|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА — ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХАПервая половина 19 века — эпоха двух императоров: Александра 1 и Николая 1. В 1801 году, на заре нового века, на престол вступил Александр Павлович — Первый, который позднее, после войны 12 года, получит имя Благословленного за эту победу. Причем это звание ему было присвоено искренним порывов всех сословий. Эта эпоха, как и сам Александр, была противоречивой. Начало ознаменовалось надеждой на перемены в России после достаточно тяжело воспринимавшегося всеми сословиями царствования Павла 1 (убит 11 марта 1801 — не без участия самого Александра Павловича), грех отцеубийства обсуждался в обществе и литературе. «Царь Эдип» (трагедия Озерова) — намек на эти события. Официально это не было подано как убийство, объявлена была смерть от болезни. Пушкин описал это в оде «Вольность». Во второй половине своего царствования Александр не реагировал на оппозиционные движения и общество, названное позднее декабристами. Он мало кого арестовывал, по видимости, потмоу что сам был не без греха. Вступил на престол он при всеобщем ликовании. С ним связывали надежды, тем более, что он обещал, что при нем все будет как при бабке Екатерине II, при которой империя торжествовала и территория расширялась (хоть тогда и было пугачевское восстание). Но Екатерина воспринималась как символ величия России и золотого века дворянства. Так что Александра 1 поддерживало дворянства. По воле бабки Александр воспитан Лагарпом, швейцарским республиканцем, и либеральные идеи ему были не чужды. Он хотел решить две глобальные проблемы России: первая - крепостное право, проблема, которая не только с гуманистической позиции неприемлема, но еще и экономически невыгодная и неэффективная,крепостное право мешало экономическому развитию — в Европе такого не было, Россия могла потерять свой экономический статус. Вторая проблема — абсолютизм, многие, например Пушкин, воспринимали ее как вообще самую главную. Абсолютизм — недопущение никаких сословий к обсуждению поитических решений в стране. Отсутствие какой-либо представительской системы во многом мешало воспринимать Россию как процветающее государство и тормозило развитие. Либеральные идеи — идея закона, который превыше всего, нормальный суд и все такое. Александра приходит к идее правового государства — поставить закон превыше всего. С одной стороны, объявлял что как у бабки все будет, а с другой стороны — сразу же конституцию объявил. Идея конституционной монархии овладевает умом Александра первого и его ближайших сподвижников — негласного Комитета. До 12 года все его правления проходит под эгидой ввести Конституцию, закон. Естественно, в России были противники такой идеи, и оппозиция была довольно сильна. Довольно широко использовалась литературы для пропоганды. Поэты-Радищевцы (Радищев дожил до этих времен, но умер темной смертью, разочаровавшись в переменах — преемники остались) — Иван Книн, например. Это поэты и писатели, либерально настроены — в 1801 «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» - ВОЛСНХ. Первое десятилетие 19 века — это серьезная литературная сила. ВОЛСНХ — первое литературное общество как официальная организация, а не как дружеский круг. Некий праобраз Союза Писателей. Объединялись причем сразу любители искусства, науки и художеств, после такого не было. Первую скрипку играли литераторы. Иван Мартынович Горн (торн? Ворн?) — первый председатель. Либеральные идеи, поддерживали традиции высокой, гражданственно-настроенной литературы. Потом были Карамзинисты, Шишковисты — по именам предводителей. Это важно не только в литературном плане, но и в общественном. В начале 19 века внимание к проблемам языка было обострено, потому что многие стали понимать, что именно язык определяет нацию. Консервировать ли язык, который зиждется именно на традиции, или дать русскому языку свободное развитие с восприятием большого количества иностранных слов? А ведь за словами идут и понятия. Это очень важный идеологический вопрос. Реформа Карамзина — связана с реформированием сознания, а не только языка. Карамзин выступает как новатор, который стремится к обновлению языка и мышления россиян, с другой стороны ему противостоит адмирл Шишков, участвовавший не в морских, а литературных боях. Шишков был за консервацию русского языка на основе церковно-славянского. Противостояние Карамзинистов и Шишковистов добавляло определенные краски, причем на Карамзина и карамзинистов были доносы, обвинявшие их в противостоянии Богу (в церковь не ходили, книги читали и писали только светские). Если иметь ввиду, что церковь была официальной части государства, такого рода доносы, обвиняющие в неверии, было равносильно обвинению в государственном преступлении, и они были очень чреваты. Но Карамзин сумел отстоять свою позицию. В 1803 году он стал государственным историографом и перестал быть литератором, вышел из всех литературных и общественных споров. До этого был активным — писал в своих журналах и все такое. Но сторонники его боролись на его идеи и после него. Борьба была также бортбой за умы современников. Карамзинистов часто называют либералов, хотя сам Карамзин был консервативен в политическом плане. Но либерализмом их идеи отдавались. Карамзинисты и их борьбы породили Пушкина. Лицеист-Пушкин очень много внимания уделял той борьбе и высказвался в пользу Карамзина — есть например эпиграмма про него. «Шишков, Шехматов, Шеховской» - это все шишковисты-писатели, Пушкин над этим посмеялся. Но Пушкин учитывал и опыт шишковистов, и он сказался в его очень внимательном отношении к высоким жанром, которые не культивировалик арамзинисты, работавшие в жанре послания, элегии, но не оды и гражданские гимны. А Пушкин, вспомните, после выпуска из лицея, пишет оду вольность. А жанр оды проповедовали Шишковисты. То есть Пушкин впитывает лучшее не только от Карамзинистов, но и от противников. В этом его величие и его гений.
Этот период начала 19 века — расплывчатый. Некоторые считают весь период до 25 года, но это несправедливо, Прохорова имеет ввиду период до 12 года. В 12 году все литераторы проходят очень серьезное испыание и объединяются на время. В России очень явственно проявляется идея того, что когда опасность грозит отечеству, все идеологические, прлитические враги объединяются чтобы защищать родину. Так и произошло в 12 году. Три поколения писателей объединяются во время той войны. Продолжается творчество Державина (умрет в 1816 году) — париарха русской поэзии дл тогдашних людей, глава писателей, которые поддерживали шишковистов. Именно в его доме проходили собрания гигковистов. Державин — одно поколение. Другое поколение — поколение Жуковского (родился в 1783 году). В 1806 году он становится первым писателем России. Он, Батюшков и так далее — среднее поколение. Младшее поколение — лицеисты, поколение Пушкина.
После войны 12 года идейное литературное противостояние еще больше обостряется. После того, как Россия провела победоносную вону с Наполеоном, когда Александр 1 на белом коне въехал в париж, где подписана капитуляция, эйфория всеобщего патриотического подъема привела, с одной стороны, торжеству идей монархизма, но ненадолго — среди офицеров-победителей Наполеона стали возникать сомнения: почему Россия — победительница, а народ в ней живет хуже чем в Европе? Идея этой несправедливости стала занимать умы того времени. Тогда усиливались идеи либерализма и расцветают тайные общества. 1816-1825 годы — период развития обществ. В них не было много участников, но они были чрезвычайно активны, и вообще были личностями и интеллектуалами. Декабристы понимали, что литература и слово — это оружие, которое даже чем важнее, чем обычное оружие.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |