|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сентября 2012. Период начала 19 века связан с первыми профессиональными литературными сообществамиПериод начала 19 века связан с первыми профессиональными литературными сообществами. Это не столь малозначительный факт, потому что это свидетельствует о некотором движении в сторону профессионализации литературного труда. Это новое явление в мире литературы и журналистики, каждое профессиональное литературное общество стремится издавать произведения участников, а кроме книжного формата есть журнальный. Таким образом, ВОЛСХ, конечно же, известно и своими литературными журналами. В 1816 году в одном из этих сообществ председатель стал некто Измайлов — писатель 2 ряда, фамилию надо запомнить. Но это своеобразная и важная фигура, он с одной стороны председатель общества ВОЛСХ, тогда называвшееся Михайловским (заседания были в михайловском дворце в Петербурге). Тогда была война шишковистами, поклонниками старого слога, и карамзинистами, 1816 год — год «страшной войны на Парнасе». Главная работа Шишкова, ее надо знать - «Рассуждение о старом и новом слоге русского языка», в ней остались антикарамзинские идеи нереформирования языка, в связи с некоторой изоляцией от западным идей. Шишковистов можно назвать «изоляционистами», а Карамзин, напротив, выступал за обогащение русского языка и русской ментальности новыми понятиями и словами. Например, «актер», «мораль», «эволюция», «прогресс» - не было раньше таких слов до 19 века. В 1811 году изоляционисты объединяются в «Беседы любителей русского слова» под руководством Шишкова — как раз перед войной. Началась война, все силы объединились перед врагом, Россия при угрозе извне объединилась, и было не до борьбы. И только в 15 году карамзинисты дали достойный в организационном плане ответ — сообщество «Арзамас», в 1817 году членом этого общества становится Пушкин. Вскоре общество распадается, слишком различные силы в нем объединились, кроме того, члены общества собирались использовать литературу в качестве средства пропаганды антикрепостнических и либералистских идей. Три имени литераторов-пропагандистов: Николай Иванович Тургенев (очень известен тем, что он был автором замечательных политических и экономических работ, интерес к экономике был редок в дворянстве.Не имеет отношения к Ивану Сергеевичу Тургеневу и его семье! Александр Иванович Тургенев — помог поступить Пушкину в лицей, и еще он сопровождал гроб Пушкина после смерти — единственный), Михаил Федорович Орлов (сопровождал Александра в 14 году во время сдачи Парижа), Никита Михайлович Муравьев (известный как один из авторов проектов конституции, который предлагали декабристы). Декабристы, вступившие в Арзамас, стали склонять остальных в активной пропагандистской деятельности, что остальным не особо нравилось, особенно Жуковскому, который был одним из важнейших лиц в обществе. Большинство членов, к тому же, были дипломатами и разъехались по разным местам, не могли присутствовать на собраниях в Петербурге. В Арзамасе была особая культура поведения — игровая. Неофициальное сборище, атмосфера была эмпатическая, они даже использовали красные колпаки. В красных колпаках заседали деятели французской революции — Робеспьер и его соратники, это якобинский знак. Это очень важно. С одной стороны, это была игра, эпатаж, а с другой стороны, это признание, но не в том, что они якобинцы, а что они сочувствуют неким реформаторским устремлением во всех сферах, не только в литературной. В 1818 году Карамзин начал издавать «Историю государства российского», все считали это очень значимым трудом — глобальная история, очень профессионально сделанная, хоть и литературно. Карамзинисты продолжали свою борьбу до 17 года. Измайлов, который приводит к руководству ВОЛСНХ в 1816 году, приходит в момент разгара борьбы между «Беседой» и «Арзамасов». Измайлов — не тот, ни тот, не поддерживает однозначно никого, и ВОЛНСХ становится третьей стороной, неким обществом, куда входили многие арзамасцы и беседчики, но они старались там умерять свои полемические аппетиты, некое возвышение над схваткой — это тоже вариант позиции. Измайлов был таким человеком над схваткой. Его вклад в литературу был интересен, он обращается к двум жанрам в основном, которые станут очень значимыми как раз в середине 20-х годов, он как бы подготавливает почву для расцвета басни (пишет интересные басни, во многом предвещающие и помогающие торжеству Крылова, хотя в художественности с ним он спорить не мог — но почву подготовил), роман — а вторая половина а то и две трети 19 века проходят под знаком романа, хоть и есть всякие стихи, повести и рассказа. Но роман был жанром номер один. Невозможно представить мировую значимость русскую литратуру без русского романа. В 1823 году Пушкин начинает писать «Евгения Онегина», в 1825 выходит первая глава. Первое произведение, признанное на мировом уровне. Пушкин не на пустом месте начинает свою деятельность, и как раз Александр Ефимович Измайлов, автор романа «Евгений или пагубные следствия дурного воспитания», стал его предтечей. Лотман отмечает, что Пушкин неслучайно называет своего героя Евгений. 1799 год — начал выходить роман Измайлова и в тот же год родился Пушкин. Но неизвестно, специально ли. Что касается басни и романа, важно помнить о тех начинаниях, которые ознаменовали первые десятилетия 19 века. Мы в характеристике периода дошли до 1812 года. В 15 году возобновляется борьба между карамзинимстами и шишковистами. Тут надо иметь ввиду влияние интеллигенции на движение литературного процесса. Поражение декабристов 14 декабря 1825 года и последующие казни становяся переломным во многом моментом в истории России и литературы в частности. Письмо Петра Андреевича Вяземского примечательно, он в начале 26 года писал Жуковскому, что былого, того, что было до казни (12 июля 26 года), уже не вернуть. Мы уже не те, потому что у каждого из нас есть близкие люди, пострадавшие во время этих событий. Во время тех писем он говорит, что те, кто вырос в александровскую эпоху, во время надежд (Александр обещал и золотой век екатерины, и либеральные реформы), потеряли после 25 года ощущение общественного подъема и приобрели оущщение политических сумерек. Конечно, александровская эпоха была не столь однозначна в своих настроениях и надеждах. У Александра был негласный комитет — 4 близких ему человека, он взошел на царствие молодым человеком 20 лет, это было ответственным положением, и нужна была помощь. Не справившись, этот комитет уходит в тень к 1807 году. Тильзитский мир — позор Алексанлра, серьезные уступки Наполеону, все его критикуют, в том числе и в том, что он выдвигает на первый план Сперанского. Фигура эта по тому значению, которое он имел во время правления Александра 8-12 года — фигура номер один. Толстой в романе «война и мир», хоть и негативно о нем отозвался, это признал. Роль Сперанского — важный момент связан с тем, что он пытался провести достаточнос ерьезные политические реформы, которые ели бы были реализованы до конца, то может быть и не было бы тех трагических потрясений 25 года. Он пытался мирным путем постепенных реформ сверху привести российское законодательство в соответствии с современными требованиями европейского развития. И, конечно, получил достаточно серьезное сопротивление со стороны правых сил России, а также помещичества и доврянства, которые не хотели расставаться со своими привилегиями. Его обвинили, что он пособник Наполеона. Он был сослан в Сибирь за государственную измену, лишен всех званий. Об этом стоит почитать в книге: Зорин Андрей Владимирович «Кормя двухглавого орла». В 1812 году на смену Сперанскому, который был государственным секретарем (фигура номер 2 после императора), на пост государственного секретаря претендовало несколько человек, среди них был Карамзин, который параллельно с работой над историческим трудом «записки о древней и новой россии» - это политический манифест, а не художественный, где он очень строго судил Сперанского, критически высказался против Петра и его реформ, то есть это был манифест с консервативной идеологией. При дворе тогда шла серьезная борьба за влияние на Александра 1, и очень большую роль играла его сестра, которая жила в Твери — Тверская царица. Именно для нее Карамзин и написал то письмо. Александр мгновенно отреагировал, многое учел, но секретарем Карамзин не стал. Стал им адмирал Шишков. И это было очень кстати, Россия закономерно двигалась к войне 12 года, все эти события происходили накануне вторжения Наполеона, и как раз генерал Шишков с его стилем, архаической лексикой, умением языком древних летописцев, сумел писать такие манифесты, которые действительно поднимали дух нации. Карамзин бы так писать не мог — это не его манера. И даже сторонники Карамзина признали, что выбор Александра в сторону Шишкова был оправдан. И как спич-райтер Шишков оказался на своем месте. Именно Шишкову приписывают продвижение Кутузова в сторону главнокомандующего после Смоленска. С декабристским восстанием связано много литературы. Три имени надо выделить, и с их произведениями познакомиться: Крупнейший поэт-декабрист, руководитель северного общества, республиканец Кондратий Федорович Рылей. Очень талантливый человек, особенно в жанре романтической поэмы, в этом смысле он даже был соперником Пушкина в середине 20-х годов. Поэма «Войноровский» была высоко оценена даже Пушкиным (Полтава — полемика Пушкина), оба писателя описывали русско-украинское восстание времен Петра. Это не стихотворение, это поэма. Вильгельм Карлович Кюхельбекер — его любил Пушкин, с ним учился. Ему посвящен роман Тынянова «Кюхля». Федор Николаевич Глинка. К псиателям-декабристам примыкали многие — это была периферия декабристского движения, они не входили ни в одно общество, не выходили на Сенатскую площадь, но поддерживали, как, напрмиер, Пушкин. Отразил идеи в «Оде Вольность», «К Чаадаеву». Еще это Грибоедов (написал «Горе от ума» - надо знать, потмоу что Прохорова называет это произведение гениальным).
Второй большой период в развитии русской литературы — вторая четверть 19 века. Это период царствования Николая 1 (годы царствования — 1826-1855). Он с Александром были братьями, и после смерти престол должен был перейти к младшему брату Николая — Константину, но перешел к Николаю. Поэтому и декабристы восстали, хоть и не планировали, но пришлось, в связи с заварушкой в царском доме, когда в связи со смертью Александра, надо было решить, кто будет царем, все начали присягать Константину, не зная, что тот уже отрекся от престола, хотя женитсья на женщине не царских кровей. А так как он был в Польше, пока туда-сюда гонцы, произошла заминка, междуцарствие — когда Александр уже умер, а править некому. Николай взошел на престол, хоть его никога и не готовила к царствию, и это была большая проблема для России. Александра готовили, он получал соответствующее образование, а Николая готовили к военной службе, и царствие его было похоже на упражнение военного человека. Его сына воспитыва Жуковский, и он отменил крепостное право. Царствование Александра называли «зеленым» - цвет надежды, хоть и были разочарования уходом комитета и сперанского, а Николай приходит в декабре (неслучайно — командовал подавлением восстания) - «зимнее», «голубое» царствование. Николай был очень красив, у него были голубые глаза, и они очень точно ассоциировались с олодным Петербурским небом и голубыми мундирами, которые начинали шествование по России — третье отделение канцелярии, политический сыск. Начинается тяжелое политическое репрессирование всякого своемыслия, то, чего не дозволял Александр. «Зимой пахнУло на Россию» - псиал Тютчев о приходе Николая 1. Апатия, потерянное поколение, поколение Лермонтова, формирующееся в пост-декабристский период. Лермонтов, родившийся в 1814 году, в подростковом возрасте видел все события связанные с декабристами, он становится голосом потерянного поколения и выражает всю эту апатию. А Пушкин формировался в период надежды, «зеленого» царствования. Лермонтов был пессимистом. Но нельзя ограничиваться характеристикой периода как периода апатии и деградации — это полная неправда. Действительно, был некий общественный спад, политические репрессии выбили силы из оппозиции, но мысль российская не умирает. Мыслящие россияне обращаются теперь не столько к политическим проблемам, сколько к философским. Период 30х годов — это своего рода философский ренессанс в России. Ренессанс — это возрождение, но надо понимать, что должно было быть нечто, что можно было возражать, а русская философская мыль была в крайне зачаточном состоянии, так что это не возрождение, а зарождение и начало расцвета русской философии. Мирового значения философские мысли России достигают к концу 19 века. Все значимые имена — КирЕевский, Хомяков, Самарин принадлежат к поколению Лермонтова. Не зря в поэзии Лермонтова распространена философская тема. У него творчество более сконцентрировано на философской тематике, чем у Пушкина. Это политическая апатия, безвременье, безотрадность, но с другой стороны — новые серьезнейшие философские интересы. 30-е годы, николаевский период, отмечены еще и рождением так называемой массовой литературы. Булгариным в 25 году была образована газета «Северная пчела». Там издавался какой-то роман какого-то романа, ставшего бестселлером — был популярнее Пушкина и Лермонтова. Но с другой стороны он не смог достичь их литературных высот. Первым, кто вступает с ним в соревнование был Гоголь — он объединяет в себе массовое и элитарное искусство. Пушкин все-таки — автор для духовной элиты, для развитых людей. А Гоголь неслучайно так восторгался тем, что мог быть писателем для черни и для таких строгих критиков, как Пушкин и Жуковский, которые его очень любили. Гоголь был достойным ответом Булгарину, и очень серьезным развитием высокой русской литературы. Еще во время правления Николая рождается натуральная школа литература — через нее прошли писатели следующего после Герцена (тоже принадлежал натуральной школе) поколения — Достоевский, Толстой, Тургенев (Записки охотника), Некрасов, Гончаров. Это условно «питомцы натуральной школы».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |