|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные направления английской политико-правовой мыслиНаиболее распространенными и влиятельными в революции были идеи радикальных пуритан, сторонников О. Кромвеля — индепендентов (independence — независимый). Главными религиозными лозунгами индепендентов были: полная независимость и самоуправление общин верующих, веротерпимость и неотчуждаемость свободы совести. Политические требования индепендентов, отражавших интересы средней буржуазии, были умеренными: республика или, как минимум, конституционная монархия. Выразителями их политико-правовых взглядов явились Дж. Мильтон, Г. Айртон, О. Сидней и др. Выдающийся английский поэт и публицист Джон Мильтон (1608- 1674) в своих поэмах, памфлетах и трактатах обосновывал естественную свободу людей, их ненависть к монархии и всякому гнету. Народ — единственный источник и носитель власти, суверенитета государства. Те, кому он вручает бразды правления (королю, магистратам), — не господа, а уполномоченные, выполняющие его законы и поручения. Если они от этого уклоняются, народ вправе (в том числе через палату общин парламента) призвать их к ответу и подвергнуть самым суровым наказаниям. Дж. Мильтон писал: когда короли говорят, что их власть от Бога, то забывают, что от Бога же и свобода народа, основанная на прирожденных правах. Он защищал духовную свободу человека как его естественное право — свободу совести и равноправие всех религий, свободу слова и печати, недопустимость цензуры («учреждение цензуры было порождено инквизиций»). Это был новый шаг в развитие теории естественного права, прав и свобод человека. Дж. Мильтон доказывал: государство создано по велению Бога общественным соглашением народа, поэтому республика, по-видимому, лучшая из политических форм. Она позволяет ему оказывать решающее влияние на деятельность должностных лиц, на управление государством. При ней всего более обеспечиваются права индивида — его свобода совести, мысли, слова. Избирательное право, по его мнению, следует предоставлять главным образом средним классам («там — умные и дельные люди»), заслуживающим право государственного правления. Если индепенденты хотели видоизменения формы правления, завоевания для буржуазии и нового дворянства доступа к власти и завершения революции в их интересах, то левеллеры («уравнители») выступали за республику и демократическую конституцию Англии, критиковали «шелковых индепендентов». Вождем и идеологом левеллеров был Джон Лильберн (ок. 1614- 1657). Им написаны и с его участием составлены многочисленные памфлеты, проекты, в которых излагались политико-правовая программа демократической части английского общества. Многие пункты этой программы отличали смелость и новизна теоретических решений ключевых для Европы XVII в. проблем государства, права, законодательства, политики, обогатившие европейскую мысль. Во-первых, ключевым в программе левеллеров был принцип первичности, верховенства и суверенности власти народа. «Вся власть изначально и по своей сущности, — писал Лильберн, — исходит от народа, и его согласие, выраженное через его представителей, — единственное основание всякого справедливого управления». Во-вторых, прирожденными и неотъемлемыми правами человека Лпльберн и его единомышленники считали безопасность жизни, свободу личности и право собственности; свободу совести и печати; промышленной и торговой деятельности; равенство всех перед законом и судом. Никакие власти и никакие органы, по мнению левеллеров, не полномочны отменять или изымать эти естественные права и свободы, сохранять привилегии. В-третьих, первостепенное значение левеллеры придавали проблемам демократизации государственного строя Англии. Государство создано, писал Лильберн, взаимным соглашением людей «для доброй пользы и блага каждого». Отсюда проистекает неотчуждаемое право народа организовать государство таким образом, чтобы это благо было обеспечено. Власть должна быть основана на свободном выборе или согласии народа; никто не может господствовать над людьми без их свободного согласия. Исходя из этого, левеллеры требовали ликвидации королевской власти, палаты лордов, резко критиковали противостоящие народу органы власти. В-четвертых, отстаивая принцип законности (равный для всех закон без изъятий и привилегий, его ненарушимость, пределы полномочий самих законодателей и т. п.), авторы проекта стремились разграничить законодательную, исполнительную власти, правосудие. Законодатели не должны быть одновременно и исполнителями законов или осуществлять правосудие, а исполнители законов (чиновники, судьи) не должны быть депутатами парламента. В разгар второй гражданской войны в 1648 г. партия левеллеров раскололась. От нее отошли «истинные левеллеры», опиравшиеся на беднейшее крестьянство, городские низы и получившие от левеллеров презрительную кличку «жалких диггеров». Поначалу «истинные левеллеры» надеялись на силу проповеди и примера. Они организовали коммуну и стали сообща вскапывать под огороды общинные земли на холме св. Георгия, почему и были прозваны «диггерами (digger — шпатель). Их движение возглавил и его теоретиком стал Джерард Уинстэнли (1609 — после 1660). Диггеры рассчитывали, что первый опыт коммуны положит начало массовому созданию таких же коммун. Осуждая насилие и остро критикуя государство и право того времени, они отвергали их как вообще ненужные при строе общности. Однако их надежды «на пробуждение закона справедливости» в сердцах своих противников не оправдались. В своих памфлетах и проекте конституции «Закон свободы» (1652 г.) Уинстэнли продолжил и существенно развил идеи Т. Мора о коллективной собственности и основанном на ней новом общественном строе. Основанием республики провозглашается истинная свобода. Она трактуется прежде всего как свободное пользование землей. Уинстэнли считал, что люди по природе равны и имеют естественное, равное право на землю («она принадлежит всем»), на которой труд — исконный и естественный источник всех богатств, единственный источник жизни. Следовательно, существование частной собственности на землю, получение нетрудового дохода есть нарушение естественного права, являющиеся причиной всех общественных бед. Чтобы избавиться от них, необходимо будущее здание государства воздвигнуть на новом фундаменте — «законе свободы». Свобода в республике предполагает отсутствие угнетения, обладание людьми их неотчуждаемыми правами, обеспеченный общественным пользованием землей материальный достаток. В таком государстве все будут «жить мирно в благосостоянии и свободе». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |