АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социалистические учения: Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн

Читайте также:
  1. Время обучения: с «23» декабряя 2013 г. по «31» декабря 2013 г.
  2. Европейские социалистические правовые системы
  3. Современные технологии обучения: сущность, структура, классификации.
  4. Социалистические политико-правовые учения: социал-демократия, большевизм, анархизм
  5. СССР и социалистические страны (вторая половина 50-х - первая половина 60-х гг.).
  6. Характеристика активных методов обучения: организационно-деятельностные и дидактические игры, учебная дискуссия.

Среди разнообразной по жанрам социалистической литературы 20-40-х годов XIX в. выделялись своей основательностью социалисти­ческие учения А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна. Общим для их сочинений было, во-первых, неприятие и резкая критика развивающе­гося капитализма и его пороков. Теоретики социализма доказывали бесполезность одних политических реформ, предлагали радикальные, «простые», но всеохватывающие преобразования существующего строя; во-вторых, стремление подняться над острым антагонизмом классов и облагодетельствовать все общество в целом. Они отвергали всякие революционные действия и свои надежды связывали с мирной пропо­ведью преимуществ нового «разумного строя общности», с легкостью перехода к нему; в-третьих, их произведения отличались недооценкой государственных и правовых институтов в общественных преобразо­ваниях. Ключевая роль отводилась коллективистским началам в обще­ственной и хозяйственной сфере жизни человека и общества, мораль­ным принципам в их взаимоотношениях.

Анри де Сен-Симон (1760-1825) свой проект будущего промышленного системы основал на концепции исторического прогресса.

Он делил историю христианства на четыре стадии: 1) с возник­новения христианства до V в. н. э.; 2) V-XIII вв.; 3) с XIII в. до 1789 г.; 4) с 1789 г. Сен-Симон предсказывал коренные политические перемены в настоящем, четвертом периоде развития. Основы будущего обще­ственного строя будут соответствовать интересам громадного большин­ства населения, где восторжествует принцип божественной морали: «все люди должны видеть друг в друге братьев, они должны любить друг друга и помогать друг другу».

Политические перемены, реорганизация общества, согласно Сен-Симону, произойдут без участия народа. Если на первых стадиях исторического прогресса господство в обществе, по его мнению, принадлежало священникам и феодалам, затем — юристам и метафизикам, то политическая организация будущего общества будет подчинена власти ученых и промышленников.

Введение новой, «позитивной стадии» истории, пояснял Сен-Симон, не потребует разрушения традиционных государственно-правовых форм. Сохраняются институты монархии, правительства и представи­тельных учреждений. Но вся полнота светской власти сосредотачива­ется в парламентском Совете промышленников и ученых. Он пре­вратит страну в единую, централизованно управляемую промышлен­ную ассоциацию. Она будет жить в соответствии с разумно разрабо­танным планом гармонического развития всех классов общества. В ассоциации они составят три крупные класса: земледельцы, фабрикан­ты и торговцы.

Промышленники займут «первенствующее положение» в обще­стве. К ним Сен-Симон относит земледельца, кузнеца, слесаря, столя­ра, фабриканта, купца, извозчика, матроса торгового флота. В промышленном обществе установят жесткую централизацию производства, дисциплину, максимально повысят эффективность труда. Тем самым отпадает необходимость в обременительных для общества раз­ного рода политических институтах со всеми их многочисленными учреждениями и должностями.

Политика и управление, писал Сен-Симон, будут сведены по преимуществу к простому администрированию: управлению вещами и производственными процессами. Они доставят «наибольшую меру общественной и индивидуальной свободы» людям, которые будут жить в соответствии с божественной моралью. Проповедь устройства такого христианского общества и составила смысл «нового христианства» — новой религии Сен-Симона и сенсимонистов.

По мнению теоретика социализма, ближе всего к промышленному режиму французская и английская нации. Во Франции для его установ­ления достаточно королевского ордонанса. «Когда французский народ установит у себя промышленный режим, английский народ не замедлит последовать его примеру». Тогда прекратятся все бедствия, на которые было обречено человечество, «и все народы на земле, пользуясь по­кровительством объединившихся Франции и Англии, будут быстро, один за другим, по мере развития их цивилизации, переходить к про­мышленному строю». Такие иллюзии питал начинавшийся промыш­ленный переворот.

Французский социалист Шарль Фурье (1772-1837) гордился тем, что открыл всеобщие законы «четырех движений» — социального, животного, органического и материального, которые в обществе дей­ствуют через игру многообразных человеческих страстей. Понять их и открыть для них новые возможности, новые пути к гармонии человека и общества, считал мыслитель, значит найти единственно верное сред­ство перехода к новому обществу.

Пройдя в своем развитии ряд фаз и исторических периодов, чело­вечество, согласно Фурье, вступило в период цивилизации. Но совре­менная цивилизация — «мир дыбом, социальный ад». Здесь — «ти­рания частной собственности в отношении масс». Государство всегда на стороне богатых. Бедный класс «совершенно оттесненный от власти, лишен политической и социальной свободы, фактически — и право­судия».

Выход — в самом простом и малом средстве: учреждение земледельческой ассоциации (фаланги). Она отве­чает страсти людей к богатству и наслаждениям, ибо коллективный труд увеличивает доход в три, пять, семь раз. Как промышленно- земледельческие объединения, организованные на кооперативных на­чалах, подобно древнемакедонским военным отрядам (фалангам), они вторгнутся в дряхлый прогнивший строй цивилизации и разрушат его. Фаланги — эти ячейки будущего ассоциативного строя, «социетарного порядка» вскоре образуют целую сеть, которая покроет страну, а в не­далеком будущем — все страны и континенты.

Фаланги, по проекту Фурье, объединят от 800 до 1600 человек, в соответствии с наклонностями и страстями каждого («прогрессивные серии групп по страсти»). Это автономные социальные образования, во внутреннюю жизнь которых не вправе вмешиваться центральная власть и ее аппарат. Внутренняя жизнь фаланги регулируется лишь нормами, установленными добровольно и коллективно. Ее члены вы­соко ценят равенство личных свобод.

Самым главным и единственно полезным правом человека из всех прав социалист называет право на труд. Он верно заметил, что без него ничего не стоят все остальные права. По его мнению, справедливость требует и раскрепощения женщины, признания их прав.

В отличие от своих французских современников английский со­циалист Роберт Оуэн (1771-1858) выступил уже в период промышлен­ной революции и обострения классовых конфликтов, что наложило отпечаток на его воззрения.

Основной закон природы человека и величайшую истину, открываю­щую путь к разумному устройству мира, Оуэн видит в человеческом характере. Последний является результатом взаимодействия природной организации индивида и окружающей его среды, играющей в формиро­вании характера главную роль. Из этого закона природы человека он делал критический вывод: если человек — продукт среды, то в недо­статках и пороках людей, во всех социальных бедах повинна социальная среда. Таковую ныне создают капиталистические отношения, частная собственность, порождающие алчность и ненависть, темноту и невеже­ство народа, искалеченные человеческие характеры и судьбы.

Как и передовые мыслители XVIII в., Оуэн делил общественные порядки на разумные, отвечающие человеческой природе, и неразу­мные, не соответствующие ей. Всю предыдущую историю мыслитель расценивал как неразумный период человеческого существования, обусловленный невежеством людей, не знавших закона, по которому обстоятельства определяют характер человека. Ныне вызревающий новый способ материального производства подготавливает людей «к пониманию и принятию новых принципов и иной практики, а тем са­мым — к осуществлению благодетельнейшей перемены в делах, какой еще не знал свет». Он рассчитывает на революцию в сознании людей пропагандой истин «науки о формировании характера». Надеется на благотворную роль законов, социальных реформ в пользу трудящихся, организацию профсоюзов, кооперативов, системы воспитания и т. д.

Ячейкой, «молекулой» разумной общественной системы будущего в соответствии с планом Оуэна должна была стать коммуна — «по­селок общности». Когда их станет много, они образуют федерацию общин в масштабах страны, а в будущем — международную федера­цию. Разумная общественная система навсегда прекратит «соперниче­ство, раздоры и войны, и люди с самого раннего детства будут приучать­ся содействовать счастью друг друга». Так с преобразованием мира преобразуется и человек.

Основными принципами жизни коммунистических общин, по оуэновской «Конституции общины «Новая гармония», будут равенство, свобода слова и действия, искренность и доброжелательность, порядок и приобретение знаний. Все члены коммуны рассматриваются как одна семья. «Власть законодательная» по плану вручается общему собра­нию общины, вырабатывающему постановления. «Исполнительная власть» — избранному Совету, задачей которого будет выполнение общих постановлений, наблюдение за всеми делами общины, заключе­ние договоров с подобными объединениями и т. д. Каждая община будет поделена на шесть департаментов: сельского хозяйства, промыш­ленности и механики, общей экономики, торговли, домашнего хозяй­ства, литературы, науки и образования. Вводится рациональная и гу­манная система обучения и воспитания, в результате отпадет необхо­димость в поощрениях и наказаниях.

Р. Оуэн против насильственной революции, совершаемой тем­ными, невежественными людьми: «Как бы ни были существующие системы безумны, их нельзя разрушать руками людей некомпетентных и грубых». Кто же переведет людей к «разумной общественной систе­ме, основанной на неизменных законах человеческой природы»?

Пионерами основания коммунистических общин, как считал мыслитель, могли выступить люди, имеющие капиталы и добрую волю: богатые филантропы, ремесленники, рабочие, землевладельцы, мини­стры и даже монархи. Несбыточность такой идеи его не пугала даже после собственных попыток организации коммун, поглотивших не­малое состояние Оуэна.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)