|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Период расцвета политико-правовой мысли в Древней ГрецииРазвитие и расцвет древнегреческих полисов, особенно афинской демократии, во второй половине V в. до н. э., усложнение полисной жизни обусловили возрастание роли политики, спрос на знания. Уровень знаний, подготовки к государственной деятельности стали критерием при отборе кандидатов на государственные посты. Эти обстоятельства и стали причиной появления школы софистов — платных учителей мудрости, которые готовили слушателей к политической деятельности, учили умению управлять частными и общими делами, выступать в Народном собрании, суде, приемам доказательств и ораторского искусства. Они не составляли какой-либо единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Уже в древности различали два поколения софистов: старших — Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.; младших — Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др. Во-первых, для них характерен еще больший поворот к проблеме человека, его общественного бытия, поиску естественных основ права и закона. Во-вторых, и старшим, и младшим поколением софистов разрабатывалась концепция личных прав человека. Государство, законы они рассматривали как их гарантию, политический и юридический механизм их реализации. Личные права человека, свобода трактовались как неотчуждаемое естественное право, для гарантии которого и устанавливается соглашение о государственной общности. В-третьих, Гиппий, Антифонт, Горгий первыми осуществили основательную разработку естественно-правовой теории. Естественное право первый трактовал как неписаные законы, «которые одинаково исполняются в каждой стране». Истинное, естественное право противостоит искусственному, полисному закону (номос). В-четвертых, мыслители Древней Греции и особенно софисты дали в принципе научное объяснение происхождения общества, государства, природы власти и политики. Протагор, Ликофрон трактуют происхождение «взаимного союза» как результат соглашения для защиты личных прав, стремления людей к миру и благозаконию. Многие положения софистов о праве, государстве, политике развил и пересмотрел Сократ (469-399 гг. до н. э.). Он не писал трактатов, формой познания, исследования явлений и фактов были его рассуждения, беседы, методом — ирония, сомнения в прописных истинах, поиск настоящей истины. Истина — одна. Диалектика для Сократа — искусство вести беседу с целью выяснения истины, сущности понятий, искусство аргументации, наука логики. Попытаемся выделить политико-правовые аспекты в его учении. 1. В условиях затяжного политического кризиса и падения нравов после окончания Пелопонесской войны этот бескорыстный искатель истины пришел к выводу: никакая реформа общества невозможна без оздоровления личности, морального единства общества. Поиск и определение позитивного смысла жизни, призвания человека, путей и способов его самореализации, достижение высокого нравственного идеала — главное в сократовском учении о человеке. Он верил в возможность достижения человеком такого идеала через разум, знания, добродетель. В этом смысл его призыва — «Познай себя!». Человек счастлив, если он морален, добродетелен и овладел знаниями. 2. Государство. У Сократа, как и в этике, в политике знания являются критерием правления и законодательства. Править и законодательствовать должны знающие. Поэтому формы правления для Сократа несущественны: существующая государственно-правовая практика (демократия, аристократия, олигархия, тирания) — не соответствует разумным и справедливым началам государства. Его благополучие прямо зависит от разумной деятельности правителей и законодателей. Из всех достоинств правителя главное — делать счастливыми тех, кого он ведет. Некомпетентность, невежество афинской демократии вызывали у него саркастические замечания, едкую иронию. Сократ первым предложит критерии оценки форм правления: царская власть — власть по согласию народа и на основе законов. Тирания — власть против воли народа и на беззаконии, произволе правителя. Аристократия — где должностные лица избираются из «знающих» и они исполняют предписания законов. Плутократия (олигархия) — правление богатых на основе ценза, в угоду богатым. Демократия — правление всех граждан на основе законов. Таким образом, критериями здесь выступают воля народа, компетентность правящих, законность. 3. Законы и законность. По Сократу, нравственная организация полисной жизни (политика) невозможна без законов. Законы — устои полиса. Как и софисты, он различал естественное право и законы полиса, но в отличие от них считал, что и то, и другое восходит к разумному началу. Право — общеобязательный минимум морали. По его мнению, и неписаные божественные законы и писаные имеют одну цель — справедливость. Законное и справедливое — одно и то же. Благотворное влияние Сократа испытал на себе его восторженный ученик Платон (427 — 347 гг. до н. э.). Платон в диалогах «Государство» развивает идею Сократа о взаимосвязи личности и общества и приходит к выводу: идеальному, нравственному справедливому человеку соответствуют идеальное, справедливое государство и законодательство. Когда люди и поступали несправедливо, и страдали от несправедливости, пишет Платон в «Государстве», тогда они «нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедливость, и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор». Из потребностей людей он выводит и происхождение государства. Нынешние типы государственного устройства, считает Платон, несовершенны, как несовершенен человек, правители государства. Свойствам человеческой души, по его мнению, соответствуют пять типов государственного устройства. Человеку хорошему и справедливому соответствует аристократическое правление лучших. Остальные типы государственного устройства — следствие прогрессирующей болезни государства (несоблюдение справедливости и разумности). Тимократия своим появлением обязана раздорам и перерождению аристократического строя и государства. В ней уже боятся ставить мудрых людей на государственные должности. Здесь господствует честолюбие, яростный дух. Такое государство будет вечно воевать. Его болезнь приводит к олигархии, строю, основанному на имущественном цензе, у власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении, там менее всего ценятся законы, добродетель и ее обладатели. Демократия осуществляется тогда, когда бедняки, совершив переворот, всех уравняют в гражданских правах. Демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. «Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, — говорится в диалогах «Государство», — государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде». Здесь закончат тем, что перестанут считаться со справедливостью и законами. Чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством — тиранией, самым тяжким заболеванием государства. Главной его причиной философ считал порчу человеческих нравов, выздоровление связывал с возвращением к правлению мудрых, соблюдением справедливости вместе с разумностью. В диалоге «Политик» Платон продолжил анализ этой проблемы. Кроме образцового государства, правитель которого руководствуется истинным знанием, он выделяет здесь еще три типа правления — монархия, власть немногих и власть большинства, каждый из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится надвое. Законная монархия — это царская власть, противозаконная — тирания; законная власть немногих — аристократия, незаконная — олигархия; демократия с законами и без законов. Итого семь форм государства, где критерием на этот раз выступают знания и законность. В «Государстве» Платон предлагает свою модель идеального справедливого государства В нем устранены богатство и бедность — порок всех обычных государств, где как бы «два враждебных между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей». Четырем добродетелям человека соответствуют четыре добродетели идеального государства: оно мудро, мужественно, рассудительно и справедливо. Мудро, потому что здесь осуществляются здравые решения на основе знаний, управляют им «знающие». Мужественно — это гражданское свойство. Рассудительно — здесь ограничены вожделения правителей и подвластных. Справедливость — во имя целого, когда сословия «делают каждое свое дело», зная свои обязанности. Это основа правопорядка. Их реализуют три сословия — правители, их помощники — чиновники (стражи) и производители (земледельцы и ремесленники). Они действуют без взаимного вмешательства во имя целого — блага государства. Справедливость полной мерой может быть реализована а идеальном государстве, где правителями государства будут философы Пока в государствах не будут царствовать мудрые (философы), либо нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и не сольются воедино государственная власть и философия, замечает Платон, до тех пор государствам не избавиться от зол. В идеальном государстве, где все граждане — братья, сохраняется неравенство занятий, соответствующее неравенству способностей. Тут — гармоническое сочетание занятий и обязанностей. Здесь правят лучшие и благородные, действуют хорошие законы, государство заботится и болеет за своих граждан, у стражей государства отсутствует собственность, вводится общность жен и детей. Платон тщательно выписывает правила отбора и воспитания правителей. В «Законах» он рисует «второй по достоинству государственный строй». В нем 5040 граждан, имеющих дома и земельные наделы, принадлежащие государству. Здесь отсутствует частная собственность, царит равенство, коллективизм и единомыслие. Правители тут выборные, однако чем меньше число лиц при власти, тем она крепче. Суровые законы регламентируют публичную и частную жизнь людей. Назначение человека — служить государству. Оно по сути тоталитарное. Законы, по Платону, — это определения разума, установленные ради общего блага всего государства. Правильные (т. е. правовые) законы делают счастливыми тех, кто ими пользуется, предоставляя им все блага. Он дополняет: «Там, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства». Пусть государственные деятели станут «служителями законов». Ни одно должностное лицо, ни один судья не должны действовать бесконтрольно. Тексты законов, по мнению Платона, должны отличаться ясностью, четкостью, краткостью, иметь вступление. Законодателю нельзя высказывать два различных мнения относительно одного и того же предмета. На страже законов стоит правосудие. Всякое государство, замечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом. Назначение судов он сравнивает с избранием правителей: судья становится равным правителю своим приговором. Цель законодателя и стража законов: человек должен стать хорошим, обладать добродетелью, полюбить справедливость. По закону ни одно наказание не имеет в виду причинить зло. Оно делает наказуемого либо лучшим, либо менее испорченным. Как и Платон, огромное влияние на мышление западных цивилизаций оказал его ученик Аристотель (384-322 гг. до н. ч.). В своих произведениях «Политика», «Афинская политая» всесторонне разработал эллинскую науку о политике. Государство. Его сущность Аристотель трактует как «своего рода общение», «политическое общение» людей, которые организуются ради всеобщего блага. Государство — продукт естественного развития, происходит от первичных общений — семьи, селений, объединение которых и образует государство. Общение отличает человека, по природе своей он «существо политическое» и не может существовать вне государственного общения, вне государства Оно по своему значению для человека стоит выше природы семьи, индивида. Для Аристотеля государство — полис, объединение свободных граждан (рабы и «варвары» — не граждане), совместно управляющих делами полиса на основе справедливости. Государственное устройство, учит Аристотель, то же самое, что политическая система, где верховная власть должна быть в руках или одного, или немногих, или большинства. Там, где правят, руководствуясь общей пользой, такие формы государственного устройства правильные, а в тех, где имеются в виду личные интересы одного лица, немногих или большинства — суть отклонения от правильных. Правильные — монархия, аристократия, полития. Неправильные — тирания, олигархия, демократия. Лучшее государственное устройство то, где умеренность и средний достаток, «средний элемент» многочислен и пользуется большим значением, чем другие. Такова полития. Это смешанная форма государства, где сочетаются элементы олигархии и демократии, неравенство и свобода. В такой «средней» форме государства «средний элемент» доминирует во всем: в нравах—умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. Такой государственный строй — самый лучший и долговечный. Во всяком государственном строе, замечает одним из первых Аристотель, основных элементов три: законосовещательный орган о делах государства, второго—магистратуры, третгш — судебные органы. Так лаконично изложено представление о важности разделения власти в государстве. Право, по Аристотелю, служит критерием справедливости, регулирующего нормой политического общения. Оно противостоит насилию и произволу в обществе. Право как политическое явление (неполитического права не существует) делится на естественное и условное (волеустановленное). Естественное право — то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его («по природе»). Волеустановленное право — это установления закона (писаное право) и всеобщих соглашений на основе обычаев. Законодательство, по Аристотелю, — часть политики, и искусство законодателя состоит в умелом и адекватном отражении в законах своеобразия данного государственного строя и существующей системы отношений. Политическое правление в «Политике» — это правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же — «уравновешивающий разум».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |