АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Французский реализм. Проспер Мериме (1803-1870) - наиболее признанный мастер французской реалистической новеллы

Читайте также:
  1. Английский реализм
  2. В) Сюрреализм
  3. Г) Три основные формы абстрактной живописи, соответствующие импрессионизму, кубизму и сюрреализму
  4. Драма Шиллера «Вильгельм Телль». Реализм и народность произведения.
  5. Евгений Онегин” — первый роман критического реализма в мировой литературе. Особенности композиции.
  6. Здравый смысл. Наивный реализм
  7. Итальянский неореализм
  8. Литературное направление: соцреализм (формально)
  9. Мыми и священными правами. Французский народ торжественно
  10. Научное знание. Критический, научный реализм
  11. Особенности англ. реализма Чарльз Дикинз , Бронте, В.Теккери.
  12. Противостояние реализма и модернистского нового искусства

Проспер Мериме (1803-1870) - наиболее признанный мастер французской реалистической новеллы. Отточенность его стиля, ясного и рассудочного, часто находится в некото­ром противоречии с драматическими сюжетами произведе­ний. История Кармен, рассказанная Мериме («Кармен», 1845), мужественный и трагический образ корсиканца Ма­тео Фальконе, застрелившего своего сына («Матео Фалько­не», 1829), повесть о негритянском вожаке племени «Таман­го» (1829) знакомят с драматической судьбой людей силь­ных, решительных, противопоставивших свой «закон», за­кон племени, определенной социальной среды, понятиям о личности, сложившимся в буржуазной среде с ее лицемери­ем и лживой моралью.

Автор намеренно скрывает от читателя свое сочувствие к таким героям, как Кармен и Хозе, самим стилем рассказа он как бы демонстрирует свое равнодушие к их драме. На самом же деле Мериме испы­тывает читателя, ставя его лицом к лицу с нетривиальными, неоднозначными обстоятельствами.

В 1829 г. Мериме опубликовал свой известный исторический роман «Хроника времен Карла IX», где изобразил крова­вые события Варфоломеевской ночи 1572 г.

 

Реалистическое направление в литературе XIX в. возгла­вили великие французские романисты Стендаль и Бальзак. Во многом опираясь на опыт романтиков, глубоко интересо­вавшихся историей, писатели-реалисты увидели свою задачу в том, чтобы изобразить общественные отношения современ­ности, быт и нравы Реставрации и Июльской монархии.

Фредерик Стендаль (псевдоним Анри Мари Бейля; 1783­1842) в своем творчестве постарался исследовать процесс ста­новления человеческих характеров. В 1830 г. он создал роман «Красное и черное», а в 1839 г. в Париже в течение двух ме­сяцев написал роман «Пармская обитель». Центральные герои этих про произведений ­Жюльен Сорель, сын плотника из французской провинции («Красное И черное»), и итальянский аристократ Фабрицио дель Донго («Пармская обитель») - на протяжении пове­ствования переживают сложную эволюцию своих взглядов. Исследуя жизнь человека, Стендаль стремился дать много­сторонний анализ его действий и поступков, показать черты добродетели и порока в их жизненном смешении. Герой Стендаля - это всегда страстный человек, не вполне сам осознающий силу и непредсказуемость своих страстей.

 

Главой реалистической школы 30-40-х годов во Франции был Оноре де Бальзак (1799-1850). Им создан большой цикл романов и повестей, которые писатель объединил под общим названием «Человеческая комедия».

Бальзак запечатлел жизнь Франции в период Реставра­ции и Июльской монархии, всесторонне описав соци­альные, экономические отношения своего времени, без ко­торых наше представление о буржуазном обществе и пер­соналиях той эпохи оказалось бы неполным.

Всемирную славу принесли Бальзаку романы «Шагрене­вая кожа» (1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834), «Утраченные иллюзии» (1837-1843); повести и расска­зы «Гобсек», «Неведомый шедевр», «Полковник Шабер», «Дело об опеке» и др.

Бальзак насытил свои произведения живыми подробно­стями, бытовыми деталями. Более других художников 30-х го­дов он настаивал на изображении обыденных сторон частной жизни, на правдивом воспроизведении социальной среды. Нравственное падение людей, их корыстные интересы в условиях буржуазного общества нашли отражение во всех произведениях Бальзака. Писателю часто не хватало одного романа, чтобы рассказать, как сложилась жизнь персонажа, поэтому его герои встречаются в разных произведениях. Иногда он изображал их уже взрослыми, сложившимися, а затем в другом романе описывал их юность.

Бальзак показал, что деньги часто губят человеческие жизни, растлевают таланты, делают детей врагами родителей, поскольку в погоне за счастьем каждый готов отнять деньги у другого. В течение последующего столетия крупнейшие пи­сатели мира будут вслед за Бальзаком возвращаться к этой черте человеческих взаимоотношений, рассказывая о власти денег над людьми. Достаточно назвать таких писателей, как Э. Золя и Ф. Мориак, Т. Драйзер и У. Фолкнер. Гениальность Бальзака сказалась не только в том, что он дал глубокое изоб­ражение современного социума, но сумел создать необычай­но живые характеры - около двух тысяч героев, оригиналь­ных характеров.

 

После смерти Бальзака самым значительным представите­лем реалистической школы во Франции стал Гюстав Флобер (1821-1880). Его роман «Госпожа Бовари» ( 1857) оказался новой вехой в развитии литературы и искусства. Он создал образ молодой женщины, ставшей жертвой мещанской, про­винциальной среды. Но Флобер обвинял не только общество, которое в период Второй империи уже отказывалось жить возвышенными идеалами, он упрекал и Эмму Бовари в том, что ее представления о жизни поверхностны, бессодер­жательны, в том, что она живет иллюзиями и не умеет по­стоять за себя. Автор показал, что человеку не так-то просто уберечь себя от пошлости. Не только Эмма Бовари, но и Фре­дерик Моро (роман «Воспитание чувств», 1869), устремив­шись на поиски большого, сильного чувства, в силу объек­тивных причин не смог его обрести.

Разрыв между идеалом и действительностью, который осве­щали еще романтики, рассматривался Флобером реалистиче­ски. Искалеченная жизнь служанки Фелисите (рассказ «Про­стая душа», 1877), с точки зрения Флобера, - очевидное след­ствие уродливого уклада жизни современного общества.

 

Ги де Мопассан (1850-1893), считавший себя учеником Фло­бера, выступил впервые в литературе в 1880 г. с рассказом «Пышка». Мо­пассан описал небольшую группу состоятельных людей, уез­жавших в период оккупации из Руана. Это были состоятельные люди, спасавшие свое имущество, но выдававшие себя за патриотов. В рассказе им противопоставлена женщина улицы - Элизабет Руссе, по прозвищу Пышка, красивая, но вульгарная. Пышка тоже уезжает из Руана «по патриотичес­ким соображениям», она не желает оставаться в городе, за­нятом пруссаками. Писатель не идеализирует Пышку, но со­поставление ее с другими героями рассказа оказывается не в пользу последних.

Впоследствии Мопассан не раз возвращался к мотивам своего первого произведения. В новеллах «Дядюшка Милою», «Мадемуазель Фифи», «Тетка Соваж», «Пленные», «Два при­ятеля», «Дуэль» стихийный народный патриотизм противопо­ставлен лицемерию господствующих слоев Франции. Мопас­сан создавал новеллы, где на нескольких страницах раскры­вал жизнь в ее повседневном течении, изображая трагичес­кое наряду с комическим, всегда давая свое особое освеще­ние событий.

Большой известностью пользуются романы Мопассана: В одном из них («Жизнь», 1883) рассказана грустная история Жанны де Во. Вступая в жизнь, Жанна полна надежд, но она терпит одно разочарование за другим, становится жертвой грубости и цинизма мужа. Это роман о женщине, которая «не то чтобы гибнет, а бесцельно увядает, ничего не дав миру». Так определил тему романа Л.Н. Толстой.

Если молодые люди, мечтавшие вступить в единоборство с буржуазным миром в начале XIX в. (Ж. Сорель у Стендаля, Растиньяк у Бальзака), обладали незаурядными личными каче­ствами, то современный «герой» Франции Третьей республи­ки, каким изобразил его Мопассан, - это человек с низ­менными стремлениями и мелкой душой. В романе-памфлете «Милый друг» (1885) писатель дал портрет молодого мужчи­ны, сильно отличавшегося от молодых героев Стендаля или Бальзака. Жорж Дюруа бездарен, плохо владеет пером, но его беспринципность, энергия, готовность на все ради денег вполне устраивают фИ1:Iaнсиста Вальтера, владельца газеты. Подогревая общественное мнение статейками Жоржа Дюруа (написанными не им самим), газетчик Вальтер и демагог-де­путат Ларош-Матье провоцируют войну в Индокитае, называя ее «Танжерской экспедицией». Изображая эту авантюру.

 

Критика буржуазной действительности определила основ­ное направление творчества Эмиля Золя (1840-1902). Вы­ступив в 80-х годах с рядом статей, он утверждал, что теперь искусство подошло ближе к изображению повседневных фактов, чем это делали Бальзак или Стендаль. Золя возглавил группу писателей-натуралистов, которые относились к жиз­ненному материалу как ученые-экспериментаторы.

Свою двадцатитомную серию романов «Ругон-Маккары» (1871-1893) Золя превратил в обстоятельную «естественную и социальную историю одной семьи в эпоху второй импе­рии», как сказано в подзаголовке. Эта серия романов охва­тывает события с декабрьских дней 1851 г., когда Луи Бона­парт захватил власть.

Золя обстоятельно освещает вопрос о влиянии среды на человека (история прачки Жервезы в романе «Западня»). Алч­ность и авантюризм буржуазии он описывает в романах «До­быча», «Чрево Парижа», «Деньги». Большой роман посвятил Золя жизни шахтеров и их борьбе против шахтовладельцев («Жерминаль», 1885). Писатель говорил, что он изобразил столкновение труда и капитала, за порогом которого стоит социальная революция. Интересный роман посвятил Золя жизни художника-импрессиониста Клода Лантье («Творчество», 1886).

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)