АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОЭЗИЯ РОМАНТИЗМА

Читайте также:
  1. Александрийская поэзия
  2. Билет 18. Поэзия и лит. Критика вяземского.
  3. Билет 2. Поэзия 1800-1810гг. основные жанры.
  4. Билет 42. Поэзия А. В. Кольцова
  5. Билет 7. Возникновение русского романтизма.
  6. Живопись немецкого романтизма.
  7. Историософия русского романтизма: В.Ф.Одоевский
  8. Историческая культура романтизма
  9. Историческая культура романтизма – с. 153-159
  10. Постмодернистская поэзия эмиграции. И. Бродский.
  11. Поэзия Высоцкого, тематика и своеобразие поэтики
  12. Поэзия и проза 1820-1830-х годов

Не все поэтические произведение — лирика, например, баллада — не лирика, баллада «Светлана» Жуковского — лиро-эпическое произведение.

Можно говорить о двух основных внутренних течениях в романтизме. Первое — элегический (философский) романтизм, главным представлением которого являлся прежде всего Василий Андреевич Жуковский, он зачинал этот тренд. С другой стороны его поддерживал Батюшков, это была выдающаяся пара. Вторая линия связана прежде всего с гражданскими настроениями. Главное философское настроение Жуковского связано кроме философии и крестьянства со стоицизмом. Стоицизм с его четкими установками на ценности высокого равнодушия (это выражение характерно для стоиков) проявился в программном виде в стихотворении Батюшкова «Мечта», в «Теон и Эсхин» Жуковского, провозглашает счастье в нах самих. Свобода от страстей, свобода от всего, что мешает крепости духа, что нас слишком приближает к земному и делает его раами — все это отрицается и появляется высокое равнодушие, счастье в нас самих. Но мироощущение той пары было не таким простым, они тоже были достаточно включены в литературно-общественную борьбу своего времени, и не так уж для них характерно запираться в башне из слоновой кости. Доказательство: в 1809 году появилось стихотворение Батюшкова «Видение на берегах леты», написанное в сатирическом духе, высмеивало архаистов прежде всего, эта история была включена в борьбу времени, связанную в борьбой. Оба поэта были карамзинисты и вступили в Арзамас. Но еще до арзамаса противостояние было сильным. Свое понимание борьбы Батюшком выразил в стихотворении. Но он не абсолютизирует правоту всех карамзинистов, и не низвергает огульно всех шишковистов. Прежде всего он выделяет среди тех, кто не должен погибнуть в Лете, самого Шишкова, «за грамаду его дел». Эта грамада дел, которой он отдавал должное, еще была не такой большой, всего 1809 год, еще и войны не было. Но уже за рассуждения о языке Батюшком готов признать в нем значимую фигуру в области языкознания. Другой писатель, который тоже принадлежал к шишковистам и тоже спасен, был Крылов. Чувство исторической справедливости, понимание реальных ценностей, очень характерно для Батюшкова. Гражданская позиция здесь не особо проявляется, но литературно-общественная страстность, а не отдаленность от страстей, как проповедовал стоицизм, тут отсутствует.

А гражданская страстность и патриотический подъем проявился в стихотворении «Певец восстания русских воинов», написанном в нехарактерном жанре. Там проповедуются ценности патриотизма и гражданского самосознания во время освободительного движения против французов. Стихотворение построено как перекличка слов письма и хора, это характерный для классицизма жанр хора, не элегия, а гимн. Соединение элегического и гимнического начала отделяет это стихотворение от всего остального творчества Жуковского. Поднимается кубок за героев древности от Дмитрия Донского и до сегодняшнего дня — характерный прием публицистики. Жуковский, пройдя школу классицизма, прежде всего романтик. Это романтическое начало, которое характеризуется индивидуально-человеческим, личностным, проявляется в нотах грусти, меланхолии, потерь русского народа во время войны. Это элегико-грустное начало (элегия всегда с грустилкой, это определяет вообще элегию) очень своеобразно включается в строй стихотворения. Жуковский и Батюшков записались добровольцами на войну. Позднейшие события, после войны — противостояние кого-то там отразилось в лирике романтиков гражданского направления. 1815-1825 годы, послевоенные десятилетия, очень богаты на романтические произведения, это расцвет романтизма в русской литературе, золотой век романтизма и начало золотого века русской литературы в целом. 19 век прошел под знаком прежде всего России. Союз поэтов-декабристов. Конечно, не все их них были однозначно признаны декабристами, если под этим понятием понимать причастность к декабристскому восстанию. Декабристами, так повелось, стали называть тех, кто так или иначе причастен к деятельности тайных обществ (16-25 годы), те, кто разделял в той или иной мере идеалы декабристов. Это достаточно большой круг людей, и не все участвовали в восстании. Участвовали из поэтов только Рылеев и Кюхельбекер, ну и Бесстужев.

Движение декабристов на литературу было велико. Пушкин явно выражал в ранней лирике идеалы декабристов, Грибоедов, ну и Федор Николаевич Глинка. Соединение декабристских идеалов, восторженности, патриотического и гражданского подъема было вполне созвучно общим идеалам романтизма. Романтизм как некое героическое начало проявляется в поэзии романтиков.

Союз благоденствия — второе тайное общество (после союза спасения), в 1818 году назвало необходимость вести пропогандистскую работу. Все они писали какую-то Зеленую книгу (зеленый — цвет надежды), призывали «излагать чувства высокие и к добру увлекающие». Чувства печали и разочарования поэтам-декабристам в начале их творчества были совершенно чужды. «Возбуждать доблести сограждан подвигами предков» - написал кто-то в предисловии к «думам» Рылеева. Для них главное героика, это доминанта их творчества, причем очень жестким, утилитарным началом, установка на то, что поэзия должна быть полезна. Чтобы вести пропаганду, используют литературные общества, например, Арзамас. Еще они пытаются завести контакты и с другими обществами, например, «общество любителей русскогослова», председателем которого стал Глинка. То есть литературный кружок был органом, через который можно было влиять на умы. «Зеленая лампа» - литературное общество, в него входил Пушкин. Тоже зеленый цвет, перекличка не только с зеленой книгой, но и с зеленой лампой, висевшей в доме всЕволожского, в доме которого проходили собрания. Пушкин, Дельвиг превратили эти заседания еще и в «заседания остряков». Они называли друг друга лампистами. Они там веселились, но в этом веселье была некая оппозиционность скучному консерватизму.

Еще, конечно, скрещение с литературной масонской. Неизвестно, связаны ли декабристское и масонское движения, это большой вопрос. В России масонство зарекомендовало себя с двух сторон, в 18 веке масонское движение связано с новикОвым-просветителем. Еще оно связано с противостоянием крайнему вольтерианству, поиском религиозной истины. Так что масонство — это не обязательно что-то злобное и хитрое. В 19 веке масонство проходит сложный путь. Безусловно, масонство повлияло достаточно серьезно на углубление философско-религиозной тематике в русской литературе, на разработку таких тем, как любовь в природе, этические нормы, стремление к гармонии души и окружающего мира, это все масонская литература разрабатывала и в 18, и в 19 веках. И Карамзин, и НовикОв, и Пушкин были причастны к масонству, оно и наложило отпечаток на их поэтику и мироощущение.

Еще один аспект: почему происходит смешение масонского и декабристского. Конечно, декабристы использовали масонский опыт конспираторской работы тайных обществ. Принадлежность к масонам таилась опасность, в России в 19 веке масонские ложи были запрещены, сочувствие и причастность к масонству была оппозиционной.

Еще особенности поэзии декабристов — это то, что они романтики, но они романтики-славяне, как говорил Кюхельбекер в 1824 году о себе и своих единомышленниках. Тут неслучаен акцент на славянстве, романтики-европеисты — Жуковский, Батюшков, большинство арзамасовцев, а есть романтики-славяне, почему это так важно? И Кюхельбекер, и Рылеев, и Глинка исповедуют не в чистом виде романтические идеи, и карамзинистские идеи (Жуковский — ученик Карамзина). Карамзину противостоит Шишков со вниманием к древним российским книгам и церковнославянскому языку. Особая характерная программа национально-культурная была характерна и для декабристов. Пестель был идеологом этого движения, они все были пленниками очень серьезной национально-патриотической идеи. Патриотизм еще и подогрет 12 годом. Это идеализация древней России и прежде всего древнерусских республик Новгородской и Псковской, это обширная тема поэзии декабристов. Пестель говорил перенести столицу в Нижний Новгород или Москву. Даже не в Новгород. Дело было в том, что это середина России, русофильская идея о столице в коренных российских землях. Пестель, наподобии Шишкова, в своей программе отстаивает необходимоть не только использования коренных русских слов, а еще и создание новых слов. Даже слово пика его не устраивала, предлагал назвать ее тыкнёй. Это несколько извращенная национально-патриотическая идея. И все это отражается в поэзии декабристов.

Таким образом, гражданский романтизм объединяет в себе общую для всех романтиков устремленность к идеалу, возвышенность, эмоциональную приподнятость, абсолютное противопоставление мечты к действительности а с другой стороны укорененность в старорусском начале, любовь к старому русскому языку, и конечно же абсолютную акцентировку внимания на гражданских доблестях, не на личностном я, как у романтиков-европеистов, а концентрированность на героике.

Рылеев — яркий представитель этого движения. У него был очень короткий творческий путь. Очень ярко себя за него проявил и стал крупной величиной среди поэтов гражданского романтизма. Дебютирует он со «Стихотворением кременщику» в 1820 году, он входит даже позже Пушкина. Он был офицером, был в заграничном походе 14-15 годов. Он был не только поэтом, в отличие от Пушкина. Дебютирует он политической сатирой против Ракчеева (его называли кременщиков) — крупным вельможей, политического деятеля, которого он сравнивает с Персеем, деспотом и злодеем. Тут проявляется его понятие исторической справедливости, он предупреждает тирана о неизбежности его гибели, перечисляет три варианта, кто будет палачом тирана, среди других звучит имя народа. Декабристы признали роль народа, хоть и не хотели использовать народ в борьбе против крепостничества и аболютизма, были крайне далеко от народа, а Рылеев признает народ движущей силой истории. Стихотворение вызвало скандал, оно почему-то напечатано (по ошибке цензора), вызвало преследование, которое Аракеев попытался организовать. Тем не менее, Рылеев стал известным.

В 21-23 годах он пишет цикл «Дум», обращается к «Истории государства российского» Карамзина. Эта «история» делает безумный шум, и в 21 году Рылеев один из первых попытался использовать историческое исследование (хоть и весьма «поэтическое» по общему пафосу — Карамзина называли последним летописцем России) как основу для своих поэтических произведений. Он избирает жанр Думы, который был в основном известен только в Европе и польской литературе, практически все герои древнерусской истории проходят перед глазами читателей. Более 2- дум, и более 20 исторических сюжетов легло в основу.

Одну из дум выделил Пушкин, скептически оценив остальные. Он критиковал думы Рылеева за однообразие, шаблон: вначале преамбула историческая, прозой написанная, объясняющая ситуацию, о которой в думе пойдет речь, причем многие преамбулы написал Бесстужев. Следующая часть — дума, причем дума в финале имеет определенное заключительное слово-обращение к читателю, наподобие морали. Но не мораль. «Иван сусанин» в художественном плане избежало жесткого покроя дум. Оно построено в форме диалога, там нет морализаторского начала, очень ярко выступает Иван Сусанин. Рылеев, противник абсолютизма, республиканец, в «Иване Сусанине» воспевает человека, который спасает первого Романова от поляков. Может это показаться очень странным. Это был 1613 год — воцарение Романовых. Рылееву не важно, что это царь, важен патриотический подъем, доблесть. Ну и монарх выступает не как олицетворение монархии, а как олицетворение самостоятельности России.

Следующий важный этап — обращение к байроническому типу поэмы. Поэма «Войнаровский» - это племянник Мазепы, воспевается в поэме как символ свободолюбия, как предтеча декабристов. Рылеев вступает в соревнования с Пушкином, который одновременно с ним начинает разраюатывать байроническую поэму в южных поэмах. Поэму надо бы прочитать. Ее надо прочитать в сравнении с «Полтавой», она появилась в 25 году, прямо накануне восстания. Южные поэмы, которые байронически разрабатывал Пушкин — это другое, но «Войнаровский» соотносится именно с «Полтавой».

Надо подчеркнуть значимость посвящения к этой поэме в момент выхода ее в свет. Звучит характерное для Рылеева признание: в посвящении этой поэме Бесстужеву, другу и соратнику, пишет: «Я не поэт, я гражданин». Для Пушкина, и очень типичен его отклик об этом, это противопоставление невозможно, «Если ты не поэт, то лучше не писать стихами». В этом плане с ним согласен Дельвиг: «цель поэзии — поэзия, а не что-либо вне этого литературного ряда».

Следующий этап — поэма «Наливайка», она неокончена. Из-за восстания как раз. Типичен общий план этих отрывков, и само настроение декабристов накануне восстания, они понимали, что погибнут, тяжела участь тех, кто первый восстает на тех, кто правит неправедно. Это очень глубокое лирическое высказывание поэта-декабриста, одно из лучших в истории оппозиционной поэзии.

В 1824 году появляется знаменитая гражданская декларация Рылеева, это манифест всей поэзии декабристов, в ней очень любопытный финал, в котором упоминаются исторические деятели, с которыми сравнивали лирического героя: Брут, Риега. Для Рылеева было важно упомянуть именно это имя, не просто потому что в размер подходила. ПОЧЕМУ? (будут спрашивать на экзамене). Рылеев еще участвовал в литературно-журнальном процессе, и вместе с Бесстужевым создал альманах «Полярная звезда», которая объединила все лучшие литературные силы России, Пушкина, Батюшкова и так далее, пусть они и противники. Рылееву принадлежит честь создать лучший альманах благодаря своим связям литературным и литературной активности, и благодаря тому, что они впервые ввели гонорар. Профессионализация литературного труда — в середине 20-х годов начинает играть роль гонорарная система, печатаются не только для удовольствия, но и потому что за это платят деньги. Пушкин вот жил на доходы от литературного труда. Этому очеь много содействовали Рылеев и Бесстужев. Рылеев выступает не только как журналист, но и как критик, причем его литературно-критическая статья 25 года свидетельствует о замечательном даре — он бы мог стать одним из выдающихся критиков. Статья в «Сыне отечества» сделала шаг в развитии понимания романтизма. Теория романтизма, конечно, не создает никакой груз на русской почве. Рылеев выдвигает самобытность, национальное своеобразие творчество того или иного литератора, и кто обладает чувством эпохи и времени и самобытности, а не только отражают реальность — таких писателей Рылеев склонен считать романтиками. Он понимал, что аудитория для его декабристской пропаганды разнится по уровню образованности, в этом смысле он был очень большим прагматиком, понятно, что его стихотворения не могли быть восприняты широкой аудиторией, крестьянской и мещанской. И ему нужно было искать иные формы поэтического воздействия на аудиторию. И он с Бесстужевым начинает писать агитационные песни, которые можно было заучивать. В куплетной форме, очень запоминающиеся. «Шел кузнец», например. Это явная пропагандистская поэзия, явное орудие просвещенного дворянства за умы простонародья. Очень успешно и талантливо он его использовал. Некоторые песни были крайне радикальными и с жестокими мерами.

Федор Николаевич Глинка, в отличие от Рылеева, творил и жил очень плодотворно и долго. Он был долгожителем родился в 1786, умер в 1780, прожил почти сто лет. При это он был плодотворным, в 90 лет написал «Две дороги». В 90 лет человек может обладать удивительной свежестью ума и восприимчивостью к новому. Пишет о развитии дорог в России. Что касается вклада в поэзию декабристов, то надо обратить внимание на два стихотворения: первое - «Сон русского на чужбине» (1825) с явным политическим подтекстом. Еще это стихотворение интересно в другом отношении, там рамочная композиция, и во внутреннюю часть включена русская песня «Тройка». Второе стихотворение, которое надо выделить - «Песнь узника» (1826). Песнь — это востребованный жанр был. Написано в крепости, он привлечен по делу декабристов, позже сослан, хотя в восстании напрямую участия не принимал. Это отражение тех психологических переживаний, который были свойственны большинству декабристов. Было несколько линий поведения после ареста, вторая — обращение к богу, это характерно и для Рылеева. А это глинковское стихотворение говорит о необходимости милосердие, которое должен проявить царь в отношении к заключенного. Нет речи о преступлениях узника, почему он попал в тюрьму. Так или иначе, он сидит в тюрьме и надеется на царя. «Главным алмазом в короне царя будет милость». Пушкин похожее проповедовал в стихотворении «Стансы» в 1826, он тоже говорит о милосердии к декабристам, милосердие как главная ценность в отношениях между главой государства и подданными.

Заканчивая разговор о поэтах-декабристах, обратимся к Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру, другу Пушкина, одному из лицеистов (царскосельский лицей). Пушкин неоднократно о нем высказывался, в том числе в очень комическом плане, потому что еще с лицеских лет Кюхля был известен как любознательный и начитанный человек, в лицее его прозвали «ходячей энциклопедии». Но он порой бывал капитаном очевидностью. Но Пушкин очень уважительно относился к Кюхельбекеру, а тот еще и с Грибоедовым дружил, короче с самыми лучшими поэтами. Лев Николаевич Толстой признался (симптоматично это): «Он может и не поэт, но преданность поэзии удивительна, и это стоит ценить». То есть может он и не так талантлив и значим, но он удивительно много делает для поэзии, предан ей, он служит поэзии, и в этом смысле он трогателен. В Начала 20 века его творчеством заинтересовался Юрий Тынянов, в этом Кюхельбекеру повезло, Тынянов написал много работ, в том числе роман «Кюхля». Для нас наиболее зачимым стоит признать стихотворение «19 октября 1837 года», как пушкинский цикл про лицей, там тоже дата была. Начинается со строчки об Ахилле, хотя речь идет о конкретной дате — дата основания лицея и год смерти Пушкина. То есть упал Аххил — это вроде Пушкин, звучит реквием Пушкина, но оказывается, что Пушкин по сравнению в лирическим героем счастлив, потому что Пушкин ушел в расцвете сил, пал как юноша Ахилл. Стихи. В то время как Кюхельбекер продолжает жить в темноте темницы, он жил в Сибири в бедности, и не мог обустроить свой быт. Еще он болел и терял зрение, и все это он показывает в стихотворении, полном трагических и лирических нот. Пора и мне умереть, говорит. Потеря способности писать, читать, работать — тяжелейшее наказание, как понимал Кюхельбекер, тяжелее, чем была бы смерть.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ПУШКИНА

после пушкина будет контрольная работа! Конец октября.

 

Годы жизни: 1799 — 1837

Пушкин — общепризнанный гений русской литературы, причем бесспорный гений. Достоевский говорил, что Пушкин — второй российский гений после Ломоносова. С творчества его начинается период, когда русская литература не только реципиедт наработок зарубежных писателей, но и создатель чего-то нового. В мировом масштабе влияние Пушкина огромно.

Есть шесть основных периодов

1813 — 1817 — лицейский период

В 1813 году появляется первое стихотворение, которое можно считать первым дошедшим, раньше тоже были стихи, но они не считаются. В 1817 году летом он заканчивает лицей, остается в Петербурге и начинается Первый петербургский периол.

1817 — 1820 — первый Петербургский период, под знаком гражданской лирики. Хотя про любовь он тоже пишет, но тема политической свободы там преобладает. За нее он и поплатился первой ссылкой.

1820 — 1824 — период Южной ссылки. Ссылка была относительной, не был репрессирован в прямом смысле, он служил. Под знаком романтизма, пик романтического творчества и движение к реализму — в 23 году начинает писать «ео». За ним следует более жестокое наказание.

1824 — 1824 — ссылка в Михайловское. Это конечно развитие реалистических тенденций в творчестве, прежде всего в «ЕО», трагедия «Борис Годунов» - одно из ярчайших проявлений.

1826 — 1830 — в связи с началом следствия по делу с бекабристами возвращается в Петербург, знаменитый разговор с Николаем 1. Это период относительной свободы, возвращения из ссылки, но был под постоянным полицейским наблюдением. То в Москве, то в Петербурге. Москва для него — родной город, а Петербург он просто любил. Первая болдинская осень 30 года — циклы «маленькие трагедии», «Повести белкина», плодотворнейший период.

1830 — 1837 — последний период, жизнь оборвана дуэлью с ДантЕсом. Тут преобладают глубокие философские раздумия в лирике, все больше обращается к прозе, а не к поэзии.

 

Можно разделить и на 3 больших период: доонегинский, онегинский и послеонегинский. До 23, до 30, после.

 

 

27 сентября 2012

ЛИРИКА ПУШКИНА

Два варианта деления творчества Пушкина на периода. Традиционный связан с биографическим принципом (шесть периодов), более свободный взгляд выделяет три этапа, связанных с евгением онегиным. Доонегинский период — взросление Пушина и его раскрытие, Онегинский, Постонегинский — зрелость Пушкина. Здесь все относительно в плане чисто жизненных реалий, потому что Пушкин погибает, не дожив до 37 лет, очень молодым.

Что касается лирики, то она естественно занимает огромнейшее место в его творчестве, это ведущая линия. Но можно говорить о некоторой тенденции движения по убывающей лирики, по нарастающей идет его интерес к прозе. Лирика в количественном отношении с первых мест уходит, но сохраняет очень глубокую философскую тематику. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» - очен глубокое пространство психологических смыслов у позднего Пушкина.

Первые литературный опыты у Пушкина — лирические. Дебют Пушкина (не первое написанное стихотворение, а первое опубликованное) — стихотворение «К другу стихотворцу» 1814 года, без подписи, точнее с зашифрованной подписью. Это очень знаковый момент не только потому что это дебют, но и потому что в нем глубокая мысль. Не подписался он от криптонимов (Н. К. Ш. П. - «пушкин» в обратном порядке). Этот НКШП (вонни: прнс) смело заявляет о себе и его замечают. В первом стихотворении (ему 14 лет) он как истинно мудрый человек проповедует идею учебы о предшествующей классики. Это очень верный подход — не сбрасывать с корабля современности все прошлое, а наоборот, наследовать и усваивать эти территории, как будто бы уже освоенные. Для Пушкина весь русский Парнас был его учителями, и он это осознавал. Пушкин не Лермонтов — он не говорит «нет я не Байрон», он открыт тому, что было до него. Отсюда и про Парнас. У него было радостное ученичество, что отличает его от других поэтов. Для него лицей — это то самое счастливое ученичество, и его он отличает как вторую родину, после Москвы. Отечество нам царское село. Ощущение связи с альма-матер — это очень счастливое ощущение для него. Стихотворение «к другу-стихотворцу» вместе с тем остерегает адресата (судя по всему, Кюхельбекера): страшна участь бессмысленных писцов с большими стихами — имеет ввиду архаистов с огромными виршами и стремлением к архаичным формам. Это шишковисты. И Пушкин тут подписывается к принадлежности к карамзинистам, хотя не отрицает опыт тех, кто принадлежал к истинной высокой гражданской поэзии и писал высоким стилем, например, Ломоносов, он призывает учиться у Ломоносова — но не у Шишковистов.

Для нас очень ценнен опыт Пушкина в собственно гражданской лирике. Это например «Воспоминания в царском селе». Это яркое признание в любви все тому же лицею, царское село для него — памятник российской истории, и это ощущение всегда очень весомо в творчестве Пушкина, ощущение пространства, связанного с историей, хронотопа. Написано стихотворение высоким стилем, даже первые строчки: «навис поков угрюмой нощи на своде дремлющих небес» - чем не державин? Размеренный классицистический стих. Да, он был преемником Державина, тот его благословил, но тем не менее тут уже есть черты новой поэзии — многотемность, характерная для Пушкина: тут и история, и слава екатерининских времен (пушкин не только поклонник Петра, но и Екатерины, даже может быть больше). Царское село связано не с Петром, а с Екатериной. В этом стихотворении есть и тема 12 года и Наполеона — современная тема. В этот момент Пушкин еще совсем юный отрок (написано в 14, опубликовано стихотворение в 15). Там проявляется еще незавершенное противостояние с Наполеоном, но так или иначе там высказывается пушкинское абсолютное неприятие Наполеона, он показывает его исключительно как тирана («тиран земли родной»). Позднее все меняется — только в этом стихотворении Наполеон у Пушкина столь однозначен, через несколько лет Пушкин приходит уже к более глубокому пониманию этого феномане. Тут стоит упомянуть стихотворение «К морю» - классическая (не классичистическая!) романтическая элегия. Там среди властителей дум своего поколения он упоминает Наполеона, и здесь уже другой мотив с ним связан — не тиран, а властитель дум. Потом еще одно знаковое стихотворение времен болдинской осени - «Герой» 1830. Эти три стихотворения — вехи образа Наполеона. В зрелые годы Пушкин представляет Наполеона в двух аспектах, с одной стороны очень крупная историческая фигура, вошедшая в историю как некий палач феодального общества и преобразователь феодальной литературы, о чем Пушкин очень ярко пишет в исторической элегии «Наполеон», которая начинается с «угас великий человек» - Наполеон уже не только тиран, но и великий человек, в чем егов еличие? В том, что он сумел изменить Европу, пускай жестоко и с кровавыми действиями, насилием, но тем не менее этот переворот рождает новую европу — не дремуче-феодальную, а новую. Второй аспект — это литературно-мифологический, что касается этого начала, то мы должны вспомнить об образе такого демонического героя, сына рока, именно с этими мотивами прежде всего связан образ преобразователя Европы. Что касается Наполеона в мифологическом плане, то это особенно ярко проявляется в стихотворении «Герой», само название говорит, что должна быть показана героическая личность, и оказывается, что это — Наполеон. Пушкин к тому времени уже зрелый, великий мастер. Это диалог-размышление между поэтом и его другом, в котором должна родиться истина. Под другом подразумевается какой-то историк, или по крайней мере стремящийся к точному историческому знания. Автор говорит о Наполеоне как о великодушном человеке, проявляющем великодушие в удивительные моменты, который якобы является к солдатам, страдающим от проказы в египетском походе, рискуя заболеть, пожимает ему руку, проявляя мужество. Поэт этим восхищается, потому что для него, в отличие от его друга, важны вымыслы, но не просто вымыслы ради вымыслов и ухода от реальности, а вымыслы, которые облагораживают нашу душу. Диалог тут не просто между Пушкиным и кем-то другим, там кроме внешнего можно видеть и внутренний диалог, которым живет душа автора, в обоих участниках можно увидеть самого Пушкина и его размышления — и стремление к исторической истине, и мифологизация, которая сеет разумное, доброе, вечное. Эпиграф здесь - «что есть истина?». Графически это так: сначал аназвание «герой», поэтом эпиграф, и получается, а что есть истинный герой? И тут речь заходит о Наполеоне. Уже 30 год, но все еще помнят про войну, но Пушкин готов размышлять о Наполеоне как о герое. Для Пушкина, скорее всего, программным является заявление поэта о том, что без сердца герой не может быть героем, он тиран. Тогда только вышли мемуары о Наполеоне, где и содержался тот эпизод про госпиталь в Египте. Для Пушкина в те годы близка тема великодушия и милосердия, которые должны быть присущи личностям, претендующим на звание исторических. Так что наполеон — сложная, неоднозначная, но символичная фигура, интерес к которой не покидает Пушкина на протяжении всего творческого пути.

«Воспоминание в царском селе» интересно еще в одном отношении. Пушкин по всей видимости вослед своему учителю Жуковскому, которого он там упоминает, стремится гражданское, эпическое начало с началом лирическим. Здесь звучит замечательное признание в любви Москве, которое как раз эту интимную тему воплощает наиболее ярко. Понятно, что в лицейской лирике Пушкина появляются разные мотивы, не только эти. Очень характерно и естественна для молодого Пушкина гедонистическая философия. Гедонизм как воспевание чувственных удовольствий — тема раннего Батюшкова, только Пушкин приходит к ней позднее, когда Батюшков от нее отходит, Пушкин как бы перехватывает эстафету.

Петербуржский период проходит под знаком темы свободы. Здесь на второй план уходят гедонистические мотивы (хотя они есть), на первый план выходит тема свободы. Но тема свободы не как сочувствие продекатристской идее, которое есть в стихотворениях «Ода Вольность», «послание к Чаадаеву I» («любви, надежды...»), «Деревня». В трех этих стихотворениях тема — политическая и социальная свобода, но вообще свобода понимается Пушкиным шире, как состояние души человека, который протестует против всякого подавления личности. Это свобода в самом широком смысле, свобода не только в сфере политики, но и в других сферах. Пушкин экспериментирует во всем, его свободолюбие проявляется не только в политической дирике.

Понятно, что три стихотворения входят в так называемый пропагандистский багах декабриста. Практически у всех декабристов в бумагах были найдены эти стихотворения, даже у тех, кто не особо много читал, они входили в эдакую настольную книгу декабристов, потому что пафос этих стихотворений связан с идеологией декабристов как противостояние абсолютизму и деспотизму, особенно в оде вольность — пушкин восклицает «Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон» - про монархов, это идея закона превыше всего. Пушкин в оде вольность не выступает против монархии, ни одного слова против монархии там нет и быть не может, пушкин и большинство декабристов не были республиканцами. Антикрепостничество Пушкин ярко проявилось в стихотворении «Деревня», тут он выступает как мастер лирики, а не только пропагандист, потому что он выстраивает стихотворение двухчастно, и в первой он рисует идиллическую картину с пейзажами, деревня дает вдохновение и все такое — сентиментализм, и этому противопоставляются гражданские стихи (стихотворения делятся противительным союзом но: но мысль ужасная мне душу омрачает), и начинается рассказ об ужасах крепостничества. Есть конечно и третья часть, которая является призывом к читателю и одновременно царю, еще одно подтверждение, что Пушкин не против царя. Он советует царю отменить крепостное право.

«К Чаадаеву» - Пушкин тут показывает владение разными поэтиками, в том числе поэтикой сентиментализма и пре-романтизма, как и в «деревне», начало написано в романтическом, сентиментальном духе. Пушкин включает в интимный жанр послания очень серьезные гражданские идеи и прямые политические призывы: «товарищ, верь, взойдет она» и так далее. Что же такое обломки самовластья? Это вовсе не означает обломки монархии. Дело в том, что самовластие в те годы употреблялось не как синоним монархии, а как монархия с абсолютистской системой правления, никак не учитывающая волю народа или по крайней мере просвещенного сословия, то есть без всяких элементов парламентаризма. То есть Великобритания — не самовластье. То есть это о падении абсолютизма, а не о падении монархии. Пушкин, конечно, за свое свободолюбие не мог не поплатиться свободой, и тут любопытный момент. Александра I преследует пушкина не за стихотворение Деревня, хотя оно последнее перед ссылкой, написано в 18 году, он преследует его за оду Вольность, потому что там он ощутил некую угрозу правителю, там речь идет еще и об исторических примерах казней — казнь Людовика 16 и убийство Петра 3, вот этот мотив Александра насторожил.

Оказавшись на юге, Пушкин не отказывается от идеи свободы — это период южной ссылки. Здесь усиливается не политический радикализм, а философское осмысление мироздания, в том числе и осмысление собственно мира идей свободы. Стихотворения этого периода по большей части принадлежат романтической школе. «Погасло дневное светило» - одно из ярчайших представителей, написано в начале ссылки, по дороге, когда он плыл в корабле по морю, то есть им начинается ссылка, а заканчивается она стихотворением «к морю», таким образом, морская тема окаймляет ссылку. Морская тема привлекает романтиков, Байрона, например. Море в человеческом сознании ассоциируется с непредсказуемостью, со свободной стихией, со свободой. В стихотворении рефрен про волнующийся океан — здесь явственно стремление показать движение, призвать к движению. Ветрило — это не сильный ветер, а что-то другое. Мирое ассоциируется у Пушкина с непредсказуемостью жизни, стабильность и покой для романтизма невозможны. Герой исполнен противоречий, персонаж стихотворения тоже включает противоречия. Чего он хочет? С одной стороны, воспоминаньем упоенный, он живет с мире прошедшего и не может от него отказаться в полной мере, хотя хотел бы, может быть. Второй мотив — он ищет новых впечатлений. Стремление к новому, к обновлению жизни, это тоже характерная эмоциональная доминанта для романтиков. На этом противоречии и строится этот лирический герой.

Пушкин со всоим свободолюбием выступает в поддержку цензуры. Пишет два «послания к цензору» - там критикует цензуру, понятно, он же свободолюбец. Он пишет о неприемлемости цензуры, но только тех преследований, которые неразумны, но есть разумная цензура. Пушкин, некое воплощение вольнолюбивого духа, вдруг говорит в пользу цензуры! Но на самом деле большого парадокса нет. Пушкин взрослеет, идет к зрелости, становится человеком, видящим сложность явления во всей совокупности противоречий этого предмета, без категорических суждений, свидетельствующих о молодости или глупости. Пушкин в 22 году, будучи еще физически очень молодым, пишет «послание к цензору», где высмеивает реальных цензоров, но говорит об идеальном цензоре и цензуре, подчиняющейся разуму. Любопытный комментарий он приводит по поводу европейского отказа от цензуры: ощущение, что российская действительность не созрела для всех нововведений Европы. Пушкин, конечно, европеист, но тем не менее очень осторожно формулирует свою мысль о том, как должна развиваться Россия в том числе в области печати.

Вообще эпоха южной ссылки — период романтизма, период серьезных размышлений, переоценки ценностей, и, конечно, духовного кризиса. Очень любопытное стихотворение «свободы сеятель пустынный» 1823 года может быть интерпретировано и с точки зрения политических событий того времени, спада освободительного движения в Европе и России, но Пушкин далеко от декабристов и на него больше влияли известия из Европы — подавление испанской революции, где большую роль играл тот Риега из прошлой лекции. Реакция его неоднозначна. В стихотворении он пишет о том, что этот сеятель идей свободы по всей видимости вышел рано, до зари, и поэтому он не может быть понят народом. Очень пессимистические настроения звучат. Можно интерпретировать и в общефилософском плане. Эпиграф играет важную роль — он взять из библии («изиды сеятель... что-то там»). Пушкину тогда 23 года, а эти размышления характерны для людей постарше, но Пушкин удивительно рано повзрослел. Причем это 19 век, а не 20, когда было много катаклизмов и люди взрослели быстро.

Пост-декабристская эпоха тоже не обошлась без таких стихотворений трагического пафоса, лирика его достаточно часто исполнена совершенно пессимистическими настроениями. Напрмиер, «Дар напрасный, дар случайный». Вторая строчка — не об искусстве, как часто говорят на экзамене, а о жизни. Жизнь — дар случайный, напрасный. Это еще и написано в день рождения Пушкина. Редко он писал даты, а тут написал. Это имеет символическое значение — это некая расписка в трагедии самоощущения, ощущения своего места в мире, отсутствии цели в жизни. Церковными властями такие стихотворения воспринимались негативно, но к счастью тогда логика преследования инакомыслящих была иной, и митрополит Филарет ответил ему стихами — вступил в литературную полемику с Пушкиным. Пушкин ему потом ответил, в какой-то мере согласился. Вместе с тем, конечно, пушкинское мироощущение все-таки жизнеутверждающее, хотя он не избежал каких-то пессимистических настроений. Но в глубине души это все-таки прежде всего пафос, который выражен в стихотворений «На хОлмах Грузии». «Печаль моя светла» - есть там такая строчка, и ощущение светлой печали, ощущение света в конце туннеля, надежды, которая брежит, оно господствует в творчестве Пушкина. Надо сказать, что тяжелые настроение и переживания отразились и в трактовке темы поэта и его назначения, миссии поэта. Лотман в книге «Пушкин» пишет, что в творчестве поэта можно выделить три уровня осознания какой-либо темы. Про поэта: первая — поэт как светский человек, мирской, живущий в обществе, поэт как обычный человек. Стихотворение «Поэт» с этой точки зрения характерно. Пока Аполлон не требует его труда, поэт живет как все. Публичного внимания творческая сторона не должна призывать. Второй уровень, гораздо больше интересующий Пушкина — поэт как профессиональный литератор. Это 20-е годы, начало профессионализации литературного труда, когда стало возможным жить на доходы от публикаций. В знаменитом стихотворении «Разгвоор книгопродАвца с поэтом» (оно было предварением Евгения Онегина) есть программная строчка на эту тему: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Важно, что ты пишешь не под заказ, ты можешь продать свою рукопись тому, кто больше заплатить, но не подстраиваешь произведение под требования заказчика. Профессиональный литератор, который пишет по воле свободного вдохновения и никогда не под заказ (а Достоевский писал под заказ, в отличие от Пушкина), Пушкин был одним из самых высокооплачиваемых литераторов своего времени. Третий уровень раскрытия темы поэта и поэзии — это Поэт с большой буквы, поэт как Творец, который самостоятелен и самодостаточен. Тут уже не вопрос свободы от толпы, или тем более от цензуры, это проблема самостоятельности в мире вообще. Тут значимо стихотворение «Поэт» 30 года в форме сонета, и стихотворение «Поэт и толпа». Это декларация, хотя во многом там был радикализм — был предопределен жестокой полемикой, направленной против Пушкина в то время. Писали что пушкин потерял читателя и сходит с олимпа и прочие гадости. Пушкин вынужден был отвечать на эти нападки, но так или иначе это конечно не просто такой ответ своим хулителям, это еще и декларация своей принципиальной позиции. Здесь можно прочертить параллель не пушкин — байрон, а Пушкин — Гете. Сама литературная стратегия Гете, особенно зрелого Гете не периода «Шторма и бури», а периода Гете-олимпийца, возвышающегося над бурными страстями и боями в литературе, эта литературная стратегия отстранена от страстей. Таком олимпийцу дано право на свободу от мнений толпы. Но что понимать под толпой? У разных критиков разные интерпретации. Две разные трактовки. Белинский увидел некое барство, дворянскую элитарность, нежелание слышать читателя и даже пренебрежение к читателю из народа. Вторая трактовка — Достоевский, в «Речи о пушкине» видел выпад против светский черни, не против народа, а против высшего света, но это тоже сужает пушкинское понимание. У Пушкина толпа не имеет социальной принадлежности. В эпиграфе «поэта и толпы» есть словао «профаны» на латыни — непосвященные в таинство высокого искусства, они могут быть в любой социальной группе. Журналистика современная — для профанов. Кажется, Прохорова что-то имеет против журналистики...

В зрелые годы Пушкин все больше обращается к философской тематике. Знаменитейшее стихотворение тогов ремени - «Анчар». Чаще всего его трактуют в свете темы свободы. Но там есть еще один пласт — ответственность человека вне зависимости от того, к какой социальной группы ты относишься. Ответственность низов и верхов — обоюдная. Тема очень характерна для Пушкина 30-х годов. Что касается пушкинской философии, надо обратить внимание еще на один момент — это ощущение связи времен и связи вообще всех составляющих мироздания, ощущение единства. Связь поколений, единство законов человеческой жизни для разных миров — мира природы и мира человека. Эти миры едины в своем рождении6 созревании, смерти — закону времен подвержены все. Но Пушкин готов признать движение времен не как трагическое, а как естественное и даже оптимистическое. Открытость всему новому - «Здравствуй племя, младое, незнакомое». Он ощущает связь времен и связь поколений, а себя — как свидетеля движения истории. «Была пора, наш праздник молодой» завершает лицейский цикл — написано 19 октября 1836 года в юбилей Лицей, 50 лет. «Чему, чему свидетелем мы были», хотя Пушкин был и участником.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.)