АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темы рефератов и докладов. Идея общественного прогресса в социально-философской мысли

Читайте также:
  1. Методические рекомендации для выполнения рефератов
  2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКЛАДОВ
  3. Примерная тематика рефератов
  4. Примерная ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
  5. Примерный перечень тем рефератов
  6. Тема рефератов
  7. Тематика докладов и рефератов
  8. Тематика рефератов
  9. Тематика рефератов и докладов, сообщений
  10. Тематика рефератов и проектов
  11. Темы для рефератов
  12. Темы для рефератов

Идея общественного прогресса в социально-философской мысли.

Критические концепции общественного прогресса.

Основные методы научного прогнозирования: экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего и экспертные системы.

 

Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

 

Дополнительная литература

 

Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012.

Глобалистика: Энциклопедия / Под ред. И. И. Мазура, А. Н. Чумакова. - М.: Радуга, 2003.

Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007.

Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010.

Федотов А. П. Глобалистика. Начала науки о современном мире [Текст]: курс лекций. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002.

Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира [Текст]: монография. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009.

 

1. Противоречия между обществом и природой

Глобальные проблемы — совокупность проблем человечества, от которых зависит сохранение цивилиза­ции — возникли в процессе нарастания противоре­чий во взаимоотношениях между человеком и при­родой.

С самого начала индустриальной эпохи ей были свойственны черты, содержавшие в себе зародыш будущих негативных последствий. Прежде все­го — это расточительное использование сырьевых и энергетических ресурсов. Отношения человека с природой осмыслива­лись чаще всего с точки зрения альтернативы: чело­век над природой или природа над человеком. Господствующей стала концепция покорения человеком природы: человек — хозяин всей планеты. Это узкое понимание проблемы взаимодействия человека с. природой беспокоило еще в прошлом веке наиболее известных представителей общественной мысли. Ра­зум, считали они, создает "искусственное": промыш­ленность, индустрию, городскую цивилизацию, а по­тому он ответствен за все современные беды челове­чества. Поэтому желателен и необходим переход к "естественному образу жизни".

На иных позициях стояли передовые ученые Рос­сии. Так, В. И. Вернадский, исследуя противоречия между человеком и природой, видел их разрешение в опоре на разум, науку, технику и в создании новой цивилизации, неотделимой от нравственности, защищающей все живое, подчеркивающей самоценность жизни.

С конца XIX в. начинается современный, наибо­лее интенсивный этап воздействия человека на при­роду. Нарастая, как цепная реакция, разрушающее воздействие общества на природу во второй полови­не XX века достигло глобальных масштабов. Возник­ла реальная угроза самому биологическому сущест­вованию человечества. В конечном счете, все другие глобальные проблемы современного мира — энерге­тическая, продовольственная, демографическая и другие — неотделимы от главной — экологической.

Современный научно-технический прогресс ме­няет технологии производства настолько быстро, что прежде чем экологическая система возвращается в положение равновесия, в биосферу попадает такое количество отходов, которое она не в состоянии пе­реработать. В последнее время в связи с интенсив­ным использованием тепловой энергии органическо­го топлива, сжиганием производственных и бытовых отходов, разрушением природных структур, аккуму­лирующих энергию Солнца, наметилась тенденция к снижению устойчивости биосферы. Мировое хозяй­ство уже стало преимущественно индустриальным, хотя страны "третьего мира" еще только приступают к индустриализации. Каждый современный промыш­ленный центр превратился в постоянно действующий "вулкан", оказывающий заметное влияние на биосфе­ру Земли. Над наиболее мощными скоплениями та­ких "антропогенных вулканов" образовались озоновые "дыры", подобно той "большой озоновой ды­ре", которая была обнаружена над Антарктидой.

Истощенный озоновый слой позволяет ультрафио­летовым лучам солнечного света более свободно до­стигать поверхности Земли, что вызывает рост рако­вых заболеваний кожи и подавляет иммунную систему человека. Переоблучение ультрафиолетом крайне негативно влияет на урожаи сельскохозяйственных культур, на растительный и животный мир. При этом драматичность ситуации заключается в том, что случае истощения озонового слоя атмосферы — предупреждают ученые — у человечества не будет ни­каких средств для его восстановления.

Экстенсивное развитие нашей экономики, существовавшей в основном за счет вовлечения в произ­водство все большего и большего количества при­родных ресурсов привело к тому, что по масштабам вмешательства в природную среду и извлечения из нее различных компонентов, наша страна вышла на первое место в мире.

 

2. Попытки осмысления ситуации

С конца 50-х — начала 60-х гг. все громче стали звучать голо­са экологов. Одна за другой выходили сенсационные книги под заглавиями «Планета в опасности», «До того, как умрет при­рода» и т.п. И репутация «технооптимистов» оказалась сильно подмоченной в мировом обществен­ном мнении.

В связи с этим встала под вопрос благотворность научно-тех­нической революции для человечества. Благо ли атомная энерге­тика, сопряженная с опасностью атомной же войны, астрономи­ческие расходы на гонку вооружений в космосе, когда столько прорех на Земле, «роботизация» производства и всей жизни с перспективой чудовищной безработицы и массовой деморализа­ции людей?

Задаваясь этими вопросами, А. Тоффлер в 1970-м потряс мир своим «Футурошоком». А в Италии Аурелио Печчеи собрал не­сколько десятков очень авторитетных ученых и общественных деятелей и создал Римский клуб, некоммерческую организацию, который ставил своей целью просчитать возможные перспективы цивилизации. Группа молодых американцев под руководством супругов Денниса и Донеллы Медоуз издала отчет Римскому клубу - «Пределы роста», потрясшие мир еще сильнее, чем «Футурошок».

Авторы решили ограничиться пятью основополагающими показа­телями: рост мирового народонаселе­ния, истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружаю­щей природной среды, реакция на все это промышленного и сельскохозяйственного производства. Затем включили инстру­ментарий математического моделирования на базе самых совер­шенных для того времени компьютеров. Получились кривые раз­вития, экстраполированные на XXI век. При различных допуще­ниях — разные, но дававшие одну и ту же картину: если наблюдаемые тенденции не изменятся, то в долгосрочной перспективе ближайших десятилетий сравнительно дешевые за­пасы минеральных ресурсов начнут постепенно иссякать, а при­рода — необратимо загрязняться, и все это неизбежно повлечет за собой падение промышленного, а за ним и сельскохозяйствен­ного производства. Конечный результат — мучительная гибель от голода и болезней нескольких миллиардов из десятка-полутора миллиардов землян грядущего столетия. И неслыханные бедст­вия для большинства оставшихся в живых. Иными словами — не­виданная прежде глобальная катастрофа пострашнее всех миро­вых войн XX века, вместе взятых. Сколько выживет — зависит от многих обстоятельств, но ясно, что далеко не все. Когда именно разразится катастрофа, тоже зависит от массы конкретных обсто­ятельств, но ясно, что не позже второй половины наступившего столетия, может быть, даже второй четверти, и не исключено — в ближайшие два-три десятилетия.

Группа Д. Медоуза предложила ограничение роста по ряду позиций: стабилизировать численность населения мира на уровне 1957 года; продолжить рост капитала до 1990 года и затем его стабилизиро­вать; сократить потребление ресурсов на душу насе­ления до 12% от уровня 1970 года; сократить загряз­нение окружающей среды в 4 раза по сравнению с 1970 годом. Эти мероприятия помогли бы достигнуть состояния "глобального равновесия", которое должно было привести к удовлетворению основных мате­риальных потребностей каждого человека на земле и реализации индивидуального человеческого потен­циала.

Во втором докладе Римскому клубу мир рассмат­ривался как система взаимосвязанных регионов с присущими им особенностями развития, что позво­лило анализировать функционирование человечества как "живого организма" и могло бы стать стратегией выживания человека и человечества.

Концепцию "органического роста" и концепцию "глобального равновесия" объединяет установка на желательное изменение ценностных ориентаций че­ловека и человечества, улучшение "человеческого качества".

Человечеству отводится роль регулятора жизни на планете. Однако человек не понимает ни этой своей "новой роли", ни своего места в изменившемся мире. Говоря о месте человека в мире и специфике его бытия, А. Печчеи отмечал, что именно бытие че­ловека сегодня является "его ахиллесовой пятой". Основная проблема заключается "в самом человеке, а не вне его".

За первыми докладами Римскому клубу последовало еще несколько — и каждый из них лишь подтверждал серьезность ситуации. Лавиной пошли конгрессы, конференции, симпозиу­мы, коллоквиумы, семинары, книги, статьи на эту тему. И посте­пенно призрак грядущей катастрофы принял очертания системы глобальных проблем современности, которые надлежало решать, чтобы дело не дошло до катастрофы.

 

3. Глобальные проблемы современности:

сущность, содержание, общечеловеческий смысл

 

В течение многих веков понятие "человечество" было не более, чем абстракцией гуманистически ориентированных философов. Реально же Homo sapiens существовал в виде совокупности обособленных замкнутых социальных групп (этносов). Отдельные не­большие отряды охотников-собирателей, а затем небольшие земле­дельческие общины, разбросанные по свету, приспосабливались каждая по-своему к доставшейся им судьбой природной среде. Позднее появляются, конечно, более крупные территориальные образования - цивилизации (Ассирийская держава, Римская импе­рия, Арабский халифат и др.), но и они всегда были лишь локаль­ными, никогда не охватывая всей Земли в целом, да к тому же и единство империй часто бывало номинальным, поддерживалось исключительно военной силой и не приводило к созданию единого культурного пространства.

Обособленность этнических групп друг от друга реально про­являлась в двух основных аспектах:

- в экономической независимости в смысле почти полного самообеспечения (автар­кии);

- в культурной самодостаточности в смысле неза­висимо от других групп формирующихся нравственных представ­лений и духовных начал народа.

Результатом такой обособленности оказывалось то, что перед каждым народом стояли исключительно свои экономические, культурно-исторические и нравственные про­блемы, которые почти не затрагивали соседей и решались само­стоятельно.

Однако уже с момента зарождения первых цивилизаций нача­лось взаимопроникновение культур. Посредством прежде всего ме­ждународной торговли, а также завоевательных войн и набегов, экономическая и культурная обособленность стала разрушаться. Процесс этот шел очень медленно, бывало поворачивал вспять (раннее Средневековье), и только к середине XX века стали отчет­ливо видны его результаты. В XX веке человечество как-то неза­метно, шаг за шагом стало единым целым.

Что же это реально оз­начает?

1. Экономическую взаимозависимость как результат специализации (разделения труда) и международной торговли.

2. Взаимодействие, взаимопроникновение и смешение культур как результат развития средств массовой информации, туризма и культурного обмена.

Результатом такой глобализации явилось появление целого ря­да проблем, касающихся не какой-то обособленной группы (рода, этноса, нации), но всех людей, населяющих нашу планету, всего человечества в целом. Вот эти-то проблемы, которые затрагивают всех людей, населяющих нашу планету, и не могут быть решены на национальном или региональном уровне и называются глобаль­ ными проблемами современности.

Прежде чем говорить подробнее о каждой их этих проблем, разбе­ремся, чем занимается и какой круг вопросов рассмат­ривает философия глобальных проблем.

Очевидно, что любая из перечисленных нами проблем имеет множество аспектов и может быть рассмотрена с разных сторон: технической, экономической, биологической, социальной, этиче­ской. Соответствующий специалист может предложить более-менее приемлемое решение, связанное с той стороной предмета, которая изучается его наукой, однако с другой точки зрения его решение может оказаться абсолютно не приемлемым. Значит даже при ана­лизе какой-то одной конкретной глобальной проблемы необходим комплексный, синтезирующий подход, позволяющий увидеть пред­мет с различных сторон, как систему, в которой действуют слож­ные прямые и обратные связи и отдельные части которой взаимно обусловливают друг друга.

Именно такой подход всегда был характерен для философии. В одном из своих значений философия и есть интегрирующая нау­ка, призванная синтезировать (собрать воедино) знания, получен­ные в других научных дисциплинах, и получить обобщающее пред­ставление о мире в целом. Поскольку решение глобальных проблем как раз и связано с таким обобщающим системным знанием, стано­вится ясно, что проблемы эти - сущностно философские.

Такой вывод становится особенно очевидным, если мы учтем, что не только решение какой-то отдельно взятой проблемы должно носить сложный комплексный характер, но еще и различные гло­бальные проблемы связаны между собой. Все глобальные проблемы переплетены в сложный клубок, в котором, дергая за одну ниточ­ку, мы неизбежно приводим в движение и все остальные. Вот по­чему обойтись без комплексного философского подхода к этим про­блемам попросту невозможно.

В основании любой культуры лежат определенные аксиологи­ческие и этические установки, которые определяют характер дан­ной культуры и динамику ее развития. Среди таких установок ев­ропейской культуры можно выделить три главных: гуманизм, ин­дивидуализм, рационализм.

Гуманизм есть принцип, в соответствии с которым главной цен­ностью в мире является человек, свободная творческая личность. Его заботы, тревоги, чаяния должны быть главным ориентиром, направляющим нашу деятельность. Создание условий для макси­мального раскрытия каждым человеком своих духовных творческих сил является главной задачей развития цивилизации. Индивидуализм предполагает право человека на самостоятельный свободный творческий поиск и реализацию личности без оглядки на какие-либо коллективы, право иметь собственные индивидуальные цели, отличные от целей других людей. И, наконец, рационализм призывает при решении тех или иных проблем опираться пре­имущественно на факты и логику, а не на интуицию или божест­венное Откровение.

Положенные в основание культуры эти принципы раскрепо­стили творческие силы человека. Из общего принципа гуманиз­ма явилось требование свободы личности как необходимого ус­ловия раскрытия человеком его творческих сил, а рационали­стическая установка подтолкнула на путь реализации такой свободы через конструирование социальных и политических ин­ститутов, поддерживающих законный правопорядок и являю­щихся основой индивидуалистического гражданского строя. С дру­гой стороны, рационализм привел к тому, что значительная часть творческой энергии европейцев стала направляться именно в развитие науки, а общая гуманистическая ориентация сделала возможной активное использование ее достижений для улучше­ния жизни людей. Т.е., абсолютизирование этих категорий постепенно привело к той серьезной ситуации, в которой оказалось современное человечество.

Глобальные проблемы следующие:

1. Ключевой проблемой до 90-х гг. неизменно признавалась гонка вооружений с ее астрономической стоимос­тью, удваивавшейся каждые пять лет и буквально душившей эко­номику множества стран, особенно СССР, а главное — все силь­нее грозившую всеистребляющей ядерной войной. С середины 60-х годов благодаря усилиям многих ученых, среди которых в первую оче­редь необходимо назвать А. Д. Сахарова, было осознанно, что тер­моядерная война - это общепланетное бедствие неописуемого мас­штаба, от которого не сможет выиграть никто.

В настоящее время такой взгляд на ядерную войну стал общепринятым и это является обнадеживаю­щим примером достижимости общечеловеческого согласия в вопро­сах глобальных проблем. Тем не менее, хотя непосредственная опасность применения ядерного оружия сейчас намного меньше, чем во времена «холодной войны», многие страны продолжают содержать и даже наращивать огромные ядерные арсеналы, а дру­гие страны делают попытки создать свое ядерное оружие. Очевид­но, что до тех пор, пока имеются ядерные арсеналы, имеется и опасность того, что они будут пущены в ход, поэтому прекращение производства и испытания, а в дальнейшем и полное и окончатель­ное уничтожение ядерного оружия являются насущными проблема­ми современности.

2. Растущий разрыв между Первым миром высоко­развитых стран (1,5 млрд. чел.) и Третьим миром слаборазвитых стран (остальные почти 4 млрд., которые наверняка превратятся на протяжении XXI века по меньшей мере в 10 млрд.). Стоявший между ними Второй мир (СССР и сравнительно развитые страны Восточной Европы) рухнул и стал быстро расслаиваться на Пер­вый и Третий. Дело даже не в том, что в Третьем мире девять десятых населения живет в бедноте, из них каждый третий — в нищете, впроголодь. Главное в том, что там каждый третий из трудоспособных (не считая матерей многодетных семей) либо перебивается сезонными, случайными заработками, либо не имеет ни работы, ни перспектив вообще получить ее в обозримом будущем, существуя за счет родственников или разных форм бла­готворительности. Число таких горемык приближается к миллиарду. Предыдущие поколения несчастных смиренно принимали свою судьбу, но растут новые, окончившие школу, читающие газеты и журналы, смотрящие телевизор и знающие, что рядом протекает жизнь, резко отличная от их собственной отнюдь не в худшую сто­рону. Миллионы из них правдами и неправдами пытаются про­рваться в Первый мир, на такое количество миллиардов вовсе не рассчитанный. Удается это лишь тысячам. Для остальных един­ственная реальная перспектива выбиться из безысходности — вступление в тоталитарные, изуверские или открыто мафиозные структуры.

3. В последние годы на передний план вышла также проблема глобального торгового баланса, как бы двуглавого дракона, гро­зящего человечеству неисчислимыми бедствиями. С одной сто­роны, мировой рынок сложился таким образом, что слаборазви­тые страны все глубже увязают в трясине невыплаченных долгов, исчисляемых ныне триллионами долларов. Достаточно пере­крыть финансовые каналы банкротов, и сотни миллионов людей в Азии, Африке, Латинской Америке тут же начнут умирать от го­лода. А как установить желанный «новый экономический поря­док» — тоже неизвестно.

4. На этом фоне вроде бы отодвигается на второй план пробле­ма глобального экологического баланса. Но это только так ка­жется. На деле она несет с собой угрозу, не меньшую, чем предыду­щие, вместе взятые. Продолжается загрязнение атмосферы, причем такими масштабами и темпами, которые прямо задевают здоровье и жизнь сотен миллионов, в перспективе — миллиардов людей. Стремительно сокращается число водоемов, откуда можно брать питьевую воду без предварительной очистки. Катастрофи­чески загрязняется Мировой океан. Ежегодно с карты Земли стираются целые регионы: миллионы гектаров превращаются в пустоши, свалки, пустыни. Все больше районов оказываются в зоне радиационного загрязнения с гибельными последствиями для жизни миллионов людей. Все больше людей страдают от чрезмерного шума, разру­шающего нервную систему, «чудит» погода, трав­мируемая тепловым загрязнением от сбросов промышленных предприятий и теплоэлектростанций. Наконец, все больше лю­дей заглатывают продукты, отравленные нитратами из химических удобрений или ядами для сельхозвредителей. Тоже с соответствующими последствиями для здоровья.

5. Глобальный демографический баланс. В начале эпохи неолита (6—7 тыс. лет до н. э.) на планете одновременно проживало, как принято счи­тать, не более 10 млн. человек. К началу нашей эры число жителей Земли составило более четверти мил­лиарда. К XV веку численность населения мира удвоилась, а к началу XIX века число жителей Земли приблизилось к одному миллиарду человек. Новое удвоение численности населения на Земле заняло уже не два столетия, а "всего" 120—130 лет: двух­миллиардный рубеж был перейден в 20-е годы наше­го столетия. В последующие 50 лет население мира в очередной раз удвоилось и к настоящему времени его численность превышает 5 миллиардов человек.

Ускоренный рост населения в прошлом был ха­рактерен для Европы, демографический взрыв в ко­торой (XIX в.) привел к увеличению ее населения на 85% — со 160 до 295 млн. человек.

Сейчас мировой демографический взрыв связан с развивающимися странами, в которых превышение рождаемости над смертностью достигает впечатляю­щих размеров, а мощность демографического взрыва намного превосходит все известное в истории до сих пор.

Население планеты в конце XX в. увеличивалось за четыре — пять дней на один миллион человек. Демографы считают, что современные темпы роста населения планеты сохранятся, и ожидают дальней­шее увеличение населения до 8,5 млрд. человек к 2007 году. Подавляющее большинство населения прожи­вают в странах Юга, где средний доход на одного жителя составляет всего 6% дохода жителя северных стран, в связи с чем обостряется и без того по­стоянный для этих регионов недостаток продуктов питания. Ожидается, что рождаемость достигнет уровня простого воспроизводства (т. е. замены поко­лений без роста численности людей) в Латинской Америке не ранее 2035 года, в Южной Азии — не ра­нее 2060 года, в Африке — не ранее 2070 года. Про­ведение целенаправленной демографической полити­ки во всем мире — необходимое условие перехода внутрисемейному регулированию рождаемости. А это — улучшение материальных условий жизни на­селения, особенно в экономически слабо развитых странах; повышение уровня культуры народа.

В развитых регионах мира темпы роста населения сравнительно невелики, а в некоторых (например, в России) его численность даже уменьшается. В то же время, около 65% ежегодного прироста населения приходится на долю наиболее бедных из развиваю­щихся стран.

В Первом мире нарастает депопуляция — растет число одиночек, без­детных или — самое большее — однодетных семей, где ребенок все чаще вырастает инфантилом с искусственно заторможенным процессом нормального взросления: в 10 лет ему словно бы 5, в 30—16 и т.д. Каким же он станет родителем и что будет с обществом, состоящим сплошь из таких инфантилов? В Тре­тьем мире по инерции преобладают многодетные семьи, ежегод­но дающие десятки миллионов новых голодных ртов, требующих затем столько же новых рабочих мест, которых неоткуда взять.

6. Очень актуальной остается проблема глобального энергети­ческого баланса, которую надо бы обозначить под номером один, настолько она основополагающа. Ведь для того, чтобы Третий мир хоть немного подтянулся к Первому, надо каждые несколько лет удваивать производство и потребление энергии. За счет чего? Если за счет угля, нефти и газа, то даже если их и хватит на десять миллиардов землян, загрязнение атмосферы окажется настолько ужасным, что планета только по этой причине может вновь стать необитаемой. Сегодня США потребляют около половины энерге­тических ресурсов мира, и на их долю приходится около полови­ны загрязнения окружающей среды. А если все вознамерятся идти по пути США? А если положиться на «мирный атом», то куда тогда де­вать растущую гору радиоактивных отходов? И как быть с между­народным терроризмом, который легко может наделать из атом­ных электростанций сотни новых чернобылей с сотнями милли­онов новых жертв? Пока что безысходность и тут.

7. Вызывает тревогу глобальный продовольственный баланс. Мы уже говорили о миллиарде живущих впроголодь и несколь­ких сотнях миллионов жестоко голодающих. Но ведь даже такое хрупкое равновесие держится на ниточках торговых потоков и климатических капризов. Достаточно одной из ниточек порвать­ся — скажем, в силу слабости того или иного правительства, — и голодная смерть миллионов и миллионов неизбежна.

8. На этом фоне кажутся сравнительно второстепенными про­блемы, связанные с транспортным балансом. Но и это только кажется. Один лишь факт: почти четверть миллиона убитых и около миллиона раненых (правда, большинство — легко) в автокатас­трофах на дорогах мира ежегодно. Как только вся Азия, Африка и Латинская Америка сядут поголовно на автомашины, как в США, число убитых и раненых возрастет на порядок — как ми­нимум, вдесятеро. Готово ли человечество XXI века ежегодно нести потери на дорогах, как в Первой мировой войне? Не говоря уже о выхлопных газах.

9. Еще одна глобальная проблема — здравоохранение. Дело в том, что раньше царил естественный отбор: из десятка-полутора детей выживало в среднем трое-четверо наиболее здоровых, которые и передавали свои гены потомству. А ныне в однодетных семьях половина детей — с расшатанной нервной системой (нев­ротики, кандидаты в будущие психопаты), две трети — аллерги­ки, не способные нормально существовать без постоянной меди­цинской помощи, четыре пятых имеют серьезные проблемы со зрением и позвоночником, с ухом-горлом-носом. И все это по нарастающей передается потомству. Требуется поголовная физи­ческая культура, активный образ жизни и культура обращения с новыми мощными лекарственными средствами, чтобы избе­жать вырождения человечества. И это не говоря уже о СПИДе и прочих холерах XX века.

10. Организованная преступность. Во многих странах, в том числе и в России, мафия сделалась силой, сопоставимой с государством. Да и вообще все труднее опреде­лить, где кончается чиновник и начинается уголовник: происхо­дит «сращивание» мафии и коррумпированного госаппарата. Но ведь мафия — не конструктивная, а паразитическая сила. Нечто вроде червя, пожирающего организм изнутри. И полное господ­ство мафии равнозначно гибели государства, общества, челове­чества, превращению планеты в сплошную «зону» без охранни­ков. Пока что против этой силы общество постыдно бессильно.

11. Преступность подкрепляется растущей волной алкоголизма и наркомании, в том числе лавиной сильнодействующих синте­тических наркотиков, произведенных в домашних лабораториях и очень трудно поддающихся контролю. А массовая наркома­ния — верная гибель любого общества. В России — и не только в ней — к этой угрозе добавляется повальное пьянство, отпускаю­щее обществу срок жизни, как наркоману/алкоголику, не более 30—50 лет, после чего его постигает участь множества племен, стертых алкоголем с лица Земли.

12. Не без негативных последствий для человека про­исходит урбанизация мирового сообщества. В 1940 году на Земле только один человек из восьми про живал в городе и один из ста — в городах с мил­лионным населением. В 1960 году уже один из пяти был городским жителем и один из шестнадцати жил в городах-миллионерах. В 1980 году каждый третий был горожанином и каждый десятый — жителем го­рода с населением более миллиона жителей. В ре­зультате само социальное окружение человека сде­лалось для него небезопасным. Так, например, по данным Всемирной организации здравоохранения функциональные нарушения у 4,5% людей, обраща­ющихся к врачам связаны со стрессами, так как на них, и прежде всего на горожан, воздействует мно­жество социопатогенных факторов.

Перечень глобальных проблем современности можно про­должать и продолжать.

Пожалуй, самое прискорбное, что этого не знает ни одно правительство в мире. Мало того, не знает ни одна международ­ная организация, начиная с ООН, бессилие которой удручает. И это — еще одна ключевая глобальная проблема.

Постепенное осмысление всей этой проблематики в 70-е годы привело к рождению и развитию особого направления исследований будущего — глобалистики, занятой систематизацией, анализом, диагнозом и прогнозом глобальных проблем современности.

Разрушительное воздействие на окружающую среду требует решительного изменения методов и форм отношений между человеком и природой. Со­временному человечеству необходимы не всемерная интенсификация использования природных ресурсов, а их сохранение и приумножение в интересах буду­щих поколений, поддержания равновесия между ин­дустриальным развитием и биологической устойчи­востью природной среды, которое обеспечит сохра­нение жизни на Земле.

Благоприятные перспективы открывает разработка безотходных (на первом этапе — малоотходных) тех­нологий, обеспечивающих утилизацию вредных для биосферы побочных продуктов.

Внедрение экологически чистых форм производ­ства возможно в сельском и лесном хозяйстве. Раз­работаны агротехнические мероприятия, повышаю­щие эрозийную устойчивость земель. Доказали свою эффективность современные способы возобновления лесных ресурсов.

Большую роль в оздоровлении окружающей сре­ды должно сыграть культурное развитие человека и человечества. Через культуру человек познаёт себя, реалистически оценивает свои достижения, неустан­но ищет смысл существования и создает произведе­ния, отражающие его сущность. Новая роль культу­ры заключается в проникновении во все новые, мас­совые слои населения (то есть, ее демократизация), в повышении степени ее уникальности, интернациона­лизации как пути в осознание будущего. Именно она превращает человека в гуманную, разумную, крити­чески мыслящую личность с четкими моральными обязательствами перед природой, социумом и самим собой.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

Можно ли решить проблему экологии в рамках отдельного государства?

Как вы объясните такое большое количество глобальных проблем?

Есть ли выход, по вашему, из глобального кризиса?

Дайте определения основным понятиям.

 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

1. Как соотносятся философские понятия “бытие” и “материя”:

а) они близки друг другу;

б) понятие материи шире;

в) понятие бытия шире;

г) это синонимы.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)