|
||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВТОРАЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИ (1940-е – 1950-е годы)СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреянова В. Проводницы в стиле Жаклин Кеннеди: [новая форма для РЖД] / В. Андреянова // Известия. - 2010. - 10 нояб. - С. 3: фото.
2. Васильева А. В моде - корпоративный стиль: [проводники меняют мундиры на элегантные костюмы] / А. Васильева // Гудок. - 2009. - 7 авг. - С. 7.
3. Мирошникова Е. В отличной форме: [новая одежда для железнодорожников] / Е. Мирошникова // Гудок. - 2010. - 6 июля. - С. 5: ил.
4. Мирошникова Е. Знаки с различием: [новая форменная одежда железнодорожников] / Е. Мирошникова // Гудок. - 2011. - 25 марта. - С. 10.
5. Михайлов С. Новый стиль: [РЖД продолжают ребрендинг] / С. Михайлов // Гудок. - 2011. - 25 мая. - С. 1, 4: ил.
6. Попов Д. По сезону: [зимняя корпоративная форма одежды] / Д. Попов // Гудок. - 2010. - 11 окт. - С. 3: фото.
ВТОРАЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИ (1940-е – 1950-е годы) Вторая волна эмиграции, порожденная второй мировой войной, не отличалась таким массовым характером, как эмиграция из большевистской России. Со второй волной СССР покидают граждане Прибалтийских республик, не желавшие признавать советскую власть; военнопленные, перемещенные лица – граждане, угнанные немцами на работы в Германию. Большинство эмигрантов второй волны селились в Германии (преимущественно в Мюнхене, имевшем многочисленные эмигрантские организации) и в Америке. К 1952 в Европе насчитывалось 452 тысячи бывших граждан СССР. 548 тысяч русских эмигрантов к 1950 прибыло в Америку. Мюнхене находились многочисленные организации русских эмигрантов: Национально-трудовой Союз (НТС), Центральное объединение политических эмигрантов из СССР (ЦОПЭ), радиостанции, вещавшие на Россию. В Мюнхене же активно функционировал Институт по изучению истории и культуры СССР, печатавший работы многих русских эмигрантов. Здесь начал выходить в 1946 году "журнал литературы, искусства и общественной мысли" "Грани". В 1951-1954 в Мюнхене выходил журнал литературной критики (альманах) "Литературный современник". В 1958 году в издательстве ЦОПЭ вышел сборник-антология "Литературное зарубежье" с произведениями И.Елагина, С.Максимова, Д.Кленовского, Л.Ржевского, О.Ильинского, Н.Нарокова, Б.Ширяева, О.Анстей, Б.Филиппова, С.Юрасова, Н.Моршена, В.Свена - практически всех, кто потом определял развитие литературы второй волны. То же издательство выпустило 15 номеров альманаха "Мосты". В 1959 г. на страницах "Граней" (# 44) была опубликована антология поэтов обеих волн (сост. Ю. Терапиано), позднее вышедшая отдельной книгой "Муза диаспоры" (Франкфурт-на-Майне, 1960). Что касается Америки, то наряду с продолжавшим выходить "Новым журналом", охотно печатавшим писателей второй волны эмиграции, здесь существовало несколько крупных издательств русской книги; в том числе издательство имени Чехова, опубликовавшее в 1953 г. антологию "На Западе"(сост. Ю.Иваск), куда вошли стихи О.Анстей, И.Елагина, О.Ильинского, Д.Кленовского, В.Маркова, Н.Моршена, Б.Нарциссова, Б.Филиппова, И.Чиннова. В 1966 г. поэтесса 2Татьяна Фесенко 0составила и издала антологию "Содружество: Из современной поэзии русского зарубежья" (Вашингтон, 1966). Позднее объединяющим поэтов и художников второй волны стал продолжающийся и сегодня альманах "Встречи" (с 1977 по 1982 "Перекрестки"), редактируемый поэтом Валентиной Синкевич. В 1996 году вышел юбилейный 20-й номер этого издания, на страницах которого теперь «встречаются» поэты и художники как второй и третьей русской эмиграции, так и писатели, живущие на родине. Событием литературной жизни стала собранная все той же неутомимой В.А.Синкевич антология стихов поэтов второй эмиграции "Берега" (Филадельфия, 1992). По единодушному мнению критики наибольший вклад в развитие русской литературы второй волны русской эмиграции принадлежит именно поэтам. Характерно, что почти все они начинали с политических стихов, часто даже сатирических. Среди писателей, вынесенных со второй волной эмиграции за пределы родины оказались И.Елагин, Д.Кленовский, Ю.Иваск, Б.Нарциссов, И.Чиннов, В.Синкевич, Н.Нароков, Н.Моршен, С.Максимов, В.Марков, Б.Ширяев, Л.Ржевский, В.Юрасов и др. На долю выехавших из СССР в 1940-е выпали тяжелые испытания. Это не могло не сказаться на мироощущении литераторов: самыми распространенными темами в творчестве писателей второй волны становятся лишения войны, плен, ужасы большевистского террора. Если предметом повествования писателей первой волны русской эмиграции была дореволюционная Россия, то писатели второй обогатили литературу рассказом о жизни родины в преддверии Второй мировой войны, непосредственно в годы войны и в первые послевоенные дни. В отличие от советских авторов героями своих книг они делали людей, в силу тех или иных причин не нашедших места в советской жизни: интеллигентов, не принимавших жестокостей тоталитарного режима; крестьян, разочаровавшихся в колхозной действительности; репрессированных в разные годы рядовых граждан России. Эпоха, воспринимаемая почти всеми советскими писателями как исключительно героическая, под их пером становилась трагической. Типологически общим для лучших прозаиков второй волны является преодоление идеологической зашоренности и страха, обретение героем новой общечеловеческой (христианской) нравственности
В эмигрантской поэзии 1940–1950-х преобладает политическая тематика: Елагин пишет Политические фельетоны в стихах, антитоталитарные стихи публикует Моршен (Тюлень, Вечером 7 ноября). Виднейшим поэтом второй волны критика наиболее часто называет Елагина. Основными «узлами» своего творчества он называл гражданственность, беженскую и лагерную темы, ужас перед машинной цивилизацией, урбанистическую фантастику. По социальной заостренности, политическому и гражданскому пафосу стихи Елагина оказывались ближе советской поэзии военного времени, нежели «парижской ноте». К философской, медитативной лирике обратились Иваск, Кленовский, Синкевич. Религиозные мотивы звучат в стихах Иваска. Принятие мира – в сборниках Синкевич Наступление дня, Цветение трав, Здесь я живу. Оптимизмом и гармоничной ясностью отмечена лирика Д.Кленовского (книги Палитра, След жизни, Навстречу небу, Прикосновение, Уходящие паруса, Певучая ноша, Теплый веч е р, Последнее). Значителен вклад в эмигрантскую поэзию и Чиннова, Т.Фесенко, В.Завалишина, И.Буркина. Герои, не сжившиеся с советской действительностью, изображены в книгах прозаиков второй волны. Трагична судьба Федора Панина в романе Юрасова Параллакс. С.Марков полемизирует с шолоховской Поднятой целиной в романе Денис Бушуев. К лагерной теме обращаются Б.Филиппов (рассказы Счастье, Человеки, В тайге, Любовь, Мотив из «Баядерки»), Л.Ржевский (повесть Девушка из бункера (Между двух звезд)). Сцены из жизни блокадного Ленинграда изображает А.Даров в книге Блокада, об истории Соловков пишет Ширяев (Неугасимая лампада). Выделяются книги Ржевского Дина и Две строчки времени, в которых повествуется о любви пожилого человека и девушки, о преодолении непонимания, жизненного трагизма, барьеров в общении. Большинство писателей второй волны эмиграции печатались в выходившем в Америке «Новом журнале» и в журнале«Грани».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |