АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анархизм о государстве и праве

Читайте также:
  1. A) государственное ценообразование
  2. I-IY Государственные Думы – первый опыт российского парламентаризма.
  3. I. Внутреннее государственное устройство само по себе
  4. I. Отчисления в Государственный Фонд социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты РБ (Фонд соц. защиты).
  5. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  6. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  7. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  8. II.1. Основы государственности
  9. III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
  10. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  11. XXIII. Широкая популярность, государственный пост
  12. А также постановления и распоряжения местных государствен-

Начиная с античности в поисках оптимального государственного устройства политико-правовая мысль рассматривала анархию негатив­но как безвластие, беспорядок. К концу XVIII в. формируется иное отношение к анархии, наиболее полно воплотившееся в теории анархии Пьера Прудона (1809-1865).

Движущей силой развития общества Прудон считал противоречия, порождаемые требованиями индивидуального и общего разума, лич­ности и общества. Введя развитие общества в эволюционное русло путем постепенной реализации прав «автономной личности», которые он считал истинным критерием общественного прогресса, можно осу­ществить преобразование общества мирным путем. Капиталистическая эксплуатация труда, существующая в буржуазном обществе, по мнению Прудона, держится на неэквивалентном обмене, который нарушает за­кон трудовой стоимости и ведет к ограблению всех трудящихся классов, в том числе «трудящейся буржуазии». Поэтому необходим не полити­ческий, а экономический переворот, невозможный без изменения взгляда на собственность.

Что такое собственность? «Собственность — воровство», — от­вечает теоретик анархизма. Собственность и общество — несовмести­мы, что объясняет существующие острые противоречия в современном обществе, невозможность реализации естественных прав человека — права на жизнь, свободу и равенство. Право собственности — есте­ственное, но антисоциальное право, считает Прудон. Земля, как и вода, природные ископаемые стали общественным достоянием. Единствен­ной формой собственности в обществе следует признать труд — един­ственный источник собственности, «который не дает никакого права на присвоение предметов природы». Правовой институт частной собственности, по Прудону, значим только для буржуазии. С позиции же рабочих, владеющих не­значительным движимым имуществом, этот институт несправедлив, поскольку является источником дохода, не основанного на труде.

Эксплуатация человека человеком произошла из права сильного, полагает теоретик анархизма. За правом сильного последовало право хитрого, из которого произошла прибыль промышленника, торговца и банкира, все виды общественного неравенства. Второй результат соб­ственности — деспотизм. Государство не только эксплуати­рует общество, но и осуществляет тотальный надзор за всеми дей­ствиями людей, опутывает их все растущим количеством законов, ре­гулирующих отношения собственников. Власть и законы — решающие факторы развития общества. Но свобода с ними несовместима. Свобо­да — это анархия, безвластие. Она не признает власти воли. «Власть человека над человеком, какую бы форму она ни принимала, есть угнетение. Высшая степень совершенства общества заключается в соеди­нении порядка с анархией, т. е. в безвластии». — Ссылаясь на итоги революции. Прудон доказывал бесполезность и даже вредность политических преобразований для реального освобож­дения трудящихся. Политическая организация общества, по его теории, должна быть заменена в результате экономического переворота, эко­номической организацией общества. К этому приведут распростра­нение идей позитивной анархии, бесплатный кредит, замена частной собственности владением.

Будущее общество будет организовано как федерация свободных ассоциаций, сочетающих индивидуальную и коллективную свободу. Это «самое совер­шенное общество представляет из себя союз порядка и анархии». Анархия в прудоновском проекте предстает как порядок, основанный на институте взаимовыгодных договоров, заключенных между собой индивидами, группами, семьями, городами, провинциями, а не на ин­ститутах государственной власти и закона. «Никаких партий больше, никаких авторитетов больше, неограниченная свобода людей и граждан: вот в трех словах все наше политическое и социальное мировоззре­ние!» — писал автор «Исповеди революционера».

Таким образом, цель социализма, по Прудону, — освободить лич­ность от эксплуатации, нищеты, угнетения, от порабощения буржуазией, государством, церковью. Социализм — единственно справедливый строй. Коммунизм «это — гнет и рабство». Он препятствует свободному развитию личности, ее способностей, нарушает равенство «тем, что равно вознаграждает труд и лень, талант и глупость, чуть ли не порок и добродетель».

Заметное влияние на развитие теории анархизма оказала книга «Единственный и его собственность» Макса Штирнера (1806-1856). Он подвергает основательной критической проверке идеи, отношения, учреждения, «навязанные» людям обществом, государством, партиями, церковью.

Бог заботится только о своем, пишет Штирнер, в целях своего развития человечество измучивает, заставляя служить себе, целые народы, как и отдельные личности. Таким образом, и их дело — чисто эгоистическое. Трупы патриотов удобряют почву для процветания народов. Поэтому лучше всего не служить великим эгоистам, а самому стать эгоистом. Во главу угла он ставит личность и ее интересы: «для меня нет ничего выше меня...Я объявляю войну всякому государству, даже самому демократиче­скому». Таково штирнеровское обоснование эгоцентризма. Единственная реальность — неповторимое «Я», которому противостоят государство и общество. Всякую свободную деятельность государство старается затормозить и подавить. Ту же функцию, по его мнению, вы­полняет и право, ибо любые нормы стесняют и ограничивают автономию индивида. Так поступает всякое государство — абсолютное, конституци­онное, демократическое. В любом государстве «надо мной будет стоять правительство». Государство, законы стоят над личностью. Штирнер от­вергает все формы давления на автономную личность, составляя факти­чески кодекс индивидуалистического анархизма. Он отвергает комму­низм, стремящийся уравнять личность с помощью государства. Обще­ственный идеал Штирнера — «союз эгоистов», близкий к ассоциации автономных личностей у Прудона.

В противовес анархо-индивидуализму Штирнера Михаил Бакунин (1814-1876) развивал теорию анархо-коллективизма. Анархическая теория Бакунина сложилась к середине 60-х годов. В работах «Револю­ционный катехизис», «Государственность и анархия» и др. он изложил свою доктрину.

Государство не меньшее зло, чем эксплуатация человека человеком, и все, что делает государство, — тоже зло. Независимо от формы любое государство стремится поработить народ насилием и обманом. Бакунин обосновывает «безусловное исключение вся­кого принципа авторитета и государственного необходимости».

Совершить социальную революцию — значит разрушить все учреждения неравенства и насилия, в первую очередь государство. В отличие от политической социальная революция совершится с помо­щью народной силы, народного бунта.

Будущее общество Бакунин представлял себе как вольную организацию рабочих масс снизу вверх, федерацию самоуправляющихся трудовых общин и артелей без центральной власти и управления: “Государство должно раствориться в обществе, организованном на началах справедливости”.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)