов. В истории бы­ли и совсем удивительные случаи, когда, например, средневековые авторы называли Русь Грецией, очевидно, из-за общей религии и сходного алфавита.

Напомним, что завоеванный в 882 году новгородским князем Олегом Киев ста­новится центром Древнерусского государства, именуемого в исто­рической литературе Киевской Русью.

Приступая к изучению третьего вопроса – «Принятие православия и его значение» – необходимо выяснить предпосылки этого события. С какой целью в 988 г. киевский князь Владимир крестил Русь? Думается, что в этом событии следует видеть не только религиозную реформу, но и определенные политические действия, направленные на укрепление киевского го­сударства.

Обратите внимание, что религиозная деятельность Владимира состоит как бы из двух этапов. Языческая реформа 980 г., которая не решила постав­ленных перед ней задач, и христианская 988 года. Суть первой за­ключалась в том, чтобы собрать всех богов, которым поклонялись различные племена, и составить из них в Киеве пантеон, обязатель­ный для всего государства. Владимир желал создать такую религию, которая могла бы крепче объединить его государство (Б.Д. Гре­ков).

Историки по-разному оценивают христианизацию Руси. По традиционной точке зрения возникла настоятельная необхо­димость для замены старой идеологии родоплеменного строя идеологией народившегося феодализма. Петербургский историк И.Я. Фроянов считает, что главной целью принятия христианст­ва стало сохранение старых родоплеменных порядков, сложивших­ся в IX–X веках. Христианство должно было стать средством сплочения разрушавшегося межплеменного союза для удержания в нем господствующих позиций киевской верхушки.

Говоря о значении принятия христианства, следует также по­мнить о различных оценках этого факта. Сторонники традиционной точки зрения видят в нем идеологическое обоснование феодальных отношений, их катализатор. Фроянов, наоборот, полагает, что вве­дение христианства в конце X в. опережало события и не имело под собой социальной опоры. Только на рубеже XIV–XV вв., когда завершилось формирование классов феодального общества, оно стало орудием классового господства, главным рычагом для объе­динения русских земель вокруг Москвы. Поэтому христианство, вводимое по воле киевской знати и полянской общины, наталкива­лось на сопротивление других славянских общин. В этом главная причина медленного его распространения в Древней Руси, растя­нувшегося на XI–XV века.

Подавляющее большинство исследователей считает, что приня­тие христианства ввело Киевскую Русь в мировое христианское об­щество; облегчило налаживание связей с государствами Европы; способствовало обогащению культуры древнерусского общества и распространению византийской живописи, архитектуры, письмен­ности, литературы (текст № 10).

Закрепить изученный материал вы сможете, самостоятельно выполнив практические задания, приведенные после документов. Еще ниже содержится список научной и учебной литературы, в которой вы можете найти дополнительную информацию о рассматриваемых вопросах.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)