|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Живопись ГерманииГермания в начале XIX в. переживала общественно-политический подъём. Сопротивление завоеваниям Наполеона и освободительная война 1813 г. сделали немецкий патриотизм всеобщим, а подданные трёхсот немецких карликовых государств осознали себя единым народом. В раздробленной стране почти каждый город был столицей или университетским центром. Немецкие государи нередко стремились восполнить свою политическую слабость покровительством наукам и искусству. Самым увлечённым и щедрым из этих меценатов на троне оказался баварский король Людвиг I. Германия сыграла исключительную роль в истории романтизма — направления в европейской культуре конца XVIII — первой половины XIX вв. Именно немецкие писатели и критики были его первыми теоретиками. Книга Вильгельма Генриха Вакенродера (1773—98) «Сердечные излияния монаха — любителя искусств» (1797) стала манифестом романтизма в изобразительном искусстве: она провозгласила решительный отказ от любых «правил красоты» и объявила основой творчества искреннее чувство. Сам термин «романтизм» был введён Фридрихом Шлегелем (1772—1829), немецким критиком, философом и писателем.
Рунге создал глубоко символичный аллегорический цикл «Времена дня» (не закончен), в котором воплотил свои представления о мистической одухотворенности природы, о слиянии художника-творца с мирозданием «Утро, малый вариант». Утро, день, вечер и ночь, сменяющие друг друга, были для романтиков символом и человеческой жизни, и земной истории; они воплощали вечный закон, по которому всё в мире рождается, растёт, стареет и уходит в небытие — чтобы возродиться вновь. Рунге глубоко чувствовал это вселенское единство, как и внутреннее родство разных видов искусства: он предполагал выставить «Времена суток» в специально спроектированном здании, сопроводив их музыкой и стихотворным текстом. Рунге не хватило жизни, чтобы воплотить свой замысел: из четырёх картин закончена только одна, «Утро». Она наивна и светла, как сказка. Младенец, лежащий на жёлто-зелёном лугу, символизирует зарождающийся день; женская фигура на фоне золотого неба и сиреневых далей — древнеримская богиня утренней зари Аврора. Под влиянием учения немецкого мистика Я. Бёме Рунге увлекался символикой цвета, проблемой связи цветовой и музыкальной гармонии. Эти идеи художник выразил в трактате «Шар цветов, или Конструкция соотношения всех смешанных цветов и их родственных связей, с приложением опыта выведения гармонии соотношения красок». В многообразии красок, в сложных соотношениях цвета, света и тени Рунге видел ключ к тайнам Вселенной, откровение Мирового Духа (так некоторые романтики называли Бога, который представлялся им растворённым в природе). Рунге умер в молодые годы, тем не менее его творчество оказало значительное влияние на последующее развитие немецкого и всего европейского искусства XIX в. Рунге умер от туберкулёза в возрасте тридцати трёх лет: всё его творчество приходится на последние семь лет жизни. В своих живописных мифах он воплотил многогранное единство Бога, мира и человека — основную мысль немецкой романтической философии.
Первое живописное произведение художника — «Крест в горах». Резной крест на вершине скалы — обычный мотив среднеевропейского пейзажа того времени. Однако в последних лучах солнца, которое уже опустилось за край гор, он кажется настоящим голгофским распятием. Полотно насыщено богословским смыслом, переданным через земные образы: солнце, скрытое от зрителя, воплощает Бога Отца, Христос на кресте освещает сумеречный мир Его отражённым светом, вечнозелёные ели — символ христианской надежды. В своих работах выражал восхищение стихийной мощью, грозной беспредельностью природы, созвучие ее сил движениям человеческой души. Художник изображал поросшие лесом горы Баварии - «Утро в горах» или пустынное побережье Померании - «Восход луны над морем» с затерянными в дюнах одной-двумя человеческими фигурками, подчиняя пейзажные мотивы эффектам рассеянного, таинственно мерцающего или феерически вспыхивающего освещения. В «Зимнем пейзаже с церковью» три башни готического храма, как будто повисшие в синеватой мгле тумана, кажутся воздушным замком или призрачными тенями трёх елей, растущих на переднем плане. В их хвое спрятано распятие, перед которым горячо молится калека, отбросивший в сторону костыли. В 1810 г. Фридрих отправил на выставку Академии художеств в Берлине две новые работы — «Монах у моря» (Картина завораживает зрителя необъятностью морской дали. Вся композиция состоит из разноцветных горизонтальных полос: почти белый прибрежный песок с одинокой фигуркой монаха, чёрно-синее море, свинцово-серое, светлеющее в вышине небо. Основной мотив картины — линия горизонта: её скрывают тучи, однако соседство тяжёлых волн и подвижного неба выявляет эту линию, и она уводит взгляд зрителя в глубину) и «Аббатство в дубовом лесу». Эти картины имели успех, их приобрёл прусский король Фридрих Вильгельм III, а сам живописец был избран почётным членом Берлинской академии художеств. Сцены зимнего пейзажа или полыхающего сухого леса, на фоне которых как символы времени высятся руины и распятия, привносят в картины чувство необычного и таинственного. Частый мотив пейзажей Фридриха — фигура созерцателя. Как правило, он обращён к зрителю спиной: художника интересуют не индивидуальные черты персонажей, а их общая увлеченность грандиозностью и величием природы - «Меловые скалы на острове Рюген», «Странник над облаками», «Двое, созерцающие луну». Освещенные загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом виды пустынного побережья Померании всегда заключают в себе почти мистическое чувство грандиозности и величия природы – «Кораблекрушение при лунном свете», «Закат солнца (Братья)». С середины 20-х гг. XIX в. мастер жил замкнуто и одиноко. Задолго до своей смерти этот художник был забыт зрителями. Его оценили по достоинству только в начале XX столетия.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |