|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Французский романтизм. С начала XIX в. во Франции выступили выдающиеся писатели-романтики (поэты, романисты, драматурги), ставшие властителями дум своего поколения - Виктор ГюгоС начала XIX в. во Франции выступили выдающиеся писатели-романтики (поэты, романисты, драматурги), ставшие властителями дум своего поколения - Виктор Гюго, Жорж Санд, Александр Дюма. От других представителей романтического направления их отличало стремление обращаться к широким кругам читателей, к людям из народа, которых они начали изображать в своих драмах и романах. Виктор Мари Гюго (1802-1885) имел мало соперников даже в такой богатой литературе, как французская. В 20-х годах выходят его поэтические сборники - «Оды», «Оды и баллады», «Восточные мотивы». Гюго возглавил романтиков прежде всего как теоретик искусства и драматург. Его драмы «Эрнани» (1830), «Король забавляется» (1832), «Мария Тюдор» (1833) и «Рюи Блаз» (1838), поставленные в «Комеди Франсез», театре Корнеля и Расина, на многие годы всколыхнули общественное мнение, вызывая скандал в среде аристократически настроенной публики своим демократизмом и новаторством. К моменту, когда во Франции произошла июльская революция 1830 г., Гюго уже вполне сознательно выступал как республиканец в защиту социальной справедливости в повести «Последний день приговоренного к казни» (1829), в историческом романе «Собор Парижской Богоматери» (1831) и в рассказе «Клод Ге» (1834). В романе «Собор Парижской Богоматери», создав идеально прекрасный образ Эсмеральды и пугающе уродливый об раз Квазимодо, который, как в сказке, преображается под влиянием добра, Гюго показал, что подлинная красота человека и его величие проявляются в любви и доброте. Вместе с тем автор создал необычайно яркий по краскам и драматическим обстоятельствам исторический роман о Париже ХУ в. с его знаменитым собором - живым воплощением средневековья. Писатель осудил религиозный фанатизм и изобразил народ, который со временем оказался способен пойти на штурм Бастилии. После прихода к власти Наполеона 111 и до самого падения Второй империи Гюго находился в изгнании. На островах Атлантического океана (Джерси, Гернси), где он провел девятнадцать лет, он создал сатирическую книгу стихов «Возмездие» (1863), направленную против Наполеона 111, романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869). Вернувшись во Францию в 1870 г. после поражения страны во франко-прусской войне, после падения режима Второй империи, Гюго горячо откликнулся на борьбу Парижской коммуны и осудил ее палачей в прекрасном сборнике политических стихов «Грозный год» (1872). Вскоре он издал исторический роман «Девяносто третий год» (1874), рассказав о борьбе республиканцев с монархистами в период революции.
Из новых литературных жанров, разработанных романтиками, нужно отметить исторический роман. Вальтер Скотт в Англии, Александр Дюма-отец (1802-1870) во Франции создали увлекательные романы приключений, построенные на историческом материале. Однако, в отличие от В. Скотта, А. Дюма «не был ни эрудитом, ни исследователем. Он любил историю, но не уважал ее». Это замечание А. Моруа в его книге «Три Дюма» во многом справедливо. «Что такое история? - говорил Дюма. - Это гвоздь, на который я вешаю свои романы». Его романы увлекают мастерством в построении сюжета и диалога. «Три мушкетера» (1844), «Двадцать лет спустя» (1845), «Граф Монте-Кристо» (1846), «Королева Марго» (1845), как и многие другие («Графиня де Монсоро», «Ожерелье королевы»), представляют собой вольное, но яркое изложение различных исторических событий. В романах Дюма выступают Людовик ХIII, Ришелье, Анна Австрийская, герцог Букингемский. Многое в их характеристике достоверно. Но, по сути говоря, исторический роман Дюма знакомит нас с романтическими героями. События в романах развиваются по воле случая, часто по воле людей, не причастных ко двору и забытых историей, - мушкетеров, хорошеньких камеристок королевы. Эти вымышленные герои ухитряются присутствовать в решающие моменты подлинной истории. Атос прячется под эшафотом во время казни Карла 1 Стюарта и слышит его последние слова. Атос и д'Артаньян вдвоем восстанавливают Карла 11 на английском троне. Арами с пытается подменить Людовика XIV его братом-близнецом, который впоследствии станет Железной Маской. Д'Артаньян и его друзья заставляют примириться французских вельмож, диктуют мир Анне Австрийской и Мазарини. Герои Дюма, его побратимы-мушкетеры, - бедные дворяне и потому люди гордые, но великодушные. Это отличные товарищи. Вовлеченные в самые невероятные приключения, они умеют сохранять верность своим идеалам.
По своим общественным взглядам близка к Гюго Жорж Санд (1804-1876). Женщина выдающегося ума, республиканка по убеждениям, Аврора Дюдеван в 30-40-е годы выступила под псевдонимом Жорж Санд со своими романами «Индиана» (1832), «Валентина» (1832) и «Консуэло» (1843). Жорж Санд была горячей сторонницей женского равноправия. Ее героини, как и сама писательница, - женщины волевые, самостоятельные, способные на глубокое чувство. Писательница умела найти пленительные краски, чтобы обрисовать богатый духовный мир своих героев, их горести и радости. Свободолюбие, осуждение всякой эксплуатации человека человеком, поэтизация народных героев-тружеников характерны не только для романов, но и для повестей Ж. Санд «Странствующий подмастерье», «Мельник из Анжибо», «Чертово болото» и «Маленькая Фадетта».
Эпоха романтизма породила и кипучий талант Жюля Верна (1828-1905), младшего современника Гюго, одного из основоположников жанра научной фантастики. Его вера в безграничные человеческие возможности является характерной чертой литературы романтизма. И вместе с тем это писатель, предвосхитивший возможности современного технического прогресса. Именно Ж. Верну принадлежит мысль о том, что, создавая технические приборы, человек должен их делать «иначе, чем природа». Каким бы поэтичным ни было его путешествие «Пять недель на воздушном шаре» (1862), писатель предпочел воздушному шару самолет, сделался сторонником зарождавшейся в то время авиации. Не случайно он стал одним из учредителей «Общества сторонников летательных аппаратов тяжелее воздуха». Вместе с тем Ж. Верн решительно отказывался от антропоморфного представления о технике. В его романах не появились роботы. Он предпочитал писать о свободолюбивых и благородных людях - Паганеле, Немо, Айтоне, Роберте Гранте, которым обширные знания позволяли совершать чудеса. В романах «Приключения капитана Гаттераса» (1866), «Дети капитана Гранта» (1867-1868), «20 000 лье под водой» (1870) и «Таинственный остров» (1875) прославлены подвиги человека и дерзания научной мысли. Создав робинзонаду в заключительном романе трилогии «Таинственный остров», он изобразил людей, которые под руководством энциклопедически образованного Сайруса Смита стремятся взять у природы все, что она способна им дать. Герои романа старались преодолеть социальные и национальные противоречия: в их дружный коллектив входили и слуга-негр, и «господин». После гибели острова спасшиеся герои Ж. Верна направляются на родину, чтобы строить там жизнь по законам свободных людей. Подобно Бальзаку, который создал цикл романов «Человеческая комедия», почти не выходя из своего рабочего кабинета, Ж. Верн большую часть жизни провел в своей огромной библиотеке ученого, географа, изобретателя. У писателя была все же своя яхта, на которой он объезжал берега Франции. Заменив ее кораблем, Ж. Верн начал плавать по Северному и Балтийскому морям, побывал в Атлю-ггике. На самом большом по тем временам пароходе «Грейт-Истерн» писатель посетил Америку. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |