АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЖАНР ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА

Читайте также:
  1. А. С. Пушкин – редактор, публицист «Современника». Язык и стиль Пушкина – журналиста.
  2. Билет № 2. Трагедия в творчестве Сумарокова: поэтика и семантика жанра
  3. Вопрос 3. Русская религиозная философия XIX-XX вв. в творчестве В. С. Соловьева и А. И. Ильина.
  4. Вопрос 5. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение» (В. Г. Белинский).
  5. Вопрос 6. Образ автора и героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
  6. Вопрос 7. Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
  7. Вопрос 8. Герои романтических поэм А. С. Пушкина (на примере одного произведения).
  8. Восточные поэмы Байрона, поэма корсар
  9. Гармония в творчестве композиторов «Могучей кучки».
  10. Драма-дискуссия в творчестве Б.Шоу.
  11. Драма-дискуссия в творчестве Ибсена.

в это время установка была на изображение внутреннего мира человека во времена Карамзина

понятие «легкая поэзия» - обращение к частной жизни человека и его внутренним переживаниям в форме малых жанров: малых лирических стихотворений и т.п.

Жуковский культивирует баллад, но это тоже малый формат, Жуковский пробовал себя в жанре поемы, но это были переводы, здесь он не сотворец, а просто переводчик (… узник» Байрона)

последователи Шишкова – Беседа – Шихматов

Шихматов культивировал поему, он писал чрезвычайно скучно! т.к. длинноты, медленное развитие действия, тяжеловесные словесные конструкции

конец 10-начало 20 появляется Пушкин, который объявляет своей задачей «Геройство воспевать одно..» , т.е. поеа «Руслан и Людмила». Секрет поемы оказывается не таким уж недоступным. Поема принесла Пушкину широкую известность. Критика была недовольна, т.к. Пушкин нарушал традиционно принятые формы поэмы, которые сложились в сознании людей, начитавшихся поем 18в. Пушкин работал над Русланом и Людмилой – 1817-1820гг., тогда было 6 песен + эпилог, написанный на Кавказе в ссылке, т.е. Пушкин вводит в свою поему современность и это очень характерно для пушкинской широты и эстетической свободы. 1824-1825 – Пушкин жил с няней и слушал ее сказки, Арина Родионовна его привлекла и постаралась окунуть его в мир фольклора не в детстве, а намного позднее. В это время пишется «У Лукоморья дуб зеленый…». Пушкин почти никогда не начинал со вступления. Основной текст был напечатал Гнедичем в 1820г. в отсутствие Пушкина, Гнедич неудачно распорядился текстом Пушкина, большинство денег получили издатели, а не Пушкин. Бахчисарайский фонтан Пушкин поручил публиковать Вяземскому и впервые он получил очень большой доход – первый коммерческий успех Пушкина. Сюжет Руслана и Людмилы основан на фольклорных элементах, главный мотив – приключения витязя-богатыря ради спасения возлюбленной. Пушкин здесь обращается не только к традициям русского фольклора, но и к конкретным авторским произведениям на древнерусские сюжеты (например издания Левшина, пересказы русских сказок в прозе, где впервые появляется Лель – бог любви, его на самом деле придумали писатели 18 в.). Есть связи с поэмой Освобожденный Иерусалим Тассо. Пушкин никогда не был однобок, он был интертекстуален, свободная игра стилями и традициями, он смешивает серьезное и низкое. Пушкин умело вводит буффонаду – падение Фарлафа в грязный ров, сопротивление Людмилы своему преследователю. Игровой момент есть и в авторских отступлениях. Неправда, что Пушкин – первый, кто включил лирические отступления в жанр поэмы. Когда Пушкин прямо говорит о том, что автор перевоплощается в Баяна, а с другой стороне пишет о себе и о лирическом герое поэмы, вспоминая свое лирическое ученичество у Жуковского. Эту поэму во многом можно назвать экспериментаторской. Пушкин в свои поздние годы довольно скептически отозвался о своей поэме. В Опровержениях на критики Пушкин пишет о том, что это очень холодная поэма в своем поиске новой поэтики, она холодная именно в своем экспериментаторстве. Основное действие отнесено к древнерусской истории. Отношение к историческому материалу не как в исторической поэме, здесь нет стилизации.



Песнь о вещем Олеге – Пушкин обращается к поэтике стилизации. Спорный момент баллада это или стихотворение. Песнь о вещем Олеге скорее баллада. Пушкин ощущает дух лириратурного времени, он был человеком очень включенным в литературныю жизнь. во второй половине 20х начинается борьба за пути развития русской баллады. Сторонники Жуковского русская партия – стороннники Катенина и Катенин. Катенин сторонник жесткой стилизации, его задача – поэтически передать русский дух в русофийском изводе. Пушкин в своей балладе Песнь о вещем Олеге стремится передать не только дух времени, но и взгляд на то время с т. з. русского человека 19в. Историзм входит в повествование Пушкина, это еще контурно, но уже сеть. Это шаг вперед от Жуковского и Катенина. Больше баллад Пушкин не писал, и даже это баллада не в чистом виде. Но это важная точка в развитии Пушкина в лироэпическом роде.

Эпоха южных/горячих поэм. Всего традиционно их 4, мы изучаем 2. Кавказский пленник, Бахчисарайский фонтан, Братья-разбойники, Цыганы

‡агрузка...

Все поэмы объединяются единой задачей – передать мироощущение человека нового времени. Попытка показать внутренний мир, чувства и страсти, мечты и устремления человека нового времени, это новое поколение, романтическое. Пушкин четко ощущает свою причастность этому поколению. В это время Пушкин пишет К морю. Это стремление романтического поколение пытается передать Пушкин на эпическом фоне и в эпическом плане. Стремление воплотить особенности романтической поэтики, романтического способа изображения. Особенности романтической поэтики и романтический способ не одно и то же, т.к. эти понятия можно разводить и заменять одно из них на другое. Герои КП и Цыган – родные братья ЕО (?). Природа изображается в избытке красок, литературных приемов – характерные черты романтической поэтики. в КП романтический герой передается на фоне экзотического пейзажа. Романтический герой изображается как некто очень близкий лирическому я самого поэта à повышенный субъективизм повествования, это связано с практикой того, что соединяется лирическое я поэта и героя. Пушкин отказывается от опыта Байрона, который писал о себе самом. В КП характерно посвящение Раевскому – и глас души моей. В центре внимания обеих поэм – анализ безлюбовного сердца, герой лишен возможности любить, он пресыщен страстями, он отвергает все настоящее ради прошедшего, ищет свободы, но в борьбе за свободу оказывается несвободным от собственных цепей. КП не имеет имени – характерно, он бежит искать свободы, но обретает цепи. Важна фигура черкешенки, у нее тоже нет имени. Она оказывается спасительницей для него, она во многом пытается его спасти, помочь ему. – характерный элемент Пушкинского мира, часто героини близкие к природе, оказываются спасительницами для мужчин, ставящих разум превыше всего. Любовь Лариной и черкешенки явно корреспондируют.

Алеко, разочаровался в неволе душных городов, и уходит из города. – традиционный мотив бегства. черты броуновского движения – характерно для романтизма. Алеко тянется к цыганам и пытается жить как они но не может, т.к. он заложник несвободы, которая идет из его воспитания. Несвобода в его индивидуализме, он дает себе право быть выше других. Разговор со старым цыганом - показывает неспособность Алеко вернуться в мир природы. История старика противоположна истории Алеко. Истинно свободным человеком оказывается старый цыган, беда Алеко в чувстве превосходства, в гордости.

Жуковский упрекал Цыган за то, что в Цыганах нет высокой моралистической цели, пушкин отвечал – цель поэзии – поэзия. Эта идея очень характерна для Пушкина. Все остальные цели вторичны.

В Цыганах ценно не просто высокое художественное изображение, но и мысль о торагедии гордого человека. Пушкин в жанре поэмы не заканчивает свой путь. На какое-то время на первый план выходит работа над ЕО. ЕО – не поэма.

Граф Нулин – написан в ночь 13-14декабря, как раз во время самых острых политический событий. После этого он пишет Полтаву. Он обращается здесь к национально-исторической тематике, эта поэму очень отличается от ранее написанного Пушкиным прежде в этом жанре. Потом в первую Болдинскую осень Пушкин пишет маленькие трагедии, лирики, повестей Белкина, Домик в Коломне. В 1833 Пушкин пишет Медный всадник. В период ЕО и после ЕО Пушкин пишет 2 комические поэмы и 2 поэмы с высокой национально-исторической тематикой.

1828 год – еще не утихли страсти после восстания декабристов. Это период когда Пушкин задумывается о прозе., стремление к большому эпическому повествованию ощутимо в творчестве Пушкина. В это время его очень интересует фигура Петра I. Тема Петра более широко представленна в творчестве Пушкина этого времени, т.к. после краха декабристов, т.е. когда стали невозможны реформы с помощью политических перемен, пушкин задумался над тем, как можно реализовать эти перемены без политических измененией à интерес к Петру I. 1826 – Стансы, где Пушкин обращается к ФНиколаю 1 и говорит, что он должен быть во врем пращуро подобном, это стихотворение посвящено Петру 1, причем его образ явно идеализируется, это делается от желания создать идеальный образ царя-преобразователя. Мифологизация Петра 1 происходит и в Полтаве. В Арабе Петра Великого тоже идеализируется Петр I. Интерес к событиям 1709г. вполне естественный, т.к. Пушкин имщет исторический момент, когда наиболеее ярко проявилась способность петра возглавить нацию и определить вектор развития страны. Для Пушкина было важно единение народов России, для неко была все всякого сомнения господство России …

Петр представлен как исторический герой, который реализут свыше данное России предназначение быть во главе восточнославянских народов, поэтому никакой отдельной Украины быть не может, Пушкин рисует Мазепу, как корыстолюбца и властолюбца, который просто стремится к власти, народ и его судьба его не интересуют. Мазепа изображается как антигерой, а вот Петр – герой. Для Пушкин период начала 18в. важен. Мазепа, Карл 12, Петр 1 – только Петр 1 обеспечил себе памятник – идея памятника, который поставил себе Петр еще при жизни. Ясно, что это памятник – Россия. Именно Петр победил Мазепу и Карла 12, это победа с т.з. Пушкина связана с тем, что именно Петр действовал в одном направлении с вектором ветра истории. В этом смысле Пушкин похож на Толстого в Войне и мире, он верит в некую историческую предопределенность. Пушкин рисует Петра как творца с большой буквы. Он прекрасен, он весь как божия гроза .

Медный всадник – вторая болдинская осень. Основная часть поэмы повествует о днях современных, хотя во вступлении – прошлое. Пушкин пишет о наводнении 7 ноябре 1824г. Интересная черта поэмы – Пушкин во вступлении говорит с интонацией оды, в одическом тоне, в гимническо-одической интонации, но основная часть написана в повествовательно-раздумчивом плане, ощутимы черты современного Пушкину эпического повествования. Основная часть очень конфликтна, дело не только в конфликте Евгения и Петра. Памятник всегда стоит спиной к Евгению и Евгению только в один момент кажется, что Памятник смотрит на него (когда Евгений говорит – ужо тебе строитель..). Великий медный всадник повернут спиной к малому человеку. Это значит, что великая власть все-таки абсолютно чужда и противопоставлена маленькому человеку и это чревато бунтом маленького человека. Еще один более глобальный конфликт – стихия и город, стихия и Человек. Интересный момент – Пушкин пишет о том, что великий человек по крайней мере на время может покорить стихию, медному всаднику не страшна стихия, дело в том, что памятник не тронут т.к. это практически творец на земле, а маленьком человеку эта стихия страшна. Но не только маленькому человеку, но и царям (Александр I – ЦАРЯМ СО СТИХИЕЙ НЕ СОВЛАДАТЬ). В центре поэмы – куда ты скачешь гордый конь…

Конный памятник – памятник правителю, который успешно справился с делами развития своего государства, тут символика этого памятника очень характерна – Петр поднял на дыбы, но куда он опустится – неизвестно! Ввеликие планы великого человека, реализованные им при жизни, еще не значат тлого, что дальше все будет так же успешно (Питер построил Петр, но не факт, что Питер и дальше будет так же спешно существовать)

Петербург – символ европеизации России, но одновременно это еще и очень имперский город, в котором господствуют рационализм и бездушие. Петербург с прямыми улицами, закованными в гранит набережными. Москва противопоставляется Петербургу как город исконно русский, но рациональное начало из Европы противостоит лабиринту русской вольности, несобранности. Москва – символ сердечности россиян. Москва – город со средневековым центром.

Судьба ЕВРОПЕИЗИРОВАННОЙ России оказывается под вопросом.

С философско-исторической т.з. в Поллтаве Пушкин в чем-то близок Толстому, в Полтаве Пушкин задал некий тон для Достоевского. Ощущение проблемы цены прогресса, проблема цели и средств ее достижения. Прогресс не бывает без жертв. У Пушкина нет ответа на это соотношение

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)