АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВТОРАЯ ЭПОХА ОТ IV ДО VIII ВЕКА

Читайте также:
  1. II этап — вторая неделя.
  2. II этап — вторая неделя.
  3. XX век как литературная эпоха. Проблема периодизации.
  4. Век – эпоха Реформации
  5. Викторианская эпоха
  6. ВТОРАЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИ (1940-е – 1950-е годы)
  7. Вторая волна.
  8. Вторая группа вопросов
  9. Вторая группа здоровья.
  10. Вторая группа принципов истории
  11. Вторая империя
  12. Вторая история про Энни

 

 

I. Если бы после примирения с Константином точно следовали

первоначальной системе Церкви по отношению к еретикам, как это должно бы

быть, никогда не существовало бы трибунала инквизиции против ересей и, быть

может, число ересей было бы тогда меньше и длительность их короче. Но папы и

епископы IV века, пользуясь тем, что императоры приняли христианство, начали

до некоторой степени подражать поведению, за которое они упрекали языческих

жрецов. Эти первосвященники, достойные уважения за святость их жизни, иногда

слишком далеко простирали одушевлявшую их ревность к торжеству вселенской

веры и искоренению ересей и вообразили, что для успеха следует склонить

Константина и его преемников к установлению гражданских законов против лиц,

впавших в ересь.

II. Этот первый шаг, сделанный папами и епископами вопреки учению св.

Павла, был началом и возникновением инквизиции. Раз установился обычай

подвергать телесной казни еретика, даже если он был верный и послушный

законам подданный, то увидели себя вынужденными разнообразить эти наказания,

увеличивать их число, делать их более или менее строгими, сообразно с более

или менее суровым характером каждого государя, и установить подходящий

способ преследования виновных, согласно с обстоятельствами. Особенно

старались представить ересь преступлением против гражданских законов, за

которое надо подвергать смертной казни, установленной государями; остальное

было лишь побочным обстоятельством и естественным последствием этой меры.

III. Я не буду останавливаться на законах против еретиков, изданных

восточными и западными императорами; о них можно справиться в Кодексах

Феодосия [22] и Юстиниана [23], где они сопровождены дополнениями Жака

Годефруа [24] и работами некоторых других компиляторов. Я скажу только, что

в числе других наказаний они устанавливали бесчестие, лишение должностей и

почестей, конфискацию имущества, запрещение делать завещание, получать

наследство по дарственной записи, осуждение на изгнание, а иногда ссылку, но

никогда смертную казнь, если только дело не касалось манихеев, и то лишь в

некоторых исключительных случаях. Однако по политическим соображениям

находили нужным увеличивать число подобных случаев, потому что неоднократно

императоров уверяли, что спокойствие империи было бы нарушено, если бы

опасность не устранялась мерами, способными устрашать.

IV. Император Феодосии [25] обнародовал в 382 году закон против

манихеев; [26] этот закон повелевал подвергать их высшей мере наказания,

конфисковать их имущество в пользу государства и поручал префекту претории

учредить инквизиторов и доносчиков, чтобы обнаруживать потайных манихеев

{Кодекс Феодосия. 9-й закон против еретиков.}. Здесь, говорит справедливо

Годефруа, выплывает в первый раз вопрос об инквизиции и доносе в деле ереси,

потому что до того времени подобные меры применялись лишь в случаях

величайших преступлений, на которые было дозволено доносить публично, как на

деяния, вредящие безопасности империи. Преемники Феодосия видоизменяли эти

репрессивные законы сообразно с обстоятельствами времени и личностями.

Бывали эдикты, обязывавшие еретиков обратиться и угрожавшие им

преследованием со стороны императорских судей, если они не отрекутся

добровольно от ереси {2-й и 3-й законы о вселенской вере; последний закон -

против нападающих на вселенскую веру, 6-й и 38-й законы - прошв еретиков,

3-й закон - о запрете повторять крещение.}. Что касается тех, о которых

знали, что они еретики, и которые не делали добровольного отречения,

несмотря на постановление указов, то их предавали суду; но, прежде чем

прибегнуть к этой крайности, их предупреждали, что они будут допущены к

примирению с церковью и потерпят лишь каноническое наказание, если в

определенный срок они пожелают обратиться. Сообразно с ответом этих еретиков

с ними устраивались правильные конференции в виде наставления и приведения

их вновь к здравому учению {Законы о еретиках, 40, 41, 52, 55, 62, 64. -

Закон 4-й отдела Пусть святое крещение не... (Ne sanctum baptisma) и

последний закон о религии.}.

V. Когда эти примирительные средства оказывались недостаточными,

прибегали к наказаниям, которые были очень разнообразны. Ученые, которые

вопреки законам преподавали свои вредные доктрины, платили иногда

значительные денежные штрафы {Закон 3-й о еретиках.}, изгонялись из городов

и даже подвергались ссылке {Законы о еретиках, 2,3,13,

14,19,30,31,32,33,34,45,46,52,54,57,58.}. В некоторых случаях их присуждали

к лишению имущества {Там же. 34, 54. Последний закон отдела Пусть святое

крещение не... Nе sanctum baptisma).}. В других случаях они были обязаны

платить в казну сумму в десять фунтов золота {Там же. 21, 39, 65.}, или их

пороли кожаными ремнями и ссылали на острова, откуда они не могли вернуться

{Там же. 32, 53,54, 63.}. Помимо этих наказаний им было запрещено устраивать

собрания, и законы объявляли против нарушителей проскрипцию, изгнание,

ссылку и даже смертную казнь, сообразно с обстоятельствами, точно

определенными в законах {Там же. 4, 34, 36, 45, 51, 52, 58, 63. Последний

закон отдела Пусть святое крещение не... (Ne sanctum baptisma).}.

VI. Исполнение вышеупомянутых императорских декретов было поручено

правителям провинций, магистратам, на обязанности которых было отправление

правосудия, комендантам городов, городским декурионам [27] и высшим

должностным лицам; в случае их небрежности или потворства все они должны

были понести различные наказания {Там же. 4, 11, 12, 24, 30, 40, 45, 48, 52,

65. Закон 4-й отдела Пусть святое крещение не... (Ne sanctum baptisma).}.

VII. Хотя большинство законов против еретиков было установлено папами и

епископами, известными своей святостью, как замечает Годефруа, надо

согласиться, что в их намерение не входило применение законов, которые

заключали смертную казнь: они желали лишь того, чтобы их обнародование

обуздало страхом смелость новаторов. Бывало даже, что они предупреждали их

действие, когда совершение казни казалось неизбежным. Здесь уместно

напомнить то милосердное рвение, с которым св. Мартин [28], епископ Турский,

старался спасти Присциллиана [29] и его приверженцев от высшей меры

наказания, к которой в 383 году решил их присудить император Максим; с этой

целью св. Мартин приезжал в Трир, где усердно просил о помиловании

Присциллиана и добился обещания, что этот еретик не будет казнен. Это

обещание, однако, не было исполнено. Когда св. Мартин, полный доверия к

слову Максима, отлучился, враги Присциллиана удвоили свои старания и сделали

рвение святого епископа бесполезным.

Св. Мартин говорил, что низложение и изгнание являются достаточным

наказанием {Флери. Церковная история. Кн. 18. N29 и 30.}.

VIII. Св. Августин [30] усвоил те же принципы. Когда император Гонорий

[31] в 408 году приказал казнить смертью донатистов [32] вследствие смут,

возбужденных ими в Африке и Риме, епископ Гиппонский [33] написал донату,

проконсулу Африки, что правоверные далеки от желания, чтобы виновных

наказывали особенно строго, что для них достаточно, чтобы донатисты

подверглись умеренным наказаниям, способным их обратить, и умолял доната

применить по отношению к ним кротость и милость {Св. Августин. Письмо 127,

сотое в издании бенедиктинцев конгрегации св. Мавра.}.

IX. Испанская церковь была во всем верна общей дисциплине при

владычестве римских императоров; затем при готах она увидела установление

среди нее могущества ариан [34], но с тех пор, как готские короли приняли

вселенскую религию, законы и постановления испанских соборов знакомят нас с

тем, как испанская церковь пользовалась ими применительно к еретикам.

X. На четвертом Толедском соборе, созванном в 633 году, на котором

присутствовал св. Исидор, архиепископ Севильский [35], занялись еретиками

иудействующими; с согласия короля Сисенанда [36] было издано постановление о

том, что они будут отданы в распоряжение епископов для наказания и

принуждения, по крайней мере страхом, вторично отказаться от иудаизма: у них

должны были отнимать детей и освобождать их рабов {Толедский собор. Канон

59, у Агирре в третьем томе.}.

XI. В 655 году девятый Толедский собор более подробно установил способ,

которым подобало карать еретиков. Он издал канон о том, что крещеные евреи

обязаны праздновать христианские праздники вместе с епископами и что те,

которые не подчинятся этому правилу, будут присуждены к наказанию кнутом или

к посту, смотря по возрасту виновных{Канон 17 у Агирре.}.

XII. Гораздо более суровости было проявлено по отношению к тем, кто

вернулся от христианства к язычеству, и мы видим, что король Рекаред I [37]

предложил на третьем Толедском соборе 589 года поручить священникам и

светским судьям разыскивать и искоренять этот род ереси, наказывая виновных

соразмерно с их преступлением, не применяя, однако, смертной казни {Третий

Толедский собор. Канон 16.}.

XIII. Эта мера строгости показалась недостаточной, и двенадцатый

Толедский собор 681 года, на котором присутствовал король Эрбигий, решил,

что виновный дворянин подвергнется отлучению от Церкви и изгнанию, а раб

должен подвергнуться наказанию кнутом и быть отдан своему господину

закованным в цепи; а если его господин не сможет за него отвечать, то он

делается собственностью короля, чтобы получить назначение, которое будет

сочтено надлежащим {Канон 11 в собрании Агирре.}.

XIV. В 693 году шестнадцатый Толедский собор, собранный в присутствии

короля Эгики [38], прибавил к уже установленным мерам закон, согласно

которому сопротивляющийся усилиям епископов и судей уничтожить

идолопоклонство и покарать идолопоклонников должен быть отлучен от церкви и

наказан штрафом в три фунта золотом, если он дворянин; а если он человек

низкого происхождения, то должен получить сто ударов кнутом, быть обрит и

лишен половины своего имущества {Канон 2 в собрании Агирре.}.

XV. Рецесвинт, царствовавший от 663 до 672 года, установил против

еретиков особый закон, который безразлично лишал их почестей, должностей и

имуществ, которыми они пользовались, если это были священники, и прибавлял к

этим наказаниям пожизненное изгнание для светских людей, если они

отказывались отречься от ереси {Закон 2 в Собрании готских законов. Кн. 2.

Отд. II, О еретиках.}.

 

 

Статья третья

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)