АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Герой нашего времени” М Ю, Лермонтова — социально-психологический роман. Приемы раскрытия образа Печорина

Читайте также:
  1. B. обучение образам правого полушария
  2. Биологическая эволюция, прогресс нашего биологического вида – это снижение примативности, повышение альтруистичности и укрепление парной половой структуры.
  3. Биологическая эволюция, прогресс нашего биологического вида — это снижение примативности, повышение альтруистичности и укрепление парной половой структуры.
  4. Виды и приемы воображения
  5. Властные и насильственные приемы введения унии
  6. Влияние образа жизни на индивидуальное и общественное здоровье (физическое развитие, демографические показатели, заболеваемость, инвалидность)
  7. Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны нашего государства
  8. Вопрос 10. Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  9. Вопрос 11. Герои романтических поэм М. Ю. Лермонтова (на примере одного произведения).
  10. Вопрос: Способы (приемы) толкования нормативно-правовых актов.
  11. Восемнадцатая серия: три образа философов
  12. Герой и конфликт в «Милом друге».

Творчество Лермонтова пришлось на годы жесточайшей политической реакции, наступившей после декабристского восстания. Поколение 30-х годов XIX века жило в бездействии, смирившись с действительностью и замкнувшись в себе. Однако сам поэт, в отличие от своих современников, не мог принять существующую реальность и пытался найти из неё выход. На протяжении всего своего творчества Лермонтов ищет героя, способного на действие, на значительный поступок, но не находит такого. Безразличие и бездушие, царившее среди молодежи 1830-х годов, и заставляет писателя искать причины в психологии людей.
Роман «Герой нашего времени» (1840) —социально-философский, психологический роман, в котором основной задачей автора было создание образа современного ему человека, исследование «души человеческой», выявление того, как окружающая среда влияет на формирование личности. Главным героем произведения является Григорий Александрович Печорин — молодой офицер, отправляющийся служить на Кавказ. Именно вокруг него строится вся конструкция романа, призванная с разных сторон осветить и раскрыть образ центрального героя.
Внутренний мир Печорина раскрывается читателю постепенно. Автор строит произведение, исходя не из событийной стороны романа, а из главной задачи — раскрыть внутренний мир героя, поэтому пять повестей, составляющих роман, располагаются не в хронологической последовательности, а сообразно задаче автора. Так, в повести «Бэла» читатель видит только внешнее проявление Печорина: его поступки, портрет — то есть то, что видят люди при обычном знакомстве, и лишь потом, в повести «Княжна Мери», раскрываются душевные переживания героя.
Постепенное раскрытие образа Печорина достигается с помощью композиционного приёма, который был использован в «Мцыри»: один рассказ встроен в другой, а затем дана исповедь главного героя. Благодаря этому читатель может видеть героя как бы с трёх абсолютно различных точек зрения.
Лермонтов вводит в роман образ автора, который задался целью нарисовать портрет, «составленный из пороков всего нашего поколения», подчеркивая, что Печорин — это реальный человек, испорченный обществом. Автор представляется читателю человеком образованным, способным на глубокий анализ личности, могущим дать правильную оценку, тем не менее он описывает Печорина достаточно поверхностно. Его рассказ о поступках героя практически не комментируется, так как его наблюдения слишком кратки и неисчерпывающи. Рассказ автора показывает, что он не пытался самостоятельно раскрыть психологию героя, а лишь выполнял роль третейского судьи между Максимом Максимычем и Печориным. Автору интересны причины, побудившие героя на жестокие поступки: обиду Максима Максимыча, загубленную судьбу Бэлы, разбитое сердце княжны Мери, Веры и т. д. Он пишет: «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
Следующей точкой зрения в раскрытии образа Печорина является точка зрения повествователя — Максима Максимыча. Именно он первым представляет читателю Печорина, рассказывая о его жизни в крепости на Кавказе («Бэла»), Максим Максимыч — это простой, бесхитростный человек. Он предан своему делу, прекрасно знает жизнь на Кавказе, добр, сентиментален, не очень образован и поэтому не способен к глубокому анализу. Повествователь лишь представляет читателю героя, давая поверхностное представление о его душе: он видит только внешнее, не задумываясь о внутренних мотивах своего друга. Максим Максимыч — это воплощение духа народности в романе; в нём нет и тени светскости, он не испорчен обществом, являясь полной противоположностью Печорину — человеку, в котором свет убил все лучшие задатки его души, развил эгоизм.
Полный и чёткий психологический портрет Печорина появляется в романе в новелле «Тамань», где повествование переходит «в руки» самого героя. Сначалаон сообщает о событиях, в которых сам играет второстепенную роль. Интригующее происшествие, описанное в «Тамани», заслоняет образ героя, но затем, в кульминационном моменте — повести «Княжна Мери» — он становится центральным лицом повествования, которое ведётся уже в исповедальной форме. «Дневник Печорина» — это исповедь главного героя. Обладая трезвым умом, критическим взглядом на себя и на окружающих, он реально оценивает все свои недостатки. Но он полон пессимизма, так как развитые обществом пороки и скука толкают его на странные поступки, а природные задатки его души остаются невостребованными, не находят себе применения в жизни, поэтому в герое существует какая-то двойственность. По собственному признанию Печорина, в нём живут два человека: один совершает поступки, а другой — смотрит со стороны и судит его. Заслуга Лермонтова заключается в том, что в своём романе «Герой нашего времени» он сумел показать не только образ представителя поколения 1830-х годов, но и раскрыть «историю души человеческой», исследовать психологию человека недюжинных способностей и силы, но оказавшегося «лишним», никому не нужным в этом мире.

 

39. Характеристика монографии о творчестве М.Ю. Лермонтова.

В 16 лет он писал стихи, которые могли поставить его близко к вершине русской поэзии, в 27 его уже не было. Но наша молодежь должна знать подлинного Лермонтова и должна чтить его, ибо он ее родной старший брат; он всю жизнь был молод, но молодость его кипела страстью, протестом и тоской». Этими проникновенными словами А. В. Луначарского открывается персональная глава о М. Ю. Лермонтове в рекомендательном библиографическом указателе Е. М. Сахаровой и В. И. Петровской, посвященном поэзии дореволюционной России и названном пушкинской строкой «Эхо русского народа» (М.: Книга, 1985). Сборник, подготовленный сотрудниками Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, входит в число пособий, раскрывающих многогранное творчество Лермонтова.

Лермонтоведение включает немало монографий, сборников статей о творческой биографии поэта, истории его отдельных произведений.

В рекомендательных библиографических пособиях воссоздается творческая личность М. Ю. Лермонтова-поэта, характеризуются его наиболее значительные поэтические произведения. Удачно включенные в текст цитаты, комментарий, рассказывающий о судьбе поэзии и музыки, пробуждают интерес к чтению.

Живой и увлекательный рассказ о поэте дополняет список изданий его произведений, краткий обзор литературно-критических работ библиографического характера, книг о поэтическом мастерстве, о значении творчества М. Ю. Лермонтова для русской и советской поэзии.

Беседы для молодежи о русской поэзии XIX — начала XX века Е. М. Сахаровой «Дум высокое стремленье» (М.: Книга, 1982) знакомят с вольнолюбивой поэзией Лермонтова, поэтов-декабристов, Грибоедова (беседа «Не пропадет ваш скорбный труд»); с темой защиты отечества, давшей патриотический настрой лире декабристов, Пушкина, Лермонтова, Блока (беседа «Недаром помнит вся Россия»); с поэтическими образами родной природы (беседа «Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла»). Здесь же дается список книг, адресованных молодому читателю.

О творчестве Лермонтова-прозаика, его романах «Вадим», «Княгиня Лиговская», «Герой нашего времени» рассказывается в библиографическом указателе Е. М. Сахаровой иИ. В. Семибратовой «Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII — начала XX в.» (М.: Книга, 1984). Второе издание этого справочника предпринято «Книжной палатой» в 1988 году по многочисленным просьбам читателей и библиотекарей, оно вышло в свет в преддверии юбилея М. Ю. Лермонтова.

Постичь «своенравный гений» поэта, разгадать неясные и спорные моменты в его произведениях, в его биографии стремятся многие поколения читателей. «Среди них и школьники, которым представляется, что они изучили его творчество, и умудренные опытом профессора, для которых до сих пор непроясненными остаются многие стороны его наследия. Романтик или реалист? Погиб на дуэли или был предательски застрелен? Чьи имена зашифровал он в заглавиях своих стихотворений? Эти и многие другие вопросы, касающиеся жизни и творчества великого поэта, еще ждут окончательного истолкования»,— пишет автор главы о Лермонтове И. В. Семибратова. Главу завершает библиография изданий прозаических произведений Лермонтова последних лет, литература, содержащая материал о Лермонтове-романисте, о «Герое нашего времени», о памятных лермонтовских местах, воспоминания о нем.

Существенно дополнит названные выше издания рекомендательная библиографическая энциклопедия «Минувшее меня объемлет живо...» — воспоминания русских писателей XVIII — начала XX века и их современников. Она выйдет в свет в конце 1989 года. Издатель — «Книжная палата». Глава, посвященная М. Ю. Лермонтову, рассказывает о его автобиографических заметках и письмах, автобиографическом характере лирики, а также включает увлекательную характеристику мемуаров о писателе. В заключение дается перечень изданий и работ, непосредственно связанных с мемуарными и документальными источниками, в которых говорится о Лермонтове и его окружении, о местах, где он жил и творил.

Существенную помощь в комплексной пропаганде творчества Лермонтова окажут беседы о книгах Е. М. Сахаровой и И. В. Семибратовой «Судьбы замечательных произведений» (М.: Книга, 1985; 2-е изд.— 1986), посвященные выдающимся литературным творениям, истории их создания, жизни во времени и в других видах искусства. Одна из бесед этого библиографического пособия отражает историю создания знаменитой поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» и жизнь лермонтовского образа в одноименной опере А. Г. Рубинштейна, творчестве Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, М. А. Врубеля. Рекомендованы для чтения издания текста поэмы, работы об истории ее создания, книги, отражающие ее вторую жизнь в музыке, в живописи; включен перечень имеющихся грамзаписей.

С. С. Наровчатов говорил: «Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца». Одни читатели идут от литературного источника к его музыкальной интерпретации, другие — от живописного полотна — к чтению художественного произведения. Близкие ассоциации рождают новый интерес. Учитывая эту диалектику развития читательского интереса, библиограф показывает вторую жизнь литературных творений и представляет тем самым читателю множество разнообразных вариантов и способов чтения. Библиотекарь может широко использовать этот ассоциативный метод в комплексной пропаганде литературы, отталкиваясь от конкретного читательского запроса и выстраивая самые разнообразные круги чтения — по принципу тематической, исторической, жанровой «цепочки». Например, читателям, которые хотели бы получить представление о великих творениях Лермонтова в историческом контексте развития отдельных видов искусства, следует обратиться к пособиям «Русская классическая музыка» (М.: Книга, 1971), «Советская музыка» (М.: Книга, 1973), «Русское изобразительное искусство и архитектура» (М.: Книга, 1970), «Советское киноискусство» (М.: Книга, 1980).

Дополнить названные библиографические издания библиотекарю поможет ежегодник «Литература и искусство-87» (М.: Книжная палата, 1988) и «Литература и искусство-88» (М.: Книжная палата, 1989).

Квалифицированное отношение библиотекаря к библиографическим изданиям позволит ему полнее выполнить заданную программу и заложенные в ней идейно-эстетические связи, с тем чтобы, в зависимости от особенностей читательской аудитории, на ее основе создавать новые модели чтения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)