|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Федотов Павел Андреевич (1815-1852) – основоположник жанровой живописиРодоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве, “Гоголь русской живописи”. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Учился у Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами Брюллова. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг.) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма и стал основоположником жанра бытовой сатирической картины. В последующих произведениях, исполненных уже маслом ("Свежий кавалер", 1846. "Разборчивая невеста", 1847. "Сватовство майора", 1848, - все в ГТГ), Федотов более сложно строит сюжет, давая повествовательное раскрытие события, сочетает критический пафос с поэтическими представлениями о мире, добивается гармоничности композиции, чистоты красок, отделанности деталей. Лучшие живописные портреты Федотова - небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке, отмечены живописным единством ("Флуг", около 1850, " Жданович", 1849). В конце 40-х гг. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Отказываясь от сатиры, Федотов создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем ("Вдовушка", 1851-52, "Анкор, ещё анкор!", 1851-52; "Игроки", 1852). Обыденный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передающий безысходность человеческой жизни в атмосфере николаевского режима. Умер Федотов в возрасте 37 лет в психиатрической лечебнице.
«Сватовство майора» (1848 г.) напоминает сцену из водевиля на очень распространённый сюжет — брак по расчёту. За нее АХ присвоила Федотову звание академика. Картина имела огромный успех у публики.
От традиции живописи перешли в кино и эффекты светотени, степень пластичности изображения, тесно связанные с его содержанием. Темные кадры в сценах преступлений, туманные ландшафты в сценах расставания, капли дождя на стеклах в трагических ситуациях. Свет в фильме является участником события, он обозначает время суток, погоду, место действия, среду, иногда даже указывает на тип героя и общее настроение сцены. В каждом фильме Тарковского есть эпизод с обязательным присутствием живописи, с помощью которой выражается идея всего фильма. В «Ивановом детстве» - «Апокалипсис» Дюрера. В конце фильма, когда Иван листает альбом с гравюрами Дюрера, это метафора войны, предчувствие смерти. В «Андрее Рублёве» - иконы и фрески самого Рублёва, единственный эпизод в цвете. В «Солярисе» - картина Брейгеля (эпизод в библиотеке), «Блудный сын» Репина. Питер Брейгель. «Охотники на снегу». Тарковский выбрал картину из-за ощущения умиротворения и спокойствия, которое создается во многом благодаря колориту картины. Слегка золотится в солнечных лучах снег, нежно голубеет лед рек и прудов. В эти холодные цвета зимы вторгаются теплые желтовато-коричневые оттенки деревьев и домов. Оранжевым пламенем полыхает костер, разведенный на снегу. Столь противоположные тона, теплые и холодные, не спорят между собой, а создают общую чудесную гармонию красок. «Блудный сын» в Солярисе является логическим завершением темы отца и сына. В «Ностальгии» - картина Пьеро делла Франческо. Андрей Горчаков и его переводчица Евгения приезжают в монастырь в Тоскане. Там она видит фрески Пьеро делла Франческа («Воскресение Христа»). Андрей остается в машине. Так образ фильма, во многом навеянный живописью, затем преображенный режиссером в язык кино, снова возвращается на экран в своём первозданном виде - в виде живописной картины». Сокуров считает, что приближение кинокадра к картинам классиков является основополагающим фактором для того, чтобы фильм стал произведением искусства. Так например, «Фауст» насквозь пропитан голландской живописью 16 века (приглушенные цвета, светотеневые рисунки) – Халс, Вермеер, Рембрандт. Герман – “Трудно быть Богом”. Это странные, дикие, перекошенные лица, как на Босховской картине “Несение креста” и общая картина ужаса и мешанина из человеческих тел – живых и мертвых, как на Брейгелевском полотне “Триумф смерти”. Одной из ранних работ Никитина был портрет любимой сестры Петра I Натальи Алексеевны. Он был написан не позднее 1716 года (год ее смерти).
Портрет производит впечатление жизненностью и глубоким вниманием его автора к характерному человеческому образу. Те же особенности свойственны и другим произведениям молодого художника. Незаурядная выразительность отличает написанный им портрет упрямой и злой женщины - царицы Прасковьи Федоровны.
Никитин изображал не только титулованных представителей знати. В 1715 году он написал большой портрет неизвестного казака в красной одежде. Этот портрет принадлежит к числу особо интересных произведений художника; особенности русского искусства петровского времени - его национальные основы, реалистические тенденции, своеобразный демократизм - уже нашли в этом произведении свое выражение.
Никитин неоднократно писал самого Петра. Небольшой круглый портрет (Русский музей) выделяется как необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа. Сильная лепка лица, широкие движения уверенной кисти не мешают воспринять тонкую разработку светотеневых и красочных соотношений, придающих лицу живую материальность и убедительность. Значительность Петра показана путем раскрытия внутреннего содержания образа, а не через изображение внешних аксессуаров. Этот портрет Никитина - одно из лучших и наиболее содержательных изображений Петра I. Художник, не желая рассеивать внимание зрителя и дробить его впечатление, выдвинул из мрака только одно лицо, пренебрегая аксессуарами и оживив портрет лишь ярким пятном платка. В ту эпоху не было принято писать императоров «лицом к лицу» со зрителем.
Одно из лучших достижений мастера - так называемый «портрет Напольного гетмана». Свет, льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано в портрете Петра I). Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. Гетман погружен не в мрак, а в пронизанную светом среду; фон за его фигурой освещен, а темная одежда даже в теневых частях не теряет своей формы и не растворяется в темноте. Звучные красочные пятна чередуются с тончайшими вариациями красочных оттенков.
Никитин был первым русским живописцем мирового уровня. Характеры современников раскрыты художником в их существенных проявлениях. Безличных или инертных нет среди изображенных им людей: Никитин был по преимуществу поэтом активной, целеустремленной личности. Многогранность реалистического метода, гуманизм, жизненность трактовки человеческой личности являются основными ценностями искусства Никитина.
Василий Перов родился в городе Тобольске 10 июня в 1834 году. Незаконнорожденный сын барона Георгия Криденера. Будучи незаконно рожденным сыном Криденера, в то же время Перов носил фамилию Васильев, унаследованную им от имени крестного отца. “Перов” изначально было прозвищем, данное ему его учителем по грамматике за успешное владение пером.
В дальнейшем Перов поступает на учебу в уездную школу в городе Арзамасе, где получил первые навыки по рисованию и живописи, а в 1853 году Перов приезжает в Москву и здесь поступает в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1861 году получает большую золотую медаль за картину “Проповедь в селе” и право на оплаченную академией заграничную поездку. В 1862 году Василий Перов пишет обличительное произведение, картину “Чаепитие в Мытищах”. Посещает Германию и Францию где его привлекает местная уличная жизнь, на основе этого он создает некоторые свои картины: Продавец статуэток, Савояр, Шарманщик и другие.
Перов обличает несправедливость в русском обществе, затрагивает острые социальные темы Картины его отличаются точностью социальной характеристики, а также единством композиции, позы и жеста с психологическим состоянием человека.
Тройка, Охотники на привале, портрет Достоевского, Проводы покойника. 3. Художники "Мир искусства". Ярко проявился талант Брюллова в области камерного портрета. Портрет Н.В. Кукольника по мастерству исполнения и поэтичности образа - одно из прекраснейших творений Брюллова. В конце 1830-х годов в творчестве Брюллова-портретиста произошли существенные изменения. Наиболее ярким проявлением новых взглядов художника был отказ от внешней драматизации образа. Требование современной критики, прокладывавшей путь идейного реализма, раскрыть жизнь сердца, предполагало углубленный психологический анализ. Способствовать этому могла лишь простота, ясность и естественность характеристик. (Портрет Струговщикова: непринужденна и естественна его поза, отсутствуют резкие контрасты светлых и темных пятен, рассчитанных на экспрессивность образа; портрет Жуковского). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |