АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение Т. Гоббса и Дж. Локка о государстве и праве

Читайте также:
  1. A) государственное ценообразование
  2. B. обучение образам правого полушария
  3. I-IY Государственные Думы – первый опыт российского парламентаризма.
  4. I. Внутреннее государственное устройство само по себе
  5. I. Отчисления в Государственный Фонд социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты РБ (Фонд соц. защиты).
  6. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  7. II. получение наслаждения
  8. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  9. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  10. II.1. Основы государственности
  11. III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
  12. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности

Выдающийся английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679) был теоретиком естественного права, защитником абсолютной политиче­ской власти. После окончания гражданской войны опубликовал свое основное произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть госу­дарства церковного и гражданского» (1651 г.).

Учение о государстве и праве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая является «матерью всех есте­ственных наук». Прежде всего, свое учение Гоббс строит на изучении природы человека. По его мнению люди равны от природы («равенство способ­ностей»), но из-за равенства проистекает взаимное недоверие. К тому же человек еще и существо глубоко эгоистичное, обуреваемое жадно­стью, страхом и честолюбием. «Отсюда видно, что, пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в том со­стоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех».

Есте­ственное право Гоббс определяет как свободу человека делать или не делать что-либо (для своего сохранения). Естественный закон обязы­вает стремиться к миру, запрещает делать то, что пагубно для жизни.

Основной естественный закон гласит: необходимо искать мира и следовать ему. От него происходит и второй естественный закон: в интересах мира и самозащиты следует довольствоваться такой степе­нью свободы по отношению к другим людям, которую человек допустил бы у других по отношению к себе. Из второго естественного закона вытекает третий: люди должны выпол­нять заключенные ими соглашения. Они — начало и источник справед­ливости. Справедливость и собственность, по Гоббсу, начинаются с основания государства. Он называет еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов, смысл которых может быть резюмирован в одном легком правиле: не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе. Они не требуют опубликования и существуют неписаными.

Чтобы устранить опасность нарушения естественных законов, пи­шет Гоббс, необходима сила, принудительная власть, которая угрозой наказания принудила бы всех в одинаковой мере к выполнению согла­шений, упрочила бы ту собственность, которую люди приобретают путем взаимных договоров взамен отказа от всеобщего права. Такая принудительная власть появляется с основанием государства, а сила — с появлением гражданских законов. И то, и другое — земного проис­хождения, результат общественного договора («contractus socialis»).

Для установления общей власти люди путем соглашения между собой («каждого человека с каждым другим») создают общее, единое лицо — государство. Его цель — главным образом обеспечение безо­пасности, поскольку естественными законами она не гарантируется.

Абсолютная власть государства — вот, по мнению Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов. Он называет его Левиафаном (библейским чудищем), искусственным человеком, для которого верховная власть, «дающая жизнь и движение всему телу» — душа; должностные лица исполнительной и судебной власти — искус­ственные суставы; награды и наказания — нервы; благосостояние и богатство граждан — сила; безопасность народа — занятие; его совет­ники — память; справедливость и законы — разум и воля; гражданский мир — здоровье; смута — болезнь; гражданская война — смерть. Власть суверена абсолютна: ему принадлежит право издания или отмены за­конов и контроль за их соблюдением, объявление войны и заключение мира, назначения чиновников и судебная власть Он вправе даже опреде­лять, какие религии или секты, мнения или учения истинны, а какие — нет, что есть справедливость и добродетель. Итак, концепция сильной государственной власти — главная идея «Левиафана». Власть государ­ства едина, она сводит волю всех граждан «в единую волю».

Подданные не могут осуждать действия суверена, пишет Гоббс. Заключив однажды договор и перейдя в гражданское состояние, люди утрачивают возможность его разорвать и изменить избранную форму правления, освободиться от верховной власти. Ее неограниченная власть над жизнью и смертью подданных не может считаться неспра­ведливостью или беззаконием.

Предполагая возражения против безропотного подчинения прихо­тям и порочным страстям носителя (носителей) такой неограниченной власти, Гоббс обращает внимание на то, что положение человека всег­да связано с тем или иным неудобством. Стеснения народа при той или другой форме правления «едва чувствительны» по сравнению с бед­ствиями и ужасами гражданской войны или «войны всех против всех» в естественном состоянии, утверждает Гоббс.

Подобно тому, как люди для достижения мира и самосохранения создали «искусственного человека», т. е. государство, полагает мысли­тель, точно так же они создали искусственные цепи, т. е. гражданские законы, прикрепленные к устам верховной власти и ушам подданных. Потому, во-первых, свобода подданных заключается в свободе делать то, что не указано в соглашениях с властью (заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т. д.). Таким образом, здесь свобода подразумевается как право делать все то, что не указано в соглашениях с властью, что не запрещено за­коном.

Во-вторых право суверена, по Гоббсу, ограничено естественными правами подданных. Автор трактата считает, что подданные обладают правом защищать себя, свою жизнь даже от тех, кто посягает на нее на законном основании; они не обязаны на­носить себе ущерб, обвинять себя и т. п. Естественные права неотчуж­даемы ни договором, ни сувереном.

В-третьих, обязанности подданных по отношению к суверену со­храняются до тех пор, пока суверен в состоянии защищать их. Ибо данное природой право защищать себя, говорится в книге, не может быть отчуждено никаким договором. Его не вправе переступать и су­верен. Когда же он, вопреки естественным законам, обязывает подан­ного наносить вред себе или убивать себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов, то тем самым оставляет возможность подданным воспротивиться его воле. Народ таким образом получает право на вос­стание Суверен рискует потерять власть. Следовательно, естественные законы предписаны и ему. Иное дело — гражданские законы: «суверен государства, будь то один человек или собрание», не подчинен им.

В 1688 г. произошедший в Англии государственный переворот («Славная революция») оформил становление конституционной монар­хии. В следующем году был принят «Билль о правах», закрепивший государственно-правовые гарантии законности и свободы личности. Так закончилась полоса революционног о преобразования английского общества из феодального в капиталистическое, гражданское. Перспек­тивы его мирного развития, эволюции востребовали либеральные доктрины права и государства, ставившие на первое место права человека, проблемы совершенствования государственного и юридиче­ского механизмов их защиты, упрочение достигнутого классового компромисса.

Такую доктрину раннего либерализма, содержавшую оригинальную концепцию естественных прав человека и важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества, предложил Джон Локк (1632-1704) в книге «Два трактата о правлении».

Как и его предшественники, Локк ищет их истоки в «естественном состоянии людей». Но в отличие от них приходит к выводу: уже в догосударственном состоянии люди обладали правами и свободами. Это состояние «полной свободы в отношении их действий и в отноше­нии распоряжения своим имуществом и личностью». Это состояние «равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются вза­имными, — никто не имеет больше другого». Естественное состояние здесь трактуется в противовес Гоббсу не как состояние своеволия, вражды, а как руководимое разумом, т. е. естественными законами при­роды, состояние мира и доброжелательности, свободы и равенства.

Итак, в естественном состоянии каждый человек обладает неогра­ниченной свободой, он связан лишь законом природы. Естествен­ный закон, замечает Локк, — это не столько ограничение, сколько руко­водство для свободного существа. Целью закона является сохранение и расширение свободы. Естественное право людей включает власть каж­дого охранять «свою собственность, т. е. жизнь, свободу и имущество». Такое определение позже правоведы назовут «локковской триадой» естественных прав человека.

Дж. Локк называет три недостатка естественного состояния: здесь не хватает установленного, определенного закона в качестве нормы справедливости и мерила в спорах; знающего и беспристрастного судьи, который бы разрешал все затруднения в соответствии с установ­ленным законом; силы, которая могла бы подкрепить и поддержать приговор и привести его в исполнение.

Ненадежное и небезопасное состояние, желание избежать состояния войны подвигло людей создать политическое сообщество или государ­ство. Поскольку люди по природе свободны, равны и независимы, постольку создание государства возможно лишь с их собственного согласия. Главные цели общественного договора и создаваемого го­сударства: сохранение собственности (т. е. «жизней, свободы и владе­ний»), мирное и безопасное пользование ею. Государство устраняет недостатки естественного состояния.

Государство, по Локку, — единое, независимое политическое со­общество с общей властью, законом и судом. Теперь лишь оно вопло­щает политическую власть, проистекающую из договора и согласия тех, кто составляет сообщество «И кто бы ни обладал... верховной властью в любом государстве, — отмечается в трактате, — он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозгла­шенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов, и при­менять силу сообщества в стране только при выполнении таких за­конов, а за рубежом —... для охраны сообщества от вторжения и за­хватов».

У Локка форма правления — производная от верховной власти, созданной по добровольному согласию большинства сообще­ства для принятия и осуществления законов. «Форма правления зависит от того, — подчеркивается в трактате, — у кого находится верховная власть, которая является законодательной». Она может быть демокра­тией, олигархией или монархией (наследственной или выборной). Ни одной из них автор трактата не отдавал особого предпочтения. Для него главное, чтобы организация самого власти, ее соответствие обществен­ному договору надежно гарантировали права и свободы граждан от произвола и беззакония. Именно из этого исходила его концепция раз­деления властей.

Дж. Локк различал законодательную, исполнительную и федера­тивную власти. «Первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти». Полномочия законодательной власти, по Локку, строго ограни­чены: беречь жизнь и достояния народа, отправлять правосудие (здесь сказались особенности английского права, одним из источников кото­рого является судебная практика), сохранение собственности граждан, издание постоянных законов — полномочия, которые она не может передать в чьи-либо другие руки. Это обеспечивает легитимность за­конов.

Исполнительную власть государства, которую, по мнению Локка, можно назвать природной, образует совокупность исполнительной власти каждого в естественном состоянии, переданной в результате общественного договора политическому сообществу.

Федеративная власть имеет право войны и мира, участия в коа­лициях и союзах, вести все дела вне данного государства. Автор трак­тата оговаривает: несмотря на отличия друг от друга исполнительной и федеративной властей, обе они являются министериальными и под­чиненными по отношению к законодательной власти.

Законодательная и исполнительная власти не должны находить­ся в одних руках, рассуждал Локк. В противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов в ущерб общему благу, миру и безопасности, естественных прав граждан. Поэтому законодательный орган не должен заседать постоянно — слишком велик соблазн для депутатов узурпировать власть целиком, создавать для себя привилегии, править тиранически. Права депутатов не должны превращаться в при­вилегии, выводящие их из-под власти законов.

Длительные злоупотребления, правонарушения и хитрости со сто­роны власти, пишет Локк, делают правомерным восстание народа. Народ вправе передать власть в руки тех, кто может обеспечить ему достижение целей, ради которых создавалось государство.

 

 


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)