|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Контррельефы Владимира Евграфовича Татлина (1885-1953)Знаменит не столько живописью и контррельефами (некоторые искусствоведы считают их продолжением разработок Пикассо), но проектами, которые не дошли до производства, так и оставшись идеями («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»). Родился в семье инженера-технолога, учился в Харьковском реальном училище. Подростком убежал из дому, устроился юнгой на пароход. В 1905-10 учился в Пензенском художественном училище. Параллельно занимался в ряде студий Москвы и Петербурга. Вхождение в круг новаторов. В конце 1900-х — начале 1910-х гг. художник сблизился с отечественными авангардистами Ларионовыми, Гончаровой, поэтами Велимиром Хлебниковым, Крученых и другими. В те годы в сферу интересов Татлина входили в основном живопись и рисунок. Самые значительные работы: «Матрос (Автопортрет)», «Продавец рыб». Моряки, рыбаки – романтические герои – часто бывали персонажами его работ. Быстро выдвинулся в среде русских авангардистов; иллюстрировал футуристические книги, в конце 1911 оформил спектакль «Царь Максимилиан» в Московском литературно-художественном кружке, работал над сценографией опер Глинки «Жизнь за царя» и Вагнера «Летучий голландец». Летом 1912 организовал в Москве собственную студию, в которой занимались живописью «левые художники». С этого времени и до конца 1920-х Татлин – одна из 2 центральных фигур русского авангарда наряду с Малевичем. В соперничестве с ним развивал свои художественные открытия, легшие в основу будущего движения конструктивистов. Малевич настаивал на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Участник множества отечественных выставок, в феврале-марте 1914 как певец и бандурист сопровождал выставку русского народного искусства в Берлине, затем поехал в Париж, где посетил мастерскую Пикассо. Создание контррельефов. В мае 1914 в Москве Татлин организовал «Первую выставку живописных рельефов». Контррельефы появились как этап художественных экспериментов, следующий за формотворчеством кубизма. Художник видел рельефы в мастерской Пикассо в Париже, они подтолкнули его к собственному творческому поиску. В контррельефах важна принципиальная новизна – они ничего не изображают, представляя собой самодостаточные беспредметные произведения. Они не связаны с картинной плоскостью и являются независимыми трехмерными конструкциями. Автор использует палисандр, ель, металл, заявляя, что объектом искусства может быть «всё». Художественная выразительность построена на сопоставлении материалов, их свойств и поверхностей. В духе кубофутуристических теорий вытеснения человека техникой «устаревшая человеческая психология» заменена «инстинктами материалов». Комбинация контрастных форм и материалов напоминает фантастический неутилитарный механизм, предвещающий принципы конструктивизма. После Октябрьской революции энергично включился в общественно-художественную жизнь: в 1917 был членом «левого блока», председателем «молодой фракции» в профессиональном союзе художников-живописцев, с 1918 — председатель Московской художественной коллегии Наркомпроса, член музейного отдела, инициатор создания музеев нового типа («музеев художественной культуры»). В 1917 оформил вместе с Якуловым и другими кафе «Питтореск». Был председателем Объединения левых течений в искусстве, руководил Отделом материальной культуры Государственного института художественной культуры в Петрограде-Ленинграде. В 1919-20 Татлин спроектировал и изготовил модель своего самого знаменитого творения — Памятника 3-му Коммунистическому Интернационалу («Башни Татлина») — выставленную в декабре 1920 в Москве во время работы 8-го съезда Советов. Сооружение, превосходившее в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, задумано как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна. Конструкция из «металлических» балок (изготовленных на самом деле из деревянных реек) и четырех вращающихся с разными скоростями прозрачных объемов. Энергичная диагональ «Башни Татлина» сочеталась с двумя охватывающими ее спиралями, вращающиеся объемы были вписаны внутрь обнаженной каркасной структуры. Сам Татлин почитал свое творение высшим достижением «синтеза методов живописи, скульптуры и архитектуры». Оригинальная пятиметровая модель «Башни Татлина» утрачена. Деятельность в 1920-е гг. В 1919-25 художник был связан с Петроградом-Ленинградом; в 1925-27 преподавал в Киевском худинституте; с 1927 и до конца жизни проживал в Москве. В 1923 в Государственном институте художественной культуры в Петрограде Татлин поставил спектакль «Зангези» по поэме Велимира Хлебникова, где выступил как режиссер, сценограф и актер, создав свой вариант «конструктивистского театра». В тот же период создал многочисленные эскизы мужской и женской одежды, характеризовавшиеся простотой и практичностью, проектировал посуду, мебель. Дизайнерское мышление Татлина отличалось необычной чертой: он стремился выдвинуть идею, реализация которой в лучшем случае была бы возможна в будущем. В 1929-32 работал над моделью одноместного летательного аппарата «Летатлин», испытания закончились неудачей. Последние десятилетия. В 1931 Татлин получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1932 состоялась его единственная прижизненная персональная выставка. Начиная с 1930-х гг., творчество художника шельмовалось как «формалистическое». Татлин вынужден был зарабатывать на хлеб как театральный художник, консультант в архитектурной мастерской, руководитель бригады художников, исполнявших наглядные пособия для Московского госуниверситета. С конца 1930-х гг. обратился к реалистической живописи, создав немалое количество натюрмортов, пейзажей, портретов. Возрождение интереса к его наследию началось в 60-е. 14) Один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петергбургской Канцелярии от строений (1731-1739 гг.). Обучался в Голландии, в амстердамской мастерской Арнольда Схалкена. «Аллегория живописи» (1725 г.), исполненная акварельной техникой на дубовой доске. И если «Аллегория живописи» выполнена им в полутоновой технике, с мягкими лессировками, то интимный, без царственных регалий «Портрет Петра I» легко и свободно написаны на холсте. В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня. Пришел в Живописную команду Канцелярии от строений (1727г,), позднее стал ее руководителем (1731г.). С Трезини и Земцовым начал творческую деятельность в Летнем саду (доме), исполняя «сухопутные и морские баталии» (1727-1730 гг.) для Залы славных торжеств. Спустя год Матвеев приступил к работам в Петропавловском соборе (1728-1733 гг.). Впервые своды и стены его были украшены не фресками, а огромными станковыми картинами, написанными маслом на холстах («Вознесение Господне», «Фомино уверение» — уничтожены пожаром в 1756 г., образа «Моление о чаше», «Петр и Павел», «Тайная вечеря»). Парные портреты супругов Голицыных (1728 г.). 23 апреля 1739 г. – смерть. 2. Художник Михаил Нестеров (новелла "о Руси"). Нестеров Михаил Васильевич (1862— 1942) родился в Уфе. Его отец был купцом. В 1877 году Михаил поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, окончил которое в 1886 году. В МУЖВЗ преподавателями у него были Перов и Прянишников. Затем художник учился в Петербургской Академии художеств у Чистякова. Ранние произведения Нестерова относятся к бытовому жанру: «Жертва приятелей» (1881), «Экзамен в сельской школе» (1884). В 1882 Михаил женится на Марии Мартыновой. Однако в 1885 году его жена умирает при родах. Эта трагедия сильно повлияла на все дальнейшее творчество художника. Он отошел от легковесных жанров и обратился к историко-религиозной тематике. Первое признание пришло к Михаилу Васильевичу после написания им картины «Пустынник» (1888-89). Это произведение было приобретено Третьяковым для своей коллекции. В этой картине гармония тишины и покоя природы сочетается с умиротворенностью человека. Средства, вырученные от продажи картины, дали возможность Нестерову совершить путешествие по Европе. После возвращения в Россию приступил к созданию цикла картин, посвященных Сергию Радонежскому. Первая из них — «Видение отроку Варфоломею». Варфоломей — мирское имя Сергия. В 1890-е годы наряду с «Видением» Нестеров создает «Под благовест», «Юность Сергия» и «Великий постриг». Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых Радонежскому. Наибольшую известность получили работы «Преподобный Сергий» (1898), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896-1897), «Юность преподобного Сергия» (1892-1897), «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским». С 1889 по 1901 год художник участвует в выставках Товарищества передвижников, принимает активное участие в их деятельности, а в 1896 году вступает в его ряды. В 1898 году Нестеров получат звание академика. В 1890 году В.М. Васнецов, работавший в то время над росписью Владимирского собора в Киеве, предложил Михаилу Васильевичу также принять участие в его оформлении. Нестеров создал для собора запрестольный образ «Рождество Христово». Полученный опыт и в дальнейшем пригодился художнику: после этой работы последовал заказ на мозаики для храма Спаса на Крови в Петербурге, на росписи Марфо-Мариинской обители в Москве и храма Александра Невского в Абастумане. При росписи храма Александра Невского в Абастумане Нестеров уже руководил оформлением и выполнил большинство работ. После поражения революции 1905 года в творчестве художника значительно усилились религиозные тенденции. Среди его работ картина «Святая Русь», которую Л.Н. Толстой «панихидой русского православия». Немало внимание уделял портретному жанру. Среди его лучших работ – портрет дочери (1906), портрет Нестеровой, портрет Яшвиль. После революции 1917 года художник долгое время работал над произведениями на религиозную тему: «Свирель», «Тихие воды» (1923). В 1928 году Нестеров пишет автопортрет, который стал поворотным в его жизни. После этого художник создавал только портреты. Среди них портрет скульптора В. Мухиной, хирурга С. Юдина (1935), художников Кориных, академика И. Павлова. Активно работал в советский период. Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Умер Михаил Васильевич Нестеров 18 октября 1942 года в Москве. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |