|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Евгений Онегин” — первый роман критического реализма в мировой литературе. Особенности композиции«Евгений Онегин» — реалистический роман, в котором представлена широкая, исторически достоверная картина русской жизни начала XIX в. Поэт нарисовал различные типы людей, характеры, обусловленные социальной средой и временем. До него писатели не видели зависимости характера от общественного окружения. Пушкин исследует процесс формирования героев, показывает их не статичными, а в развитии, в столкновении со средой, в духовном преобразовании. Поэт впервые в русской литературе раскрывает психологические глубины характеров, рисует их внутренний мир с реалистической мотивированностью и верностью. Внутреннее психологическое состояние Пушкин передает через внешнее движение, поведение героев. Реализм романа окрашен критическим отношением к действительности. Это выражается прежде всего в типе конфликта — разочарованная, неудовлетворенная в своих общественных запросах личность находится в противоречии со средой, живущей по своим косным законам. Однако, реалистически изображая героя, Пушкин не вырывает Онегина из его круга. По верному замечанию Герцена, Онегин «никогда не становится на сторону правительства», но и «никогда не способен стать на сторону народа». Пушкин «Евгением Онегиным» определил тенденцию дальнейшего развития русской литературы в русле критического реализма. Роман «Евгений Онегин» был назван В.Г. Белинским «энциклопедией русской жизни». Действительно, как из энциклопедии, из романа можно узнать все о пушкинской эпохе. В романе показаны все слои русского общества: высший свет Петербурга и патриархальная Москва, поместное дворянство и крестьянство. Роман дает представление о системе образования дворян в то время, о круге чтения провинциальных барышень и молодых людей Петербурга. Описание одного дня Онегина воссоздает типичное для дворянской молодежи времяпрепровождение: сон до полудня, записочки-приглашения, которые слуга приносит в постель, прогулка по бульвару, обед в модном ресторане, театр, переодевание к балу, сам бал до утра. Как на голландском натюрморте, переливаются сочными красками блюда, подаваемые на обед. Пушкин поэтизирует бытовые детали, описывая петербургский кабинет Онегина с изящными безделушками и французской парфюмерией. Мы узнаем, как одевались молодые аристократы, что было модно в те времена. Особое место в картине быта Петербурга, созданной Пушкиным, занимает театр — «волшебный край». Пушкин удивительно точен не только в описании деталей и примет быта, но и времени. Можно с достоверностью определить, когда происходит то или иное событие романа, каков возраст его героев. В «Евгении Онегине» постоянно упоминаются реальные лица — поэты, друзья Пушкина, балетные танцовщицы, драматурги, известные в те времена модные парикмахеры и портные. На страницах романа находят отражение литературная борьба, противостояние романтизма и реализма, новые театральные веяния. Нет ни одной стороны жизни и быта России начала XIX в., которая не отразилась бы, как в зеркале, в романе. Нравственно-бытовые, социально-политические, литературно-театральные представления, реалистически воспроизведенные в «Евгении Онегине», делают его энциклопедией, в которой «отразился век и современный человек». Названием романа Пушкин подчеркивает центральное место Онегина среди других персонажей. Аристократ по происхождению и воспитанию, «забав и роскоши дитя», Евгений Онегин, пресытившись светской жизнью, разочаровался в окружающей действительности. Человек острого критического ума, он становится враждебен свету. Он пытается в книгах найти ответы на возникающие вопросы, но не находит ни идеала, ни цели. Разочарованность Онегина в жизни — это не дань романтической моде, не стремление рядиться в плащ Чайльд Гарольда. Это закономерный этап развития, обусловленный принадлежностью к дворянской интеллигенции. Пушкин в Онегине отразил драматизм положения передового дворянского интеллигента, который был оппозиционен власти, но и далек от народа, не имел ни дела, ни цели в жизни. Онегин — индивидуалист, в одиночестве переживающий свою разочарованность окружающим. В.Г. Белинский назвал его «страдающим эгоистом». Дуэль с Ленским стала этапом в духовном развитии Онегина. Отрицая светскую мораль, Евгений Онегин не смог противостоять мнению света и отказаться от дуэли. Бессмысленное убийство приятеля заставляет его покинуть деревню, становится толчком к более глубокому и серьезному восприятию жизни. Характеризуя Онегина, Герцен писал, что герой — это «умная ненужность», это «лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее». Сложный и противоречивый образ Онегина опред елил начало целой плеяды «лишних людей» русской литературы.Образ Ленского Пушкин сразу дает как антитезу Онегину: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. При этом Ленский близок Онегину по уровню развития, по высоте духовных запросов. Это тоже далеко не простой образ, который иногда рассматривается как развенчание романтизма. Пушкин иронически говорит: Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль. Вместе с тем Ленский — светлый и чистый человек, беда которого в том, что он не знает жизни, восторженно верит в почерпнутые из книг идеалы. Его вольнолюбивые мечты не находят реального воплощения. «Сердцем милый невежда», Ленский, как и Онегин, не вписывался в современное ему общество. У него было два пути: либо дар поэта развился бы в нем и приобрел гражданское звучание, либо, сломленный обществом, Ленский зажил бы, как все. Идеалистически-романтическое отношение к действительности было нежизнеспособно. И смерть Ленского закономерна. Герцен отметил: «Поэт видел, что такому человеку нечего делать в России, и он убил его рукой Онегина». На противопоставлении построены и женские характеры романа — Татьяна и Ольга. Татьяна — воплощение пушкинского идеала, причем не в каком-то отвлеченном романтическом образе, а в обыкновенной русской девушке. В Татьяне все обычно, ее внешность не поражает с первого взгляда. Татьяна росла в деревне, среди русской природы, слушала рассказы старой няни и песни деревенских девушек. В ее характере русское, народное соединилось с тем, что несли с собой французские сентиментальные романы, развивавшие мечтательность, воображение, чувствительность: Дика, печальна, молчалива… Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Татьяна обладает богатым внутренним миром. От природы она одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным. Как всякая оригинальная натура, Татьяна оказывается в одиночестве. Она жаждет найти родственную душу, которую в своем воображении она увидела в Онегине. Татьяна отличается от девушек ее круга. Она и ведет себя не типично для воспитанной в патриархальных традициях девушки — вопреки общепринятым понятиям первая признается в любви. Татьяна искренна, чиста, открыта в своем монологе-письме Онегину. После отъезда Онегина Татьяна хочет понять, кто же он, ее герой? Чтение книг с его пометками, погружение в неизвестный мир, размышления над прочитанным подготовили Татьяну, по словам Белинского, к «перерождению из деревенской девушки в светскую даму». Но и будучи в свете, Татьяна сохраняет чистоту и искренность, «все тихо, просто было в ней». Ей чужды «ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад». На признание Онегина Татьяна печально отвечает: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Татьяна отторгает Онегина, так как не может нарушить свои моральные принципы. Воспитанная на народных этических правилах, Татьяна не может сделать несчастным своего мужа, которого она глубоко уважает. Ее нравственные требования к себе высоки, и верность мужу она считает долгом. Вряд ли прав Белинский, который увидел в верности Татьяны профанацию любви. Последовательность в отстаивании в жизни своих нравственных принципов как раз говорит о цельности натуры героини. Образ Татьяны воплотил в себе пушкинский идеал русской женщины. Полная противоположность Татьяне — ее сестра Ольга. Она всегда «резва, беспечна, весела». Ее портрет отражает распространенный тип красоты — идеал романов того времени: Любой роман Возьмите, и найдете, верно, Ее портрет. Проницательный Онегин замечает, что «в чертах у Ольги жизни нет». Это посредственная, ничем не выделяющаяся среди других девушка не способна на сильное глубокое чувство. После смерти Ленского «недолго плакала она», вышла замуж и, вероятно, повторит судьбу своей матери, которая Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била, осердясь… Мастерство Пушкина-реалиста особенно ярко проявилось в создании образов героев. Отразив социально-типическое, поэт раскрыл индивидуально-психологические черты характеров, показал их внутренний мир. Творчество А.С. Пушкина оказало огромное влияние на последующее развитие русской литературы. Гоголь удивительно точно определил роль поэта: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». 31. Образ автора в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.Татьяна и Онегин, смысл их противопоставления в романе. Образ автора — это точка зрения, которая отображает действительность. Лета к суровой прозе клонят, Характер автора отображается в оценках героев, в отношении к ним и их поступкам. Всем персонажам романа Пушкин симпатизирует, но больше всего — Татьяне Лариной: “Я так люблю Татьяну милую мою!”. В них много общего: в отношении к природе, свободе. Замечу кстати: все поэты — Важна разница в их отношении к литературе. Об Евгении автор пишет: Не мог он ямба от хорея, Мой бедный Ленский! изнывая, Автор выступает в роли свидетеля и участника событий. Он является хранителем письма Татьяны и предсмертных стихов Ленского, которые в то же время были доказательством реального существования героев. Однако поэт в этом непоследователен: то герой изображается как реально существовавшее лицо, то как создание фантазии автора. Например, об Онегине он пишет: С ним подружился я в то время. Образ Пушкина организует взаимоотношения поэта и читателя. Автор то приближает его к себе, то отдаляет, иногда даже полностью противопоставляет себя читателю. Поэт делится с ним своими планами, и читатель выступает в роли критика.
33.Характеристика монографии о творчестве А.С. Пушкина.
34. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Издавна замечено, что Лермонтов – поэт юности, что именно в юношеские годы им упиваются. Наверное, потому что юноши и девушки увлекаются высокой романтикой, мятежностью страстей, безграничностью желаний. Я сын страданья. Мой отец Но я люблю – за что, не знаю сам – Но всё же основным мотивом лирики Лермонтова является мотив одиночества и тоски, пронизывающей все стихотворения. Это объясняется тем, что лирика Лермонтова обозначила послепушкинский этап в развитии русской поэзии, время реакции, когда передовая дворянская интеллигенция, немирившаяся с отсутствием духовной свободы, была лишена возможности открытой борьбы.
35. Поэтизация сильных характеров в поэме М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…” «Песня про царя Ивана Васильевича...» — историческая поэма, написанная М.Ю.Лермонтовым в 1837 году. Белинский писал: Лермонтов в «Песне...» «как будто современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой общественности, со всеми ее оттенками, как будто бы никогда и не знавал о других...» В этом произведении нет идеализации прошлого. В «Песне...» торжествует правда, правда истории удивительно подобранных лиц, из которых каждое — тип и вместе с тем неповторимая человеческая индивидуальность. Но не только это. История в «Песне...» проходит перед нами в богатстве и роскоши щедро разбросанных подробностей жизни и быта, которые в сочетании с героями образуют целостную историческую картину. В каждом герое поэмы поражает прежде всего сила и цельность характера. Грозный, Калашников, Кирибеевич — это люди, представленные поэтом крупным планом. Но их цельность и полнота не однолинейны: в каждом бушует, затухает и возгорается с новой силой пожар страстей. Горе, печаль, подозрение, радость, надежда и отчаяние, уверенность, бахвальство и страх — все это может пройти в герое целым циклом за минуту. Образ лермонтовского Грозного отличается от образов, созданных другими писателями русской литературы. Его Грозный суров, остроумен, грозен, величествен, гневен, весел, спокоен, радостен, доверчив и подозрителен, наконец, жесток, но в своей жестокости справедлив, а в справедливости опять-таки жесток. До и после Лермонтова никто так Грозного не писал. Великий художник вводит нас в самую «механику» чувств Грозного, не только изображает «диалектику» его души, но и показывает обстоятельства, которые сделали его Грозным. С каким художественным тактом поэт описывает пир Грозного, рассказывая, кто где сидит за столом! Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники, Супротив его все бояре да князья, По бокам его все опричники... Так искусно ввел нас автор в самую суть политической борьбы времен Грозного, которая много объясняет в его характере и поведении. И слово «грозный» теряет свою самодовлеющую психологическую окраску, становясь чертой характера, исторически значимой и обусловленной и поэтому введенной в определенные исторические границы. Это и дает художнику право, не греша против истины, развернуть другие возможности характера Грозного, противоборствующие первой. Он отстаивает свободу чувства любви, он не хочет и не может порабощать любовь человека, любовь женшины. Это и продиктовало его знаменитые слова: Как полюбишься — празднуй свадебку, Не полюбишься — не прогневайся. Таков Грозный Лермонтова. Это сложная, богатая, противоречивая и объясненная в своей сложности личность. Здесь нет ничего наперед заданного, предвзятого, здесь все в естественном развитии действия объясняет самое себя. Здесь все дышит историей, все живет историей. Лермонтовский историзм и его художественный гений торжествуют здесь полную победу. В обрисовке Грозного и в объяснении его эпохи Лермонтов как автор «Песни...» выше всех своих современников — историков и писателей. Говоря о героях «Песни...», нужно заметить, что они отличаются не только богатством содержания, но и тем, что каждый из них несет в себе себя другого, свое продолжение как некое свое отрицание. Поэтому каждый лермонтовский образ есть противоречие, борение: развитие есть не одна, а ряд возможностей дальнейшего формирования личности в сфере определенных обстоятельств. У Лермонтова в «Песне...» герои не делятся на положительных и отрицательных. Кирибеевич нагл, преступен, дерзок, но он ласков, нежен, готов на самоотверженность и самопожертвование. Грозный — неисчерпаем. Алена Дмитриевна послушна, покорна, верна обрядам и обычаям старины. Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, защитнику законов патриархальной эпохи, по которым жил в то время народ. В поединке с Кирибеевичем купец отстаивает не только свое достоинство, свою честь, свои личные права, но и общенародные моральные нормы. Своеволие Кирибеевича вступило в противоречие с народными представлениями о чести, а воля Калашникова («Я убил его вольной волею...») с ними совпала. «Песня про царя Ивана Васильевича...» и в наши дни остается непревзойденным образцом проникновения поэта в тайны и народной психологии, и поэтического склада народной речи. Белинский так писал о поэме: «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение ее пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники ее духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, освоил себе его старинную речь, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства... — и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».
36. Тема, сюжет, идейный смысл поэмы М.Ю. Лермонтова “Мцыри”.. История создания Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году. Семнадцатилетний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. — Идеалы...». На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили на воды лечиться. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А. Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд — народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом. Историю возникновения сюжета «Мцыри» со слов двоюродного брата Лермонтова А.П. Шан-Гирея и родственника поэта по материнской линии А.А. Хастатова изложил П.А. Висковатов (1887): «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,... он наткнулся в Мцхете... на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бери» произвёл на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив, и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего в «Исповеди» и «Боярине Орше», и перенёс всё действие... в Грузию». На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5». В следующем году поэма была напечатана в книге «Стихотворения М. Лермонтова». В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: «Бэри по-грузински: монах»). Послушник — на грузинском языке — «мцыри». Поэт и мемуарист А.Н. Муравьёв (1806-1874) вспоминал: «Песни и поэмы Лермонтова гремели повсюду. Он поступил опять в лейб-гусары. Мне случилось однажды, в Царском Селе, уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашёл и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» — спросил я. «Сядьте и слушайте», — сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочёл мне, от начала до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри» («послушник» по-грузински), которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и сам я пришёл в невольный восторг: так живо выхватил он, из рёбр Кавказа, одну из разительных сцен и облёк её в живые образы перед очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления. Много раз впоследствии перечитывал я «Мцыри», но уже не та была свежесть красок, как при первом одушевлённом чтении самого поэта». «Мцыри» —.любимое произведение Лермонтова. Он с удовольствием читал ее вслух. В мае 1840 года Лермонтов читал отрывок из «Мцыри» — бой с барсом — на именинах у Гоголя в Москве. «И читал, говорят, прекрасно, — передавал писатель С.Т. Аксаков со слов гостей, присутствующих в тот день на именинном обеде» (по И.Л. Андроникову). Род, жанр, творческий метод Поэма — излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около тридцати поэм (1828-1841), но опубликовал Лермонтов только три из них: «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Тамбовскую казначейшу» и «Мцыри». «Хаджи Абрек» был напечатан в 1835 году без ведома автора. Не увидел свет и «Демон», над которым Лермонтов работал с 1828 года. Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Но в отличие от лирики, лиро-эпический жанр давал редкую возможность показать героя в действии, со стороны, в самой гуще жизни. Предметом изображения, особенно в поэмах 30-х годов, становится столкновение героя с миром, романтический конфликт. Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления. Это, в первую очередь, противоречие между идеалом и действительностью, исповедальное начало, а также символичные сюжет и образы. Образ самого Мцыри также наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистичностью. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть внутренний мир героя. Поэме предшествует эпиграф, являющийся ключом к содержанию. Это фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Однако разум народа восторжествовал над «безумием» царя. Народ вступился за осужденного и спас его от казни, потому что юноша помог разбить врагов. «Мед земной», «медовая тропа» — некогда популярные образные выражения, восходящие к этой легенде и ставшие символическими. Поэма написана в форме страстной исповеди героя. Тема Многочисленные определения темы поэмы «Мцыри» рациональны. Каждое из них дополняет палитру поэтического замысла Лермонтова. Поэма о свободолюбивом горце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали от родины в христианском монастыре. В поэме выразилось отношение Лермонтова к кавказской войне и к судьбам молодых людей своего поколения. (А.В. Попов) «Мцыри» — поэма «о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали от родины. Это поэма о современнике Лермонтова, о его сверстнике, о судьбе лучших людей того времени». (И.Л. Андроников) В поэме «Мцыри» «выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную». (Б. Эйхенбаум) Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя — он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен «пламенной страстью», живущей в Мцыри. Все перечисленные темы нашли свое отражение в поэме Лермонтова. Все они ведут читателя к пониманию внутреннего мира героя, его мыслей и чувств. Идея Революционерам-демократам был близок бунтарский пафос поэмы. Белинский писал, что Мцыри — «любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью». По мысли Н.П. Огарева, Мцыри у Лермонтова — «его самый ясный или единственный идеал». В современном прочтении «Мцыри» актуален вовсе не бунтарский пафос поэмы, а ее философский смысл. Естественная среда, с которой стремится слиться Мцыри, противостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не «природный человек», он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия страдает от голода. Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения. Характер конфликта Романтический конфликт поэмы задан исключительностью главного героя. Бегство Мцыри — это стремление к воле и свободе, неодолимый зов природы. Поэтому в поэме такое большое место занимают упоминания о ветре, птицах, зверях. Да и у самого Мцыри природа рождает первобытную звериную силу. Современники Лермонтова указывали на необузданную страстность Мцыри, рвущегося на широкий простор, охваченного «безумной силой», вопиющей «против всяких общественных понятий и исполненной к ним ненависти и презрения». Выявляется характерный для творчества Лермонтова конфликт между взглядом на мир и непосредственным восприятием окружающего. Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает его от мира людей, на фоне природы глубже постигается мера одиночества героя. Поэтому для Мцыри близость с природой — это возможность обрести род, родину, вернуться к первоначальным истокам. Трагедия Мцыри заключается в противоречии между мужественностью его духа и слабостью тела. Основные герои Поэма Лермонтова с одним героем. Это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте в плен русским генералом (подразумевается генерал А.П. Ермолов). Вся его недолгая жизнь прошла в стенах монастыря. «Жизнь, полную тревог» противопоставляет Мцыри «жизни в плену», «чудный мир тревог и битв» —- «душным кельям и молитвам». Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести «родную душу» становится единственной возможностью для существования. Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Особенность характера Мцыри — ироническое соединение строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом по отношению к родине. Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Речь в данном случае идёт о реальной, земной красоте природы, а не о существующем лишь в воображении идеале. Мцыри прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным противником. И дух самого Мцыри непоколебим, несмотря на физический недуг. ' Белинский назвал «Мцыри» любимым идеалом поэта. Для критика Мцыри — это «огненная душа», «могучий дух», «исполинская натура». Одним из действующих лиц выступает в поэме природа. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах. Сюжет и композиция В основе сюжета Мцыри лежит традиционная романтическая ситуация бегства из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи. В поэме 26 глав. Мцыри в поэме не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть. Исповеди предшествует авторское вступление, которое помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Во вступлении Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи. Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря. Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел свое воплощение основной мотив всего творчества поэта — мотив борьбы. Композиционное построение поэмы имеет замкнутую форму: в монастыре действие началось, в монастыре оно и закончилось. Таким образом, в поэме находит свое воплощение мотив судьбы, рока. Художественное своеобразие М.Ю. Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ ге-роя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри — поразительно цельная, завершенная. Он — герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Герой и автор внутренне близки. Исповедь героя — это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы. Гроза — это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы «Божьего сада» и «вечного леса». Как уже отмечалось, трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня — свобода, вся жизнь — неволя, автор обращается к антитезе. Временная антитеза усиливается образной: монастырь — тюрьма, Кавказ — свобода. В поэме большое многообразие средств художественной выразительности. Самым употребительным является такой троп, как сравнение. Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал). Сравнения отражают мечтательность натуры юноши (я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом; в снегах, горящих, как алмаз; как узор, на ней зубцы далёких гор). С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчуждённость Мцыри от людей {Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной). В этих сравнениях — сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. Сравнения подчёркиают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев. Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв. (пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь; в холодной вечной тишине; бурное сердце; могучий дух), поэтическое восприятие мира (снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул; сонные цветы; две сакли дружною четой). Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств (бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба... смеялась надо мной! я тайный замысел ласкал; унестъ в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор; мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном). С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит то величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу (там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры; и миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого). Риторические вопросы, восклицания, обращения также являются средством выражения сильных душевных переживаний. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают поэтической речи взволнованность и страстность (дитя моё, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю). Созданию лиризма способствует анафора (единоначатие). Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов. Тогда на землю я упал; Итак, на основе предшествующего анализа мы можем сделать вывод о том, что в многообразии изобразительновыразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создаётся страстный, приподнятый тон поэмы. Поэтика переключает на высокую и вневременную волну. Время поэмы ближе к обобщённому, чем к реальному. Это философское произведение о смысле бытия, об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве. Не только в словах и мыслях героя, но и во всей поэме ощущается пафос свободы и человеческой активности. Поэма написана 4-стопным ямбом с мужскими окончаниями, который, по словам В.Г. Белинского, «...звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Смежные мужские рифмы, четкое и твердое звучание обрамляемых или разрываемых этими рифмами фраз укрепляют энергичную мужественную тональность произведения. Значение произведения Лермонтов — крупнейший представитель русского и мирового романтизма. Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии. Он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы. В поэме «Мцыри» до конца раскрылся поэтический талант Лермонтова. Не случайно Мцыри — герой, близкий по духу самому поэту, «любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский). Поэма «Мцыри» вдохновляла не одно поколение художников. В разное время иллюстрировали поэму В.П. Белкин, В.Г. Бехтеев, И.С. Глазунов, А.А. Гурьев, Н.Н. Дубовской, Ф.Д. Константинов, П.П. Кончаловский, М.Н. Орлова-Моча-лова, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.Я. Суреньянц, И.М. Тоидзе, Н.А. Ушакова, К.Д. Флавицкий, Е.Я. Хигер, А.Г. Якимченко. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И.Е. Репину. Фрагменты поэмы были положены на музыку М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, А.П. Бородиным и другими композиторами.
37. Философский смысл поэмы М.Ю Лермонтова “Демон”. Сюжет «Демона» взят М. Ю. Лермонтовым из библейского мифа об ангеле, восставшем против бога и по воле бога превратившемся в духа зла. Падший ангел — один из излюбленных образов мировой поэзии. Байрон, Гете, Пушкинпредлагали свои варианты библейской легенды и свою интерпретацию ее героя. Вместе с тем в каждом случае сохранялся основной мотив — враждебность демона небесам и богу, отчужденность дерзкого носителя зла от мира. Так, библейский демон как поэтический образ получил устойчивое символическое значение, воплощая идею бунта, неприятия мира, гордого одиночества. Обращаясь к истории демона, Лермонтов прежде всего имел в виду символический смысл образа и соотносящиеся с ним философские идеи. Трагичность сюжета поэмы можно рассмотреть в двух аспектах. Демон — носитель зла и сам глубоко несчастлив от этого. Это становится понятно с первых же строк поэмы. Воспоминания о светлых днях, когда он не был еще изгнан из рая, не был носителем зла, живут в нем. Он с жадностью наблюдает за мирными земными картинами. Его власть над силами зла не приносят ему радости, счастья и душевного покоя. Давно отверженный блуждал В пустыне мира без приюта. Вослед за веком век бежал, Как за минутою минута, Однообразной чередой. Ничтожно-й властвуя землей, Он сеял зло без наслаждения. Нигде искусству своему Он не встречал сопротивления – И зло наскучило ему. Возможно, такое сравнение приводить и неуместно, но что-то знакомое чудится нам в душевном состоянии демона.Онегин, конечно, не демон, но многое из того, что он чувствовал и совершил в земной жизни перекликается с сюжетом Лермонтова. Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей; Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней; Тому уж нет очарований, Того змия воспоминаний, Того раскаяние грызет. Демон глубоко несчастлив, и в этом трагедия его внутреннего мира. Он обречен нести только зло и ничего не может изменить. Он одинок, изгнан и проклят богом. Видя под собой прекрасные картины природы, демон остается равнодушен, ничто не трогает его душу. Ему знакомы лишь холодная зависть,’презрение и ненависть, это его проклятье, и других чувств испытывать он не может и не сможет никогда. Но, кроме зависти холодной,. Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплодной Ни новых чувств, ни новых сил.; И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел. Увидев прекрасную Тамару, демон ощутил, что «в нем чувство вдруг заговорило родным когда-то языком». В нем проснулось волнение, на него нахлынули воспоминания о прежнем счастье и грусть. Но носитель зла всегда остается носителем только зла и ничем больше. Возрождение души демона невозможно. Он исполнил свой коварный план завладения душой прекрасной Тамары, спровоцировав смерть ее жениха, а затем, соблазнив саму Тамару своими лживыми, но сладкими речами. Такие речи не могли оставить Тамару равнодушной, она полюбила того, кто их произносил, всей душой и сердцем, заранее зная, что эта любовь принесет ей смерть как физическую, так и духовную. Любовь к лукавому духу была сильней голоса рассудка, сопротивляться демону Тамара не могла. От сетей демона ее не смог спасти даже ангел-хранитель, который уступил демону, не в силах противостоять такому натиску. Демон сам глубоко страдает, он постиг тоску любви, но не может противостоять проклятью. Он ведь обречен нести зло и боль, заставляя страдать других, они сам испытывает такую боль и страдание, что его слеза прожигает камень. Он произносит клятву любви Тамаре, подчинившись ему, Тамара погибает, и ее душа видит истинное лицо демона, скрытое от нее в земной жизни. Каким смотрел он злобным взглядом, Как полон был смертельным ядом Вражды, незнающей конца, – И веяло могильным хладом От неподвижного лица Но теперь душа Тамары принадлежит Ангелу, ведь единственный ее грех — это любовь к демону. Демон уже бессилен, он опять одинок, без любви и надежд. Добро в любом случае оказывается сильнее, ведь судьба демона — наказание ему, посланное богом. И в этом философская идея произведения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.027 сек.) |