|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политические и правовые идеи раннего христианстваОсновные произведения раннего христианства появились во второй половине I — в середине II в. Из них 27 было канонизировано и составили Новый Завет в Библии. Здесь четыре Евангелия, «Деяния апостолов», 21 «Послание апостолов» и «Откровение». Главные политические и правовые идеи раннего христианства. В книгах Нового Завета осуждался рабовладельческий Рим — «царство дьявола», «дьявольский мир зла и насилия», римские императоры, особенно «зверь антихрист Нерон» — гонитель христиан. В «Откровении» предрекается гибель Риму. Христиане ждали пришествия Мессии, Христа-избавителя, божьего посланника, который сокрушит царство зла, повергнет угнетателей в «огненное озеро». Существующие государства как установления человека осуждались. Им противостояло Царство небесное как совершеннейшее и справедливейшее. В соответствии с традицией Древнего Востока Библия проповедует божественное происхождение всякой власти и покорность ей. Христианство — революция в античном мире во взглядах на человека, требовавшая его духовной свободы, равенства и общеобязательности труда. Христианские общины организовывались на коллективистских началах, с общностью имущества, труда, трапез. Осуждались богатые: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царствие Божие». Библия отводит важную роль закону в преодолении пороков человека. Выше закона — вера. «Закон свят», — провозглашается в Библии. Его божественное происхождение подтверждается притчей о передаче Господом через пророка Моисея каменных скрижалей с высеченными на них заповедями. Из ставших каноническими десяти заповедей-норм (Декалог) первые посвящены религиозным догмам («Да не будет у тебя других перед лицем Моим», «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху...», «Не произноси имени, Господа Бога твоего, напрасно...»), следующие — требование почитания родителей («Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...»), а остальные — предостережение от уголовных преступлений («Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»). Таким образом, нормы-заповеди требуют неприкосновенности человеческой жизни, собственности, нравственного поведения. Следование заповедям — путь истинный, провозглашается в Библии. Суд также «дело Божье». Бог дал напутствие судьям через пророка Моисея: «выслушивайте братьев ваших, и судите справедливо... Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте; не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божье, а дело, которое для вас трудно, доведите до меня и Я выслушаю его». Таким образом, «высшей судебной инстанцией» провозглашался Божий суд. К середине II в. руководство христианскими общинами переходит в руки епископов, пресвитеров, дьяконов, образовавших стоящее над верующими духовенство (клир). Первоначальное осуждение императорской власти сменилось стремлением церкви к союзу с ней, разделению светской и духовной власти, призывом к верующим: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие — Богу». С IV в. императоры уже вынуждены считаться с церковью и даже искать у нее поддержки. При императоре Константине христианство было объявлено сначала равноправным с другими религиями, а затем и государственной религией (324 г.). Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии христианской церкви было учение епископа из Гиппона (Сев. Африка) Аврелия Августина, прозванного Блаженным и канонизированного церковью как святого и учителя церкви. В его знаменитых произведениях «Исповедь» и «О граде Божием» он ратует за соблюдение христианских моральных заповедей, которые должны закрепляться законами или обычаями государства. Здесь изложены основные положения христианской концепции мировой истории, характерными чертами которой является божественная предопределенность, фатализм. Августин писал, что вся история человечества представляет собой развитие двух государств: «Града Божия» и «Града земного», греховного, в котором царствует дьявол. Государство земное (сп Кай 1сггспа) — создание человеческое, его цель временная, оно создано насилием, держится принуждением. Только к церкви, как к земному прообразу божественною порядка, подходит определение государства, данное Цицероном, поскольку лишь в ней право и истинная справедливость. Греховный порядок мира (тут Августин не жалеет мрачных красок, описывая его) носит временный характер и продлится до второго пришествия Христа и судного дня. Формы правления различаются Августином в зависимости от выполнения обязанностей, возложенных на верховную власть. Главными из них он считает моральные и религиозные обязанности, уважение к Богу и человеку. Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует тираном, несправедливую аристократию — кликой. Если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как и авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |