|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Национальные черты русского пейзажа (Куинджи, Шишкин, Левитан)Общая черта – лиричность пейзажа, необъятность просторов. Куинджи осознал, что совершенствовать живописные эффекты возможно путем использования новых химических и физических открытий, касающихся закономерностей взаимодействия света и цвета, а также свойств красочных пигментов. Основные куинджиевские эффекты: яркость, красочность его картин, иллюзия глубины пространства. Несомненно, Куинджи воспользовался достижениями научной мысли в своем творчестве. Передвижники, близкие к Менделееву, ввели Куинджи в круг ученых. В тесном общении с художниками находился также известный физик, профессор Петербургского университета Федор Петрушевский. Важное место в его исследованиях занимали вопросы света и цвета, особенно применительно к живописи. «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре», «Днепр утром», «Дарьяльское ущелье», «Украинская ночь». Левитан. У Левитана обычно отсутствует изображение человека, но почти всегда присутствует напоминание о нем: церкви, дороги, мостики, избы, могилы. Наделяет он человеческими чувствами и саму природу – в ряде работ эта особенность приобрела философский либо социальный смысл: "Над вечным покоем"(Левитан как-то сказал:"Я весь в этой картине"),"Владимировка". Пейзаж настроения, лирический пейзаж.
Левитан как бы соединил в себе все завоевания предшествующего пейзажного творчества: Васильевский лиризм, саврасовскую ностальгию, каменевский психологизм, поленовскую живописность. Но все же до высшего предела, до совершенства его творчество довело лишь одну тенденцию русского пейзажа - настроенческую линию, которая в некоторых работах окрашивалась социальными мотивами (Владимирка, 1892).
Левитан не только выразил характерный облик русской природы. Он старался осмыслить важные стороны национального склада и характера народа, специфические черты русской жизни. Федоров-Давыдов отмечал картину После дождя Плес как начало левитановского пейзажа, в котором художник впервые осознал свою индивидуальность. Характерными картинами зрелой поры, самобытными полотнами представляются Вечер. Золотой Плес (1889), Тихая обитель (1890), Вечерний звон (1891). В этих картинах превалирует чувство просветленной духовной сосредоточенности. Умиротворенное состояние природы, ее гармоничная напевность. Пейзажи Левитана исполнены душевности. Это то новое, чего не рыло ранее в русском пейзаже. Духовность как бы преобразовалась из глубоко этической идейности демократического пейзажа I860-1870-х годов. Саврасов, Васильев, Куинджи, Шишкин рассматривали природу в отношении ее к человеку, униженному и угнетенному. Горестный пейзаж первого этапа творчества Левитана сменился духовно обогащенными работами следующего периода. Художник менял пути, переставлял акценты в своем отношении к реальности. В медлительном течении жизни, в тихом покое и недвижности его пейзажей видна характерность русской природы. В связи с этим претерпела изменение живописная пластика. Художник как бы вернулся к практике романтического пейзажа, к тональной живописи, систему которой он преобразовал согласно реалистической задаче правдивого изображения. Воздушная среда в картине Вечер. Золотой Плес заполнена цветом, томительным, словно песня без слов. Цветовая среда у Воробьева или Айвазовского отвечала романтическому пафосу их видения. Воздушная среда в картине Левитана будто излучает милосердие, отзывчивость на тончайшие колебания человеческой души. В последующих полотнах Тихая обитель и Вечерний звон недвижность воздуха, покой природы запечатлелись в отчетливой пленэрной живописи, необычайно точной в тоновых взаимоотношениях цвета. Реалистическая пластика достигла здесь совершенства, невиданного в пейзаже ни шестидесятников, ни семидесятников, ни восьмидесятников. В этих картинах так же, как и в последующих, живопись Левитана обрела несравненное качество - точность воспроизведения предметного мира, воздушной среды, светотени, цвета. Левитан сломал представление о пейзаже как о живописании красот природы. Главное для него - не столько поэтизация непримечательного, сколько выявление характерного, которым может быть равно наделено и прозаическое, и неординарное. Философские аспекты творчества Левитана имеют существенные оттенки. Понимание жизни, полноты бытия как счастливой духовности мы уже отмечали. Не менее глубокая концепция отражается в картине Владимирка (1892). Он использовал традиционный для пейзажа мотив дороги, с множеством фольклорных и социальных ассоциаций, не наблюдаемых в пейзажном искусстве до него. Размышления художника о России подчеркнуто совестливы. Он мучается тоской, людским бесправием, нищетой человеческого существования. Владимирская дорога - это и каторжный путь в Сибирь и хождение в народ, и традиционное странничество в святые места, и бродяжничество бедного люда. Протяженные линии пейзажа, скупая и нерадостная цветовая гамма, мысленно несоизмеримое сопоставление огромных пространств и затерянного в них человека - все эти пейзажные средства образа направлены к размышлению о судьбах России. В такой же психологической тональности выдержана целая серия картин: Осень. Дорога в деревне, Разлив на Суре, Над вечным покоем, Лунная ночь. Большая дорога, Озеро. Русь.
Принято считать, что Левитан - живописец спокойной ясности, бескрайних равнин, протяженных горизонтов, медлительных чувствований. Над вечным покоем опровергает такое мнение. Появившаяся в картинах динамика связана с иным мировосприятием, чем в ранее упомянутых произведениях. Совсем другая философия, иная концепция жизни просматриваются в картине Свежий ветер. Волга (1895). Она оптимистична. Это не только изображение Волги и природы в целом. В картине схвачен образ самой жизни, характер российской действительности. Светлый солнечный день, и жизнь как движение, как постоянный круговорот энергии, в который вовлечены люди и природа. Жизненная среда картины оптимистична, полна энергии, свободы, раскрепощенности, вольнолюбия, воспринимается не природным, а общественным благом, общественным достоянием.
Глубокий психологизм - очень важная черта творчества художника. Собственно говоря, лирическая доминанта как содержательно-пластическая идея возникла у Левитана еще в конце 1880-х годов в картинах Вечер на Волге (1888) и После дождя. Плес (1889). Она развивалась и обрела психологическую остроту в картинах Тихая обитель, Вечерний звон, Вечер. Золотой Плес и т. д. Левитан по-своему обогатил реалистическую пластическую традицию; ему присуща большая емкость вложенного в живопись смысла, поразительная натурная точность, учитывающая многогранные качества предметного мира. Вместе с тем поздняя живопись художника становится по-особому внимательной к воздушной среде, к самоценности пластики. Мазок становился подвижным, динамичным, появилась некоторая эскизность письма, чутко улавливающая авторские настроения. Живопись Левитана, с одной стороны, обобщается, обретает цельность, оперирует цветовыми массами, как в Летнем вечере (1899), с другой - становится эскизной, едва намеченной, как бы незавершенной (Лунная ночь, 1899; Сумерки. Стога, 1899; Последние лучи солнца, 1899).
Шишкин (Иван Иванович) – один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился в Елабуге (Вятской губ.) в 1832 г., двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником Воробьева.
Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях СПб. В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. - малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей СПб. и, наконец, в 1860 г. - большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя, вместе с этою последнею наградою, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большою популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством проф. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Быкова "Вид в окрестностях этого города" - картину, которая, будучи прислана в СПб., доставила художнику звание академика. За границею, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб. до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того, как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером, и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в СПб. кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование крепкою водкою, которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину "Лесная глушь". После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Шишкин был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно, 8 марта 1898 г. Среди русских пейзажистов Шишкин бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм. Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: "Рубка леса", "Полдень в окрестности Москвы", "Сосновый лес", "Горелый лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу", и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Музей имп. Александра III владеет картинами: "Корабельная роща", "Полянка с соснами", "Лесная глушь" и "Поляна", пятью этюдами и двумя рисунками. В московский публичный музей недавно поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина "Вид в окрестностях Москвы".
3. Импрессионизм и постимпрессионизм, живописные течения в русском искусстве 20 столетия (Серов, Коровин, Ларионов, Гончарова) 4) РасписывалКирилло-Белозерский, Ферапонтов, Пафнутьево-Боровский, Иосифо-Волоколамский монастыри, Успенский собор Московского Кремля. Некоторые произведения: «Богоматерь Одигитрия» (Русский музей) «Митрополит Алексий» «Митрополит Пётр» «Преподобный Дмитрий Соломский и клейма жития» «Распятие» (1500) «Сошествие во ад» Не монах, а выходец из купеческой среды, светский человек. Любимый иконник Ивана III, неоднократно приглашался ко двору. Близость к князю во многом помогала избежать наказаний за новаторскую живопись. После смерти Ивана Дионисий, предположительно, всё-таки отлучён от церкви и сослан на север, в Кирилло-Белозерский монастырь. Но и там он продолжал работать, и церковь по-прежнему разрешала ему ставить своё клеймо. Позже был прощён, но вернуться в Москву Дионисий не успел – умер по дороге. Особенности творчества: Дионисия можно назвать авангардом русской иконописной школы и в какой-то степени отнести к Возрождению. Изограф отходит от статичного плоскостного изображения. Для него становится важным состояние световоздушной среды. Начинает изображать на иконах ангелов и первым помещает «Сошествие во ад» над выходом из храма. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |