|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Занятие 9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯСОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Позитивизм. 2. Постпозитивизм. 3. Прагматизм. 4. Критический рационализм. 5. Структурализм. 6. Неокантианство. 7. Феноменология. 8. Экзистенциализм. 9. Персонализм. 10. Фрейдизм и неофрейдизм. Основные понятия Современная западная философия, сциентизм, антисциентизм, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, кумулятивизм, парадигма, критический рационализм, принцип фальсификации, структурализм, структурный метод, прагматизм, прагматическая максима, неокантианство, феноменология, метод "феноменологической редукции", герменевтика, интенциональность, экзистенциализм, персонализм, психоанализ, архетип, коллективное бессознательное, сверхкомпенсация, гуманистический психоанализ. Основная литература Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010. Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010. Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература
Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012. Зотов А. Ф. Современная западная философия: Учебник. - М.: Высшая школа, 2001. Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007. Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010. Основы современной философии: Учебник для вуз. - 3-е изд., доп. - СПб.: Лань, 2001. Фрейд З. Бесстрашие истины [Текст] / пер. с нем.; вступ. ст., сост.: С. Капелуш, А. Литвинов. - М.: Вагриус, 2006.
Под современной западной философией понимается западноевропейская философия и философия США конца XIX - XX веков. Западная философия данного периода - это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Условно их можно разделить на два направления: философия сциентизма (от латинского scientia - наука) - в своей основе имеет представление о науке, научном познании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире; и философия антисциентизма, которая подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека, силу, разрушающую культуру. 1. Позитивизм Позитивизм - это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX века. Его основателем был французский философ О. Конт (1798-1857 гг.). Уделом науки, по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопрос: "Почему?", она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать на вопрос: "Как?". Лишь в этом случае наука может стать позитивной. Ее задача состоит в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук. Вторая историческая форма позитивизма - эмпириокритицизм - возникла на рубеже XIX-XX веков. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э. Мах (1838-1916 гг.) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896 гг.). В отличие от "первого позитивизма", который в лице Конта рассматривал философию как науку синтезирующую, "второй позитивизм" сводил ее к теории познания и стремился построить теоретическую модель процесса познания. Эмпириокритицизм означал "критику опыта" и предполагал "очищение" опыта от всех положений, которые имеют метафизическую природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются "элементами мира". Третьей исторической формой позитивизма является неопозитивизм (логический позитивизм) - направление в философии XX века, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки: роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания. Неопозитивизм зародился почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы XIX века. Его основными представителями являются: М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн. Представители "третьего позитивизма" утверждают, что философия не является ни наукой о какой-то реальности, ни теорией познания. Она - особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. 2. Постпозитивизм С конца 50 - начала 60-х годов XX века неопозитивизм как философское направление в исследовании науки стал терять свое влияние. Ему на смену пришел "четвертый позитивизм", или постпозитивизм, который пересмотрел проблематику философии, ее роль в науке и обществе, методы научного исследования. К числу его виднейших представителей относятся К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, Дж. Агацци. Главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания. Его прежде всего интересуют социокультурная детерминация научного знания, возникновение новых теорий, их принятие сообществом ученых, критерии сравнения и выбора конкурирующих научных концепций. Особенностью большинства концепций постпозитивизма является их отказ от кумулятивизма (от лат. сumulatio – увеличение, скопление) в понимании развития научного знания. Согласно кумулятивизму развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме истинных знаний. Представители постпозитивизма утверждали, что в истории науки неизбежны революционные преобразования. В результате революций в науке происходит пересмотр ранее признанного и обоснованного знания, причем не только теорий, но и методов, и фактов (смена научных парадигм). Парадигма – совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Постпозитивизм отказывается проводить жесткие границы между научным знанием и философией. Он признает осмысленность философских положений и принципиальную неустранимость их из науки. Некоторые представители постпозитивизма вообще отказываются видеть какое-либо различие между наукой, философией и мифом. Показательным для позитивизма является также признание им обусловленности науки внешними факторами, социальными и культурными. Все это говорит о коренных отличиях постпозитивизма от предшествующего ему логического позитивизма, хотя по ряду основных положений их единая связь сохраняется. 3. Критический рационализм Критический рационализм - это направление в современной философии, занимающееся выработкой некой "чистой " модели рациональности, верной для всех и во все времена. Он является одним из ведущих течений в постпозитивизме и наиболее ярко представляет эту стадию в разработке проблем методологии научного познания. Его основателем считается английский философ К. Поппер (1902-1988 гг.). С точки зрения критического рационализма, предметом изучения являются не высказывания, а наука как целостная, динамичная, развивающаяся система. Научное знание является целостным по своей природе, его нельзя разбить на отдельные высказывания или на независимые друг от друга уровни. В научном знании философские концепции тесно "переплетаются" и взаимосвязаны с собственно научными концепциями. К. Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. Науке нужен принцип фальсификации, т.е. опровержения неистинности. Фальсификация - это принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к науке. К. Поппер утверждал, что истинным можно считать такое высказывание, которое не опровергнуто опытом. Если найдены условия, при которых хотя бы некоторые базисные "атомарные" высказывания какой-то теории или гипотезы ложны, то данная теория или гипотеза опровержима. Если же опытное опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться истинной или по крайней мере оправданной. Для К. Поппера принцип фальсификации - это не способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Наука - это постоянный динамичный процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения. Существенный вклад в разработку идей критического рационализма внесли также Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. 4. Структурализм Структурализм - это методологическое направление в ряде гуманитарных наук (языкознании, этнографии, психологии, истории), выдвигающее на передний план анализ структуры исследуемого объекта. Он возник во Франции в первой половине XX века. Основными представителями структурализма являются антрополог К. Леви-Стросс, психоаналитик Ж. Лакан, философ М.П. Фуко и Л. Альтюсер. Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных (неизменных) при некоторых преобразованиях. В таком понимании понятие структуры характеризует не просто устойчивый "скелет" какого-либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и так далее путем перестановки его элементов и некоторых других симметричных преобразований. Выявление структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается путем выведения различий между этими объектами в качестве превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного инварианта. Структурный метод первоначально был разработан в лингвистике, а затем взят на вооружение в "науках о человеке": антропологии, этнологии, психологии, социологии и других применительно к мышлению как в норме, так и в патологии. В частности, К. Леви-Стросс, создатель концепции структурной антропологии, наибольшее внимание уделил исследованиям мифологического мышления, стремясь показать наличие общей структуры в мифах различных племен и народностей. Он пришел к выводу, что одни и те же мифы воспроизводятся с буквальной точностью в разных регионах мира. По его мнению, и мифологическое, и научное мышление подчинены одной и той же логике. Структурализм, наряду с критическим рационализмом, представляет собой одну из форм проявления позитивизма. 5. Прагматизм Основными представителями прагматизма являются американские философы Ч. Пирс (1839-1914), Ч. Джемс (1862-1910), Дж. Дьюи (1859-1952). Основные идеи прагматизма впервые высказал Ч. Пирс, отрицавший врожденные идеи и интуитивное познание. По его утверждению, исходным пунктом познания выступает видимость. Пирс сформулировал свою «прагматическую максиму»: полное понятие об объекте может быть достигнуто лишь путем рассмотрения всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом. Наше знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. Это относится не только к обыденному знанию и знанию естественно-научному, но и к математическим, и логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами. Истина, в понимании Пирса, - это ясное, отчетливое, непротиворечивое на данной стадии развития знание. Истинность знания является надежным условием результативной практики. Практический интерес является причиной нашей заинтересованности в поиске истины. Полезность определяет значение истины, ее надежность. По мнению У. Джемса, истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков. Успех является не только единственным критерием истинности идей, но и самим содержанием понятия истины. Истина, по У. Джемсу, открывает смысл нравственной добродетели, а не полноту смысловой информации об объекте познания. Согласно Джемсу, философия должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий. Опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное. Все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения жизненных задач. Цель мышления состоит в выборе средств, необходимых для достижения успеха. Фундаментальным понятием философии для Дж. Дьюи был опыт, под которым имелись в виду все формы проявления человеческой жизни. Задача философии, согласно Дьюи, заключается в такой организации жизненного опыта, прежде всего, уклада социального бытия, который способствовал бы улучшению жизни людей, их бытия в мире. Средством для этого должен стать метод науки и разума, который служил бы орудием, инструментом, соответствующим нашим прагматическим устремлениям. Такой метод состоит в установлении испытываемого затруднения или проблемы, которые возникают во всевозможных жизненных ситуациях и ставят человека перед задачей поиска средств для их целесообразного решения. При этом идеи призваны выступить в роли жизненно необходимых интеллектуальных инструментов. Согласно Дьюи, истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей. При этом средства, которые избираются для решения соответствующих проблем, должны быть не субъективными и производными, а отвечать характеру проблемы и поставленной цели. Принципы прагматизма оказали существенное влияние на общий стиль американского мышления и практики, в том числе и политики. 6. Неокантианство Неокантианство - это направление в философии, представители которого пытались решить основные философские проблемы, исходя из толкования философии И. Канта, - родоначальника немецкой классической философии. Оно зародилось в 60-х годах XIX столетия в Германии. Наибольшая популярность неокантианства пришлась на конец XIX - начало XX века. В нем отчетливо выделяются две философские школы: Марбургская и Баденская. Этим школам присущ ряд общих установок, таких как положительная оценка наследия Канта как учения, опираясь на принципы философствования которого в современных условиях можно решить насущные проблемы науки и общественной практики, ориентация на исследование методов научного познания понимания философии как критической теории науки; приверженность к трансцедентальному методу толкования действительности, в соответствии с которым познание понимается не как отражение действительности и не как описание реальности, а как деятельность по созданию предмета познания вообще и науки, в частности. Однако в различных школах неокантианство имеет довольно существенные различия истолкования этих общих принципов. Представители Марбургской школы - Г. Коген (1842-1918), П. Наторп (1854-1924), Э. Кассирер (1874-1945) направили основные усилия на разработку трансцедентального метода познания, который сводился к освобождению научного познания от психологизма, т.е. от антропологического обоснования единства научного знания. Источником научного знания, по их мнению, является не структура сознания познающего субъекта, а логическая структура науки. Теория познания у них превратилась в логику чистого познания, т.е. исследование логической структуры познания от ее связей с действительностью и чувственным познанием. Представители Баденской школы - В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936) сосредоточили свое внимание на разработке методологии научного познания и вытекающего из этого переосмысления роли и значения философии. Философия, по их мнению, - это нормативное учение, учение о ценностях - аксиология. Ее предметом является изучение отношения субъекта и ценности. Ценности, по Риккерту, образует совершенно самостоятельное "царство", находящееся по ту сторону субъекта и объекта, - "мир трансцедентального смысла". Неокантианство продолжает оказывать довольно сильное влияние на всю европейскую философию. Сформулированные в Баденской школе принципы методологии научного познания активно используются в современном обществознании и прежде всего в истории и социологии. 7. Феноменология Феноменология - это философское направление, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания - рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания человеческого существования и культуры. Родоначальником этого направления является немецкий философ Э. Гуссерль (1859-1938). Он понимал феноменологию как новую, строго научную философию о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания во всей его частной конкретике. Это осуществляется с помощью многоступенчатого метода "феноменологической редукции", в результате чего исключается из рассмотрения или "заключается в скобки" весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о существовании того, что является предметом исследования. Таким образом, мы как бы возвращаемся к самим вещам в виде сферы сознания, свободной от отношения и реальности, но сохраняющей все богатство своего содержания. Такая редукция, т.е. сведение, являет собой прием обоснования, идеализации. Следовательно, феноменология по своей сути является наукой факта, предельно обобщенной и идеализированной. Сам Гуссерль называл ее дескриптивной, или описательной наукой. Феноменологи стремятся выделить чистое, т.е. допредметное, досимволическое сознание, или " субъективный поток ", и определить его особенности. Это делается потому, что сознание - очень сложное образование с различными функциями. Выделив "чистое" сознание, можно понять сущность сознания вообще. Главной характеристикой сознания вообще является его постоянная направленность на предметы, т.е. интенциональность. Сознание в чистом виде, или "абсолютное Я", которое одновременно является центром потока сознания человека, как бы конструирует мир, внося в него "смыслы". Все виды реальности, с которыми имеет дело человек, объясняются из актов сознания. Объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, просто нет. Сознание объясняется из самого себя, обнаруживает себя как феномен. Методы феноменологии оказали большое влияние на развитие философии XX века, в частности, на развитие герменевтики - искусства и теории истолкования текстов.
8. Экзистенциализм Экзистенциализм - это иррационалистическое направление в современной философии, возникшее в начале XX века и стремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Известно два направления экзистенциализма - религиозное, представленное такими мыслителями, как К. Ясперс (1883-1969) и Г. Марсель (1889-1973) и атеистическое, выразителями которого стали М. Хайдеггер (1889-1976), Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960). Экзистенция (от лат. - " существование ") понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом варианте иное выступает как ничто, это означает, что человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу. Перед человеком открывается бездна последствий и он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу. Он ответственен за свой выбор прежде всего перед собой, совсем нелегко постоянно нести это бремя ответственности, сознавая, что "созидая" себя, ты тем же самым творишь других людей и мир, в целом. В своем подлинном существовании человек "заброшен" в мир, он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе перед лицом смерти, в ситуации ответственности за свои действия. Экзистенция выступает как страх, экзистенциальная тревога, как пограничная экзистенциальная ситуация, в которой основным философским вопросом, по утверждению Камю, является вопрос о самоубийстве. Согласно экзистенциализму, вопрос о самостоятельном существовании природы для человека малоинтересен. Природа дана человеку изначально, исходная реальность целостна, она неделима на субъект и объект. И поскольку наука делит мир на объект и субъект, она не способна выразить существование, которое постигается в особом акте экзистенции. Экзистенция - это не просто переживание, а переживание бытия в мире. Значение общества для личности состоит в том, что в лучшем случае оно может дать предпосылки экономических, политических и иных свобод. Однако чаще общество ограничивает личность. По Хайдеггеру, общество есть сфера безличного, усредненного. Прорыв этой усредненности совершается в экзистенции, к которой неприменимы содержательные нравственные критерии. Главный призыв экзистенциализма: "будь подлинным". Во внешнем мире по отношению к другим это вряд ли вообще возможно, но чем более личностным является отношение к другим, тем оно подлиннее. То же относится и к художественному, религиозному, философскому творчеству, в котором человек разрывает путы внешности и объективности. 9. Персонализм Персонализм - это теистическое направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир - проявлением творческой активности верховной личности, Бога. Персонализм существует в двух вариантах - французском, где его основателями выступили Э. Мунье (1905-1950) и Ж. Лекруа и американском, наиболее видными представителями которого являются Б.П. Боун (1847-1910), Р. Флюэллинг (1871-1966) и Э. Брайтмен (1881-1953). Основным предметом исследования в персонализме является творческая субъективность человека. Объяснить ее можно только через ее причастность к Богу. Человек всегда личность, персона; его суть заключается в его душе, которая фокусирует в себе космическую энергию. Душа человека самосознательна, она самонаправляется. Люди живут разобщенно и впадают в крайность эгоизма. Другой крайностью является коллективизм, где личность нивелируется и растворяется в массе. Персоналистский подход позволяет уйти от названных крайностей, выявить истинную сущность человека и возродить его индивидуальность. Путь к индивидуальности лежит через понимание себя как неповторимого уникального субъекта. История и общество развиваются через личность человека. Основными проблемами персонализма являются вопросы свободы и нравственного воспитания человека. Моральное самосовершенствование, правильное нравственное и религиозное воспитание ведут к обществу гармоничных личностей. Личность становится персоной в процессе коммуникации, активного диалога с другими людьми. Отсюда вытекает важность коммуникации как вовлечения людей в преобразование мира. 10. Фрейдизм и неофрейдизм Фрейдизм и неофрейдизм представляют собой этапы развития психоаналитической философии, возникшей в 20-е годы XX столетия в Австрии, а затем в других странах Европы и в Америке. Эмпирической базой этого философского направления является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса (самоочищения). Основоположником психоанализа является австрийский врач З. Фрейд (1856-1939). Его заслуга - открытие особой области человеческой психики - бессознательного. Фрейд исследовал структуру бессознательного, его влияние на индивидуальную и общественную жизнь. Согласно 3. Фрейду, деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений. Доминирующую роль играют "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" – танатос. Человек, по 3. Фрейду, может или подавлять свои желания, что ведет к различным психическим расстройствам, или владеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задача психоанализа состоит в том, чтобы перевести бессознательный материал человеческой психики в область сознания и подчинить своим целям. Постепенно из медицинской методики психоанализ "вырос" до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления, что значительно упростило и вульгаризировало их понимание. Идеи психоанализа развивал К.Г. Юнг (1875-1961), который в отличие от Фрейда, считал, что инстинкты имеют не биологическую, а символическую природу. Он предположил, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает формы или идеи, имеющие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Эти формальные элементы, неотъемлемо присущие всему человеческому роду, носят название " архетипы ". Они представляют собой формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, в реальной жизни соответствующие стереотипам сознательной деятельности человека. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. К.Г. Юнг проводил четкое разграничение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии в народном эпосе, в религиозных верованиях и проявляется, выходит на поверхность у современных людей через сновидения. Основоположники психоаналитической философии 3. Фрейд и К.Г. Юнг ставили перед собой задачу - прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты - А. Адлер (1870-1937), К. Хорни (1885-1952), Э. Фромм (1900-1980) стремились на основе базовых идей этой философии объяснить социальное устройство жизни людей. В частности, А.Адлер считал, что для объяснения мотивов поведения личности необходимо знать конечную цель ее устремлений, "бессознательный жизненный план", при помощи которого человек старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно Адлеру, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов, несовершенства человеческой природы испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свою творческую потенцию. Эта актуализация носит название компенсации или сверхкомпенсации. Сверхкомпенсация - это особая форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе "вырастают" крупные личности, великие люди, отличающиеся исключительными способностями. Основной побудительный мотив личности, с точки зрения К. Хорни, стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния страха индивида. Чувства тревоги и беспокойства, согласно Хорни, являются базовыми для поведения индивидов и сопровождают человека на протяжении его жизни. Они могут быть вызваны недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Любые формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не исчезает, а нарастает, рождая все новые и новые конфликты. Крупнейшим представителем неофрейдизма считается Э. Фромм, который попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Отвергнув биологизм Фрейда, Фромм пересматривает символику бессознательного, смещая акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социокультурными причинами. Он вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. Фромм изучает основные тенденции развития западной культуры с ее потребительскими ценностями, деперсонализацией, дегуманизацией социального характера, отчуждением. Устранение исторических противоречий, зависящих от социальных условий жизни людей, соотносится им с построением общества, основанного на принципах гуманистической этики. Частичное разрешение экзистенциальных проблем Фромм связывает с раскрепощением внутренних способностей человека к любви, вере и размышлению. В конечном счете, осознание человеком неподлинности своего существования в обществе тотального отчуждения, реализация им своей сущности и обретение «самости» вместо «мнимого Я», возрождение жизнеутверждающего мировоззрения и внутреннее моральное обновление, восстановление гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом - все это возможно на основе использования «гуманистического психоанализа», предлагаемого Фроммом в качестве социально приемлемого средства освобождения людей от иллюзий их бытия. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Какая роль отводится философии в позитивизме, эмпириокритицизме, нерпозитивизме, постпозитивизме? 2. По мнению К.Поппера, что является истинным? 3. Как рассматривается истина в прагматизме? 4. Как называется философское направление, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок? 5. В каком из философских направлений 20 века главными являются вопросы свободы и нравственного воспитания человека? 6. В основу какого философского направления положен психоанализ? Кто является его основателем? Какие задачи ставили его последователи?
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! 1. Укажите главную особенность восточной философии: г) все перечисленное верно.
2. Укажите автора высказывания: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»: а) Аристотель; б) Эпикур;
3. Основоположником какой философской системы был Платон: а) материализм; б) агностицизм; в) субъективный идеализм; г) объективный идеализм.
4. Назовите автора изречения: «Мыслю, следовательно, существую»: б) Ф.Бэкон;
5. Ф.Бэкон в качестве ведущего метода познания называл: а) индуктивный; в) логический; г) исторический.
6. Категорический императив в философии И.Канта относится к: а) теории познания; б) логике; в) этике; г) эстетике.
7. Назовите философский метод познания, выработанный представителем немецкой классической философии Г.Гегелем: а) диалектика; б) метафизика; в) индуктивная логика; г) универсальная математика.
8. Кто из русских философов предложил доктрину всеединства, добра и красоты: а) Л.Н.Толстой; б) Ф.М.Достоевский; в) В.С.Соловьев; г) Н.Ф.Федоров.
9. Что означает понятие «экзистенция», от которого произошло название философского течения ХХ века: а) сущность; б) существование; в) бытие человека; г) все вместе взятое.
10. С точки зрения позитивизма, философия – а) является наукой наук; в) не является наукой, не имеет объекта и методов исследования; г) изучат наиболее общие законы природы, общества и мышления. КЛЮЧ: 1г, 2г, 3г, 4в, 5а, 6в, 7а, 8в, 9б, 10в. РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА
Занятие 10. ОНТОЛОГИЯ. БЫТИЕ. МАТЕРИЯ
1. Понятие бытия. Основные формы бытия. 2. Проблема субстанции и материи в философии. 3. Современная наука о строении и свойствах материи.
Основные понятия Онтология, бытие, основные формы бытия, субстанция, характеристики субстанции, материя, три концепции природной материи, мегамир, макромир, микромир, космология, антропный принцип, модель Большого Взрыва, однородность, изотропность, электрон, кварк.
Основная литература Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010. Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010. Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012. Грин Б. Ткань космоса [Текст]: пространство, время и текстура реальности / пер. с англ. Б. С. Ишханова; под ред. В. О. Малышенко и А. Д. Панова. - М.: Либроком, 2009. Грин Б. Элегантная вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории [Текст] / науч. ред. В. О. Малышенко. - 2-е изд. - М.: УРСС, 2005. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания [Текст]: практикум. - 4-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2007. Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007. Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010. Плотников В. И. Онтология: хрестоматия. - Екатеринбург; М.: Деловая книга: Академический проект, 2004.
1. Понятие бытия. Основные формы бытия Рассмотрением вопросов, касающихся проблем бытия и небытия существования и несуществования, а также выявлением сущности всего того, что обладает этим качеством - качеством быть, существовать занимается особая наука – онтология, что означает "учение о сущем ". Бытие - категория, занимающая центральное место в категориальном аппарате большинства философских систем. "Бытие" понимается по крайней мере в трех значениях: 1 – это все когда-либо существовавшее, ныне существующее (определяемое как "наличное бытие") и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь "бытие" однозначно таким понятиям, как " Мир в целом " или " Универсум "; 2 – под "бытием" понимается исходное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы "бытие" в таком понимании обычно называют " абсолютным бытием " - или просто абсолютом; Единым и прочим. В развитых религиях это бытие определяется как Бог; 3 – «бытие» - не то, что было, не то, что будет, а то, что всегда сейчас, то есть, актуальное бытие в данный момент. Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. В произведениях древнеиндийских философов содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют естественные начала. В философии Древнего Китая большое внимание уделялось бытию человека и общественному бытию, и значительно меньшее первоосновам природы. В Античной Греции первым из философов, выделившим бытие как категорию и сделавшим ее предметом специального философского анализа, был Парменид. Он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия, т.е. Бытия во втором значении. Бытие, сущее - это нечто реальное, оно "Есть"; ему противостоит небытие, несущее, "Не есть". Бытие едино, непрерывно, неподвижно, совершенно, оно не возникло и не подвержено гибели, так как помимо него ничего нет и не может быть. Мыслить можно только бытие, т.е. то, что существует; никаким образом нельзя помыслить то, чего нет, чего не существует. Диалектический подход к пониманию бытия впервые проявился у Гераклита (554 - 483 гг. до н.э.), который рассматривал весь мир в постоянном становлении и изменении. Платон (427 - 347 гг. до н.э.) впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Он выделял " истинное бытие " - "мир объективно существующих идей ", которое противопоставлял " чувственному бытию ". Платон также указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании. В средневековой христианской философии выделяется "истинное бытие" - бытие Бога и "неистинное", сотворенное Богом бытие. Философы-материалисты XVII - XVIII вв. нередко связывали понимание бытия с физической реальностью, отчего происходила "натурализация" бытия. Новое время и эпоха классической немецкой философии привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории, как "субстанция", "свободная, чистая деятельность абсолютного "Я", "объективно развивающаяся идея" и т.д. XX век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком. В современной философии выделяются следующие различные, но и взаимосвязанные основные формы бытия: I. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на: 1) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого; 2) бытие вещей и процессов, произведенных человеком; II. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие: 1) бытие духовного (идеального), которое делится на: а) индивидуализированное духовное; б) объективированное (внеиндивидуальное) духовное; 2) бытие социального, которое делится на: а) индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории); б) бытие общества. 2. Проблема субстанции и материи в философии Предельно общим признаком категории "бытия" является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то ни было влечет за собой новые вопросы, важнейшие из которых касаются первопричин бытия, наличия или отсутствия единой, общей первоосновы всего сущего. В истории философии для обозначения такой первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория "субстанция" (в переводе с латинского - сущность; то, что лежит в основе). Субстанция предстает и как естественное, "физическое" основание бытия, и как его сверхприродное, "метафизическое" начало. Для ученых древности естественные начала нашего мира выступают в форме неких первостихий, названных "земля", "вода", "огонь", "воздух" или мысленных конструкций - апейрон, атом. В Китае упоминаются еще "дерево" и "металл". Причем одна из стихий могла - особенно в науке Древней Греции - приниматься за исходную, фундаментальную. Стихии, в свою очередь, пронизываются, связываются и наполняются особым энергетическим началом: греки называли его " пневмой ", индийцы - " праной ", китайцы - " ци ". Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали материя, бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д. К теоретическим характеристикам субстанции относятся: самодетерминация (определяет самое себя, несотворима и неуничтожима), универсальность (обозначает устойчивую, постоянную и абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову), каузальность (включает в себя всеобщую причинную обусловленность всех явлений), монистичность (предполагает единую первооснову), целостность (указывает на единство сущности и существования). С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы различных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы следует выделить два наиболее распространенных подхода к пониманию природы субстанции - материалистический и идеалистический. Первый подход, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим, он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциональной природой и выводятся из материального как его свойства и проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде характерны для представителей материализма европейского Просвещения XVIII в., К. Маркса и его последователей. Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом выделяются объективно-идеалистический монизм (например, у Платона первоосновой бытия являются вечные идеи, в средневековой философии - Бог, у Гегеля - несотворимая и саморазвивающаяся "абсолютная идея") и субъективно-идеалистический монизм (философское учение Д. Беркли). Понятие " материя " является одной из наиболее фундаментальных философских категорий. Оно встречается впервые в философии Платона. Термин "материя" имеет немало определений. Аристотель трактовал ее как чистую возможность, вместилище форм. Р. Декарт главным ее атрибутом и неотъемлемым свойством считал протяженность. Г.В. Лейбниц доказывал, что протяженность есть только второстепенный признак материи, вытекающий из главного - силы. Механическое мировоззрение устранило все атрибуты материи, кроме массы. Оно выводило все явления из движения и полагало, что движение не может свершаться без двигающегося, а последнее и есть материя. Наконец, энергетическое мировоззрение объясняет все явления из понятия энергии, совершенно обходясь без понятия вещества. В новейшей физике "материя" - обозначение некоторой особой точки поля. В материалистической философии "материя" является краеугольным понятием. В XVII–XVIII вв. под него подводится научный фундамент. Галилео Галилей придумал лабораторный эксперимент для объективного, безусловно доказательного изучения природных явлений. Исаак Ньютон разработал математический аппарат для точного их описания и, главное, строгого выражения, символической записи законов, которым они подчиняются. Классическая механика, созданная Ньютоном, стала первым образцом подлинно научной теории. С ее помощью не только описывается поведение природных тел в прошлом и настоящем, но и предсказывается, что с ними случится в будущем — при определенных для законов этой теории условиях. Все дальнейшие открытия классической науки применяли этот метод и эту теоретическую схему к новым классам явлений. Так, Дж. Максвелл раскрыл сущность электромагнетизма, включая полевую природу света. Антуан Лавуазье своей теорией горения положил начало науке химии, а Роберт Бойль с помощью корпускулярной теории (т.е. усовершенствованного атомизма) позволил в дальнейшем правильно объяснять остальные химические процессы. Ботаник М. Шлейден и зоолог Т. Шванн в 1838–39 гг. выдвинули клеточную теорию единого строения всех тканей растений и животных. В итоге, классическая наука довольно быстро, на протяжении XIX в. объяснила практически все, что во Вселенной доступно нашим органам чувств, к тому же усиленным оптическими и прочими приборами. На этом этапе развития философии и естествознания материя отождествлялась с веществом. Точнее, с ансамблем важнейших свойств всех макротел: протяженностью, подвижностью, тяжестью (массой покоя), делимостью на равнокачественные части, инертностью, твердостью, непроницаемостью. Известный просветитель барон Поль Анри Гольбах в трактате “Система природы” (1770) дал обобщающее определение материи: “По отношению к нам материя вообще есть всё то, что воздействует каким-либо образом на наши органы чувств”. В начале XX в. ту же самую мысль повторил В.И. Ленин: “Материя - объективная реальность, данная нам в ощущениях”. Сегодня имеется несколько концепций материи. Наиболее распространенная точка зрения формулируется материалистической философией (в физике восходящая к А. Эйнштейну, мечтавшему о “единой теории поля”, утверждавшему в споре с Бором, что “Бог не играет в кости”): материя - объективная реальность. Отсутствие в распоряжении науки единых уравнений для описания микрочастиц и полей не говорит еще, с этой точки зрения, о необходимости “наблюдателя”, “творца” для реального существования вероятностных волновых объектов микромира. Дальнейшее познание должно открыть действительно универсальные для всех уровней организации материи законы. Эти законы позволят объяснить “поведение” отдельных микрочастиц, твердо установить их существование, их независимость от экспериментальной ситуации. Сторонники Н. Бора утверждают, что микро-, да и мегаматерии нет как таковой без познающего ее субъекта с его экспериментальной техникой и теоретическими представлениями. Качества материи прямо зависят от способа ее измерения. Тот же электрон предстает то волной, то частицей — судя по тому, как его наблюдать. А при измерении импульса частицы неизбежно меняются ее координаты в пространстве. Поэтому если микромир и существует сам по себе, то лишь потенциально. Реальным его существование становится только в условиях научного эксперимента. Еще одну точку зрения предлагает физик Дэвид Бом в своем труде "Полнота и импликативный порядок". Книга не просто соединяет воедино мириады идей, она дает радикально новую картину мироздания. Его идеи легли в основу так называемой голографической теории. Эта теория дискуссионная, и признается не всем научным сообществом. Одно из самых революционных предположений Бома заключается в том, что наша осязаемая повседневная реальность на самом деле – всего лишь иллюзия, наподобие голографического изображения. Под ней находится более глубокий порядок бытия – беспредельный и изначальный уровень реальности, – из которого рождаются все объекты и, в том числе, видимость нашего физического мира аналогично тому, как из кусочка голографической пленки рождается голограмма.
3. Современная наука о строении и свойствах материи Материя условно делится на три структурных уровня: мега-, макро- и микромир. Мегамир - часть материального мира, в которой познание доступно астрономическому (наблюдательному и теоретическому) исследованию; макромир - часть материального мира, в которой живет и действует человек и возможно познание путем непосредственного восприятия с помощью органов чувств человека; микромир - часть материального мира, в которой для человека невозможно познание путем непосредственного наблюдения. Деление мира на три структурных уровня проведено в науке для упорядочения количественных характеристик знания. Поскольку количество качественно, то с изменением его масштабов меняются и его свойства. Вместе с тем, между структурными уровнями нет жестких границ, отличия в познавательной деятельности для них чисто методологические и приборные. Следует полагать, что поскольку информационное пространство Вселенной едино, то и знания, получаемые на каждом уровне познания, объединяемы, дополняемы и взаимосвязаны. Мегамир Вселенную в целом изучает наука, относящаяся к естествознанию и называемая космологией (от греч. cosmos - Вселенная). Космология - физическое учение о Вселенной как целом, основанное на результатах исследования наиболее общих свойств той части Вселенной, которая доступна для астрономических наблюдений. Целью космологии является поиск законов устройства и функционирования нашего «большого мира» - Вселенной. Предполагается, что поскольку Вселенная едина, то открытые в космологии законы позволят многое понять на Земле. Изучение Вселенной сегодня производится исходя из трех постулатов: • законы, открытые в физике, действуют во всей Вселенной; • данные астрономических наблюдений с Земли справедливы для всей Вселенной; • соблюдается антропный принцип, согласно которому устанавливается зависимость существования человека как сложной живой системы и космического существа от физических параметров Вселенной, в частности, и от фундаментальных физических постоянных, открытых на Земле. На сегодняшний день существует несколько моделей образования Вселенной. 1. Модель Большого Взрыва. В начале ХХ века российский ученый А.А.Фридман (1888—1925) предложил модель расширяющейся Вселенной. В 1929 г. американский астроном Э. Хаббл (1889—1953) открыл наличие так называемого красного смещения в спектрах галактик и сформулировал закон, позволяющий установить скорость движения галактик относительно Земли и расстояние до этих галактик. В 1960 г. был получен и проанализирован спектр радиогалактики, которая, как оказалось, удаляется от нас со скоростью 138 тысяч километров в секунду и находится на расстоянии 5 миллиардов световых лет. Изучение галактик привело к выводу о том, что мы живем в мире разбегающихся галактик. Данная модель выделяет свойства Вселенной: однородность (свойства одинаковы во всех точках), изотропность (свойства одинаковы во всех направлениях), горячая, расширяющаяся, скорость света в модели принята неизменной. Согласно этой модели, в расширяющейся Вселенной на ранней стадии ее развития и вещество, и излучение имели очень высокую температуру и плотность. Расширение в результате Большого Взрыва привело к постепенному охлаждению, образованию атомов, а затем, в результате гравитационной конденсации (уплотнения, сгущения) образовались протогалактики (первичные галактики, т.е. образовалась непрерывно-дискретная форма существования материи), галактики (галактика - звездная система), звезды (светящиеся газо-плазменные шары, подобные Солнцу) и др. космические тела. Сегодня модель, основанная на теории Большого взрыва, выглядит следующим образом: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.047 сек.) |