|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социалистические учения: Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. ОуэнСреди разнообразной по жанрам социалистической литературы 20-40-х годов XIX в. выделялись своей основательностью социалистические учения А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна. Общим для их сочинений было, во-первых, неприятие и резкая критика развивающегося капитализма и его пороков. Теоретики социализма доказывали бесполезность одних политических реформ, предлагали радикальные, «простые», но всеохватывающие преобразования существующего строя; во-вторых, стремление подняться над острым антагонизмом классов и облагодетельствовать все общество в целом. Они отвергали всякие революционные действия и свои надежды связывали с мирной проповедью преимуществ нового «разумного строя общности», с легкостью перехода к нему; в-третьих, их произведения отличались недооценкой государственных и правовых институтов в общественных преобразованиях. Ключевая роль отводилась коллективистским началам в общественной и хозяйственной сфере жизни человека и общества, моральным принципам в их взаимоотношениях. Анри де Сен-Симон (1760-1825) свой проект будущего промышленного системы основал на концепции исторического прогресса. Он делил историю христианства на четыре стадии: 1) с возникновения христианства до V в. н. э.; 2) V-XIII вв.; 3) с XIII в. до 1789 г.; 4) с 1789 г. Сен-Симон предсказывал коренные политические перемены в настоящем, четвертом периоде развития. Основы будущего общественного строя будут соответствовать интересам громадного большинства населения, где восторжествует принцип божественной морали: «все люди должны видеть друг в друге братьев, они должны любить друг друга и помогать друг другу». Политические перемены, реорганизация общества, согласно Сен-Симону, произойдут без участия народа. Если на первых стадиях исторического прогресса господство в обществе, по его мнению, принадлежало священникам и феодалам, затем — юристам и метафизикам, то политическая организация будущего общества будет подчинена власти ученых и промышленников. Введение новой, «позитивной стадии» истории, пояснял Сен-Симон, не потребует разрушения традиционных государственно-правовых форм. Сохраняются институты монархии, правительства и представительных учреждений. Но вся полнота светской власти сосредотачивается в парламентском Совете промышленников и ученых. Он превратит страну в единую, централизованно управляемую промышленную ассоциацию. Она будет жить в соответствии с разумно разработанным планом гармонического развития всех классов общества. В ассоциации они составят три крупные класса: земледельцы, фабриканты и торговцы. Промышленники займут «первенствующее положение» в обществе. К ним Сен-Симон относит земледельца, кузнеца, слесаря, столяра, фабриканта, купца, извозчика, матроса торгового флота. В промышленном обществе установят жесткую централизацию производства, дисциплину, максимально повысят эффективность труда. Тем самым отпадает необходимость в обременительных для общества разного рода политических институтах со всеми их многочисленными учреждениями и должностями. Политика и управление, писал Сен-Симон, будут сведены по преимуществу к простому администрированию: управлению вещами и производственными процессами. Они доставят «наибольшую меру общественной и индивидуальной свободы» людям, которые будут жить в соответствии с божественной моралью. Проповедь устройства такого христианского общества и составила смысл «нового христианства» — новой религии Сен-Симона и сенсимонистов. По мнению теоретика социализма, ближе всего к промышленному режиму французская и английская нации. Во Франции для его установления достаточно королевского ордонанса. «Когда французский народ установит у себя промышленный режим, английский народ не замедлит последовать его примеру». Тогда прекратятся все бедствия, на которые было обречено человечество, «и все народы на земле, пользуясь покровительством объединившихся Франции и Англии, будут быстро, один за другим, по мере развития их цивилизации, переходить к промышленному строю». Такие иллюзии питал начинавшийся промышленный переворот. Французский социалист Шарль Фурье (1772-1837) гордился тем, что открыл всеобщие законы «четырех движений» — социального, животного, органического и материального, которые в обществе действуют через игру многообразных человеческих страстей. Понять их и открыть для них новые возможности, новые пути к гармонии человека и общества, считал мыслитель, значит найти единственно верное средство перехода к новому обществу. Пройдя в своем развитии ряд фаз и исторических периодов, человечество, согласно Фурье, вступило в период цивилизации. Но современная цивилизация — «мир дыбом, социальный ад». Здесь — «тирания частной собственности в отношении масс». Государство всегда на стороне богатых. Бедный класс «совершенно оттесненный от власти, лишен политической и социальной свободы, фактически — и правосудия». Выход — в самом простом и малом средстве: учреждение земледельческой ассоциации (фаланги). Она отвечает страсти людей к богатству и наслаждениям, ибо коллективный труд увеличивает доход в три, пять, семь раз. Как промышленно- земледельческие объединения, организованные на кооперативных началах, подобно древнемакедонским военным отрядам (фалангам), они вторгнутся в дряхлый прогнивший строй цивилизации и разрушат его. Фаланги — эти ячейки будущего ассоциативного строя, «социетарного порядка» вскоре образуют целую сеть, которая покроет страну, а в недалеком будущем — все страны и континенты. Фаланги, по проекту Фурье, объединят от 800 до 1600 человек, в соответствии с наклонностями и страстями каждого («прогрессивные серии групп по страсти»). Это автономные социальные образования, во внутреннюю жизнь которых не вправе вмешиваться центральная власть и ее аппарат. Внутренняя жизнь фаланги регулируется лишь нормами, установленными добровольно и коллективно. Ее члены высоко ценят равенство личных свобод. Самым главным и единственно полезным правом человека из всех прав социалист называет право на труд. Он верно заметил, что без него ничего не стоят все остальные права. По его мнению, справедливость требует и раскрепощения женщины, признания их прав. В отличие от своих французских современников английский социалист Роберт Оуэн (1771-1858) выступил уже в период промышленной революции и обострения классовых конфликтов, что наложило отпечаток на его воззрения. Основной закон природы человека и величайшую истину, открывающую путь к разумному устройству мира, Оуэн видит в человеческом характере. Последний является результатом взаимодействия природной организации индивида и окружающей его среды, играющей в формировании характера главную роль. Из этого закона природы человека он делал критический вывод: если человек — продукт среды, то в недостатках и пороках людей, во всех социальных бедах повинна социальная среда. Таковую ныне создают капиталистические отношения, частная собственность, порождающие алчность и ненависть, темноту и невежество народа, искалеченные человеческие характеры и судьбы. Как и передовые мыслители XVIII в., Оуэн делил общественные порядки на разумные, отвечающие человеческой природе, и неразумные, не соответствующие ей. Всю предыдущую историю мыслитель расценивал как неразумный период человеческого существования, обусловленный невежеством людей, не знавших закона, по которому обстоятельства определяют характер человека. Ныне вызревающий новый способ материального производства подготавливает людей «к пониманию и принятию новых принципов и иной практики, а тем самым — к осуществлению благодетельнейшей перемены в делах, какой еще не знал свет». Он рассчитывает на революцию в сознании людей пропагандой истин «науки о формировании характера». Надеется на благотворную роль законов, социальных реформ в пользу трудящихся, организацию профсоюзов, кооперативов, системы воспитания и т. д. Ячейкой, «молекулой» разумной общественной системы будущего в соответствии с планом Оуэна должна была стать коммуна — «поселок общности». Когда их станет много, они образуют федерацию общин в масштабах страны, а в будущем — международную федерацию. Разумная общественная система навсегда прекратит «соперничество, раздоры и войны, и люди с самого раннего детства будут приучаться содействовать счастью друг друга». Так с преобразованием мира преобразуется и человек. Основными принципами жизни коммунистических общин, по оуэновской «Конституции общины «Новая гармония», будут равенство, свобода слова и действия, искренность и доброжелательность, порядок и приобретение знаний. Все члены коммуны рассматриваются как одна семья. «Власть законодательная» по плану вручается общему собранию общины, вырабатывающему постановления. «Исполнительная власть» — избранному Совету, задачей которого будет выполнение общих постановлений, наблюдение за всеми делами общины, заключение договоров с подобными объединениями и т. д. Каждая община будет поделена на шесть департаментов: сельского хозяйства, промышленности и механики, общей экономики, торговли, домашнего хозяйства, литературы, науки и образования. Вводится рациональная и гуманная система обучения и воспитания, в результате отпадет необходимость в поощрениях и наказаниях. Р. Оуэн против насильственной революции, совершаемой темными, невежественными людьми: «Как бы ни были существующие системы безумны, их нельзя разрушать руками людей некомпетентных и грубых». Кто же переведет людей к «разумной общественной системе, основанной на неизменных законах человеческой природы»? Пионерами основания коммунистических общин, как считал мыслитель, могли выступить люди, имеющие капиталы и добрую волю: богатые филантропы, ремесленники, рабочие, землевладельцы, министры и даже монархи. Несбыточность такой идеи его не пугала даже после собственных попыток организации коммун, поглотивших немалое состояние Оуэна.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |