|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Народничество. Анархизм
В теории народничества ставка делается на философский нигилизм и критически мыслящих личностей. Идеологию философского нигилизма лучше всех выразил Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). Главным принципом является очевидность, которая исключает всякую умозрительность и необходимость диалектических доказательств. Ничто другое не должно быть целью мышления, кроме вопроса о хлебе насущном. "Надо делать то, что целесообразно, а не то, что красиво". В таком же духе рассуждал о философии и Петр Никитич Ткачев (1844-1886). Философский нигилизм проходит красной нитью через его основные работы: "Анархия мысли", "Революция и государство", "Народ и революция", "Анархическое государство". Суть его концепции заключалась в том, что "критически мыслящее революционное меньшинство", опираясь на "разрушительно-революционную силу" народа, берет власть в свои руки. Уничтожив "консервативные и реакционные элементы", организует и осуществляет реформы во всех сферах жизни общества и создает союз "братской любви и солидарности". Более лоялен Петр Лаврович Лавров (1823-1900), создатель субъективного метода в социологии. Его "исторические письма" стали программным документом революционного народничества. Философия, по мнению Лаврова, "должна внести единство во все сущее, как сущее для человека", ибо все теряет смысл за рамками человека. Каждый человек имеет свой идеал и пытается его осуществить. В столкновении субъективных идеалов оформляется объективный процесс истории. Критерием объективного является истина, субъективного - справедливость (правда). Поэтому прогресс общества есть воплощенное единство истины и правды. Поскольку истина — это категория социологии, а правда — этики, то социология не отделима от этики, а общественная деятельность — от нравственной. В этизации социологии и кроется специфика субъективного метода П. Л. Лаврова. Михаил Александрович Бакунин (1824-1876) моделировал революционный идеал по схеме: витальные потребности рождают экономику, ее противоречия; противоречия рождают мысль, а бунт - свободу. Рассматривая свободу как отрицание государственности, Бакунин видел ее реальное воплощение в общинном самоуправлении. Он полагал, что идеал народа опирается на три положения: 1) убеждение, что земля принадлежит тому, кто ее возделывает; 2) право на пользование землей принадлежит не отдельному лицу, а общине; 3) общинное самоуправление не дополняет, а исключает необходимость государства. Однако этот идеал ослаблен патриархальностью, поглощением лица миром, а также верой в царя-батюшку. Обыватель пребывает в мире иллюзии и надежд, а посему его нужно подготовить к бунту. Теоретическая концепция анархизма предстает и в сочинениях Петра Алексеевича Кропоткина (1842—1921). Он конструирует синтетическую философию как некое единство натурфилософии и социологии. По его мнению, предметом синтетической философии является природа и общество, экономика, политика и нравственность. Ее инструментом является "индуктивно-эволюционный" естественнонаучный метод. Из биологии Кропоткин переносит на общество закон взаимной помощи. Формы проявления действия этого "биосоциологического" закона позволяет осуществить периодизацию истории, выделив родовой быт, сельскую общину, республику вольных городов. Поскольку эти формы тяготеют к застою, то возникает необходимость в революции, чтобы устранить препоны общественного прогресса, как-то: частную собственность и государственную власть. С "биосоциологическим законом взаимной помощи" связан и идеал " анархического коммунизма " как федерации свободных производственных общин-коммун. Марксизм. В обстановке массового разочарования народничеством усилилось влияние марксизма. С ним связывают надежды на национальное возрождение и выбор демократического пути развития. Первым пропагандистом марксизма в России следует считать Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918). Разочаровавшись в "революционной метафизике" народничества, он обращается к философии марксизма, полагая, что там найдена окончательная истина, и социализм из народнической утопии превратился в научную теорию. Рассматривая диалектический материализм Маркса как философию действия, Плеханов подчеркивает, что русской революционной мысли как раз и не достает такой философии. Он надеется, что именно философия марксизма обеспечит революционерам поддержку со стороны народных масс. Но сам Плеханов осваивает философию марксизма через призму субъективной социологии народничества. Разделяя тезис Маркса об определяющей роли способа производства, он ставит материальное производство в зависимость от состояния географической среды и венчает структуру общественных отношений идеологией, которая обусловлена не экономикой (К. Маркс), а состоянием психики (П. Лавров). Упрощенно понимал Плеханов и диалектический метод философии марксизма, сводя его исключительно к схеме "скачкообразного", революционного развития. Что касается других членов группы "Освобождения труда", которую в 1883 году возглавлял Плеханов, то они склонялись к тому, что движущей силой революции выступают не столько экономические, сколько нравственные отношения, инициируемые вождями революции. Все это прямо или косвенно свидетельствует о родстве первых русских марксистов с идеологией революционного народничества. Следующий шаг развития русского марксизма связан с творчеством Александра Александровича Богданова (1873-1928). Окончив естественный факультет Московского университета, Богданов тяготел к позитивизму. Его не устраивает "сухая и отжившая плехановская ортодоксия" марксизма. Диалектика вовсе не является эффективным средством освоения мира и "алгеброй" революции. Как метод, она не обрела ясности в философии Гегеля и не получила своей завершенности в философии К. Маркса. Богданову импонирует "критическая философия" Э. Маха, и он надеется органично соединить ее с учением К. Маркса. Особое место в истории "русского марксизма" занимает Владимир Ильич Ленин (1870-1924). Если с именем Плеханова связана пропаганда марксизма, то с именем Ленина - новый этап в его развитии. Идеи, изложенные в работе "Материализм и эмпириокритицизм", существенно обогатили философский материализм, теорию отражения, методологию анализа взаимосвязи философии и физики в эпоху радикальных открытий в естествознании. Согласно Ленину, "исчезновение материи" - это очередной миф идеализма. Исчезла не материя, а существующий предел наших знаний о ней. Но остается константа гносеологического характера: быть объективной реальностью и существовать вне нашего сознания. В. И. Ленин проявил интерес не только к проблеме гносеологии, но и к проблемам диалектики в сфере политики при рассмотрении вопросов общего, единичного и особенного, привнеся в них элемент прагматизма. По Ленину, диалектика есть правильное отражение вечного развития мира. И это развитие фиксируется в форме понятий. Истинность понятий доказывается практикой, которая "выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинства всеобщности, но и непосредственной действительности". Первые два тезиса не вызывают сомнения, что касается третьего, то он несет на себе печать явного или неосознанного заблуждения. Практика не может обладать всеобщностью. Она слишком субъективна, ибо ограничена сферой деятельного существования. Только в теории снимается односторонность практического сознания и обеспечивается целостное знание объективного бытия в рамках заданной парадигмы. Подводя итог аналитического экскурса русской философии следует обратить внимание на ряд важнейших обстоятельств. Прежде всего, развиваясь не в изоляции от западной и восточной культуры и опираясь на высокие образцы культурного наследия Византии, русская философия обрела собственный путь самореализации. В нем воплотились национальные черты мышления русского народа, его идеалы с весьма поучительным, подчас горьким опытом истории. Вместе с тем, русская философия выступает дополнением общечеловеческой философской мысли, обогащением западноевропейского рационально-прагматического мышления духовно-нравственным началом. Мысль о свободном творчестве личности красной нитью проходит практически через все отечественное философское наследие.
6. Значение русской философии Мировое значение русской философии и в том, что помимо научно-теоретических ценностей она демонстрирует в себе высокую гражданственность и гуманистичность, беззаветное искание способов и путей к достижению социальной справедливости. Русская философия в лице западников и славянофилов демонстрирует плюрализм точек зрения, наличие противоречивых направлений, тенденции, что в свою очередь свидетельствует о полноте и единстве русской философской мысли. По справедливому замечанию В. В. Зеньковского, полнота русского философского мышления заключается в том, что русская философия имеет не один корень — рациональное объяснение мира — а разные формы человеческого опыта, "не только чувственно-внешнего, психического, социального, но и нечувственно-морального". Единство и полнота русской философии наиболее четко и зримо прослеживается в концепции всеединства с ее тезисами о единстве науки, философии и религии, о единстве истины, красоты и добра (блага), в проблеме человека, его смысла жизни и смерти. О динамическом характере и внутренней связности русской философии свидетельствует и наличие в ней, как и в западной, сквозных проблем (философский антропологизм, теория естественного права, органическая теория, русский космизм и пр.), которые порождают многообразные комбинации мировоззрения, используемые различными политическими и философскими партиями. Особенность русской философии в том, что она обращена не только к разуму, но и к сердцу. Именно поэтому она излагается, как правило, понятным языком и говорит о проблемах, затрагивающих душу. В русской философии преобладало стремление к цельности знания и обостренное чувство реальности, которое сочеталось с признанием роли опыта как чувственного так и духовного, дающего возможность глубже понять сущность бытия. Главная задача философии заключалась в том, чтобы разработать учение о человеке как элементе мира в целом, опираясь на все многообразие форм опыта. Именно в этом прежде всего заключается непреходящее значение русской философии как неотъемлемого и важного элемента мировой философской мысли. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Когда происходит становление оригинальной русской философии? Что послужило причиной ее быстрого развития? 2. Расскажите о противостоянии славянофилов и западников. 3. Назовите представителей русской религиозной философии. Кем из них была предложена идея богочеловечества? 4. Антропозиция – это оправдание человека в творчестве и через творчество. Кто из русских философов развивал эту идею? 5. Чем русский космизм отличается от восточного? 6. Расскажите об особенностях и значении русской философии. 7. Дайте определение основным понятиям. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |