|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Занятие 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII ВВ.)
1. Основные идеи философии Возрождения. 2. Предпосылки философии Нового времени. 3. Философия Ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода. 4. Рационалистическая концепция Р. Декарта. 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма. 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции.
Основные понятия Реформация, Возрождение, Ренессанс, гелиоцентрическая система, имморализм, гуманизм, утопизм, диалектика, пантеизм, антропоцентризм, метафоричность, механицизм, «мыслящий тростник», гносеоцентрическая субстанция, модус, эмпиризм, рационализм, индукция, «идол», методическое сомнение, атрибут, психофизический параллелизм, дедукция, сенсуализм, врожденные идеи, монада.
Основная литература Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010. Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010. Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. Дополнительная литература Всемирная история [Текст]: в 24 т. Т. 10: Возpождение и pефоpмация Евpопы. - Минск: Литература, 1996. Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учебник для студ. вуз. / Под ред. Л. М. Брагиной. - М.: Высшая школа, 1999. Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007. Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010. Фишер К. История Новой философии. Декарт. Его жизнь. Сочинения и учение. - СПб.: Мифрил, 1994. 1. Основные идеи философии Возрождения XV-XVI вв. знаменовались серьезными подвижками в экономической, социальной и политической областях жизни Европы. Развитие экономических связей способствовало консолидации централизованных государств, где значимость церковной присяги вассала сеньору обретала чисто ритуальный смысл. Влияние церкви падает, как и статус отношений государя и папы. Новые экономические и геополитические обстоятельства требовали значительной социальной мобильности, массовых перемещений в социальном и географическом пространствах. Это приводило к дезинтеграции социальных структур средневековья, основанных на принципе жесткой привязки индивида к сословию и корпорации (каждый обязан служить Богу на предназначенном ему от рождения месте). В мировоззренческом отношении имел место разлад реальности и ее образа. В самом слове "мировоззрение" заложено некое равновесие "мира" и "воззрения" и если второе не соответствует первому, то налицо мировоззренческий кризис. В юридический процесс проникает обычай действовать по правилу "закон - что дышло". Так, в знаменитой инквизиторской книге "Молот ведьм" содержится "модернизированная" интерпретация суда божьего: "Ведьмы с помощью бесов могут быть защищены от ранений при испытании раскаленным железом... Поэтому-то ведьмы, меньше чем кто-либо другой, могут считаться очищенными, если вынесут испытание раскаленным железом. Более того! Тот факт, что обвиняемые требуют подобного испытания, дает право подозревать их в том, что они - ведьмы". Поиск выхода из мировоззренческого кризиса осуществлялся по двум направлениям: в теологии Реформации (кальвинизм, лютеранство и др.) и в духовной культуре Возрождения. Идеология Реформации своеобразно синтезировала практику первоначального христианства, августиновское учение о предопределении и дуалистические мотивы схоластики. Связующим звеном двух миров является человек, именно ему надлежит своим трудом "обожить" проклятую землю, осуществить божественные планы относительно нее. Трудиться следует не ради собственного спасения (вследствие предопределения это бессмысленно), но если земные дела идут успешно, то это считается свидетельством благоволения со стороны Бога, который не станет помогать тому, кто не предназначен к спасению. С тех времен осталось присловие: "Протестанты славно вкушают, католики мирно почивают". Действительно, католики могут пребывать в душевном спокойствии, поскольку уверены, что своевременные религиозные действия (исповедь, причащение, покупка индульгенции и т. п.) обеспечат спасение. Напротив, протестанты всего этого лишены, но они компенсируют душевный дискомфорт методическим трудом, приносящим моральное и материальное вознаграждение. Немецкий социолог Макс Вебер считал протестантскую трудовую этику духовным основанием капитализма. Духовная жизнь Возрождения носит очевидный антидогматический, творческий характер. В искусстве, науке, морали формулируются новые принципы и каноны. Человек как будто заново открывает для себя мир: взамен бледных письмен, повествующих о подлинной, божественной реальности, он вдруг узрел красоту, величие и благость мира сего. Удар по догматической религиозной картине мира нанесла гелиоцентрическая система Николая Коперника (1473-1543). Аристотелевско-птолемеевский геоцентризм, подкрепленный авторитетом церкви, перестал быть абсолютным. Естествознание заявило о претензиях на познавательную независимость от церковных и древних авторитетов. Схожая картина проявляется и в гуманитарном знании. Новый образ общества и места человека в нем содержится в произведениях Никколо Макиавелли (1469—1527), Эразма Роттердамского (1469-1536), Томаса Мора (1478-1535) и других мыслителей. Макиавелли обосновывал имморализм государственной власти. По его мнению, дозволены все средства для достижения политических целей, и государь может не считаться с нормами морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. Идеи гуманизма раскрывал Эразм Роттердамский, отстаивая свободу и ясность духа, миролюбие, воздержанность, образованность, простоту, здравый смысл и обличая фанатизм, невежество, насилие, лицемерие, нарочитый схоластический интеллектуализм. Томас Мор был родоначальником утопизма. Выдвигая альтернативу тогдашним английским реалиям, когда вследствие экономической конъюнктуры и роста цены на шерсть крестьяне были согнаны с земель и мирно пасущиеся овцы вместе с травой "пожирали людей", Мор нарисовал картины жизни вымышленного острова Утопия. Здесь на базе общественной собственности достигнуты высокая организация производства, целесообразное управление, справедливое распределение богатства. Теоретическими отличиями философии эпохи Возрождения были диалектика, пантеизм и антропоцентризм. Пантеизм – философская традиция, прямо не отрицающая существования Бога, но отождествляющая его с природой. Антропоцентризм – мировоззренческая позиция, утверждающая человека важнейшим средоточием и целью бытия мира. В формах выражения философских идей превалировала образная метафоричность как своеобразная реакция на столетия господства схоластического логицизма. Наиболее яркими представителями возрожденческой философской мысли были Николай Кузанский (1401-1464), Джордано Бруно (1543-1600) и Якоб Бёме (1575-1624). Николай Кузанский был иерархом католической церкви, кардиналом, но его воззрения выходят за рамки средневекового теоцентризма. В своем учении об "ученом незнании" он продолжает традиции апофатической, т. е. отрицательной теологии Дионисия Ареопагита. С мерками обыденного, ограниченного знания невозможно постичь мир абсолютных, божественных предметов. Здесь может помочь ученое незнание. Обыденный разум подчинен закону непротиворечивости, но ученое незнание, контрастно отрицая обыденную ограниченность, свидетельствует нам, что в бесконечности противоположности сливаются. Диалектические рассуждения Кузанца оборачиваются пантеистическими выводами. Если Бог - абсолютный максимум (как утверждал еще Ансельм), а абсолютный максимум совпадает в бесконечности со своей противоположностью - абсолютным минимумом, то, следовательно, Бог присутствует в каждой мельчайшей частице мира, он разлит в мировом пространстве. Николай подчеркивал автономность человеческого бытия. Человек - микрокосм, он представляет собой целостность, а не часть целого. В своих космологических представлениях Кузанец утверждал бесконечность мира, отсутствие единого центра (центр везде и нигде). Такие его воззрения подготавливали преодоление аристотелевско-птолемеевского геоцентризма. Горячо поддержал и проработал в мировоззренческом плане коперниканскую систему Джордано Бруно, трагически погибший на костре, но не отрекшийся от своих взглядов. Он утверждал, развивая идеи Кузанца, что Солнце - относительный центр, что существуют бесчисленные солнца и бесчисленные земли. Небесные тела "движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их внутренняя душа". Целью философии Бруно считал не постижение потустороннего, надприродного Бога, но познание самое природы, которая выступает как "Бог в вещах". Эта формула стала классическим выражением пантеизма эпохи Возрождения. Возрожденческие идеи в протестантской среде развивал немецкий сапожник Якоб Бёме, чем навлек на себя преследования со стороны ортодоксального лютеранства. Его труды содержат переложения библейской мифологии, полны поэтических образов. Бог и природа - одно и то же: "на что ни взглянешь - везде Бог". Первоначально Бог был ничто, "бездной" (Ungrund), через "саморазделение" Бога возникает "слово жизни", "основа" (Grund). Чувственный мир представляет собой истекшее слово. Через диалектическое "саморазделение" Бог переходит в мир и в этом мире правят противоположные начала. "Вне двух начал, которые постоянно между собой борются, все предметы были бы ничем, остановились бы, перестали бы двигаться". Антропоцентрические мотивы ощутимы в учении Бёме о человеке, который представлен как "подобие божества", единство телесного и божественного. Утверждая свободу воли как выражение собственной божественности человека, Бёме выступил против августиновско-лютеровской традиции. В XVII столетии вследствие великого научного взлета в европейской культуре сложилась совершенно новая духовная ситуация, решительным образом изменившая проблематику и стиль философствования. Однако предпосылки такого взлета вызревали ранее, в рассмотренные нами времена. О влиянии идей Возрождения и реформации на становление науки Нового времени, об обретении философией новых форм и социального статуса пойдет речь в следующей главе.
2. Предпосылки философии Нового времени Семнадцатое столетие знаменует собой колоссальный мировоззренческий переворот. После тысячелетия владычества в духовной культуре веры и столетий - чувственного эстетического образа утверждается авторитет познающего разума. Возникновение науки Нового времени, науки экспериментальной и математизированной, имело солидные социально-культурные предпосылки. Социально-практическая предпосылка выступала как потребность в научном (главным образом физическом) знании особого рода. Такая потребность стимулировала исследование проблем простых механизмов, свободного падения и траектории брошенного тела, гидро- и аэростатики, атмосферного давления, движения тел в сопротивляющейся среде, небесной механики. Знание такого рода было необходимо для развития горнорудной промышленности и строительства, артиллерийских расчетов, для сооружения каналов и шлюзов, судостроения, для мореплавания и ориентирования судов и т. п. Гносеологическая предпосылка предполагает наличие позитивного познавательного и методологического опыта предшествующих поколений исследователей. В содержании этого опыта можно выделить евклидову геометрию, арабскую алгебру и тригонометрию, логические исследования европейского средневековья, наработки экспериментального познания (Р. Бэкон, Л. да Винчи и др.). В содержание мировоззренческой предпосылки входит оформление такого представления о мире, которое обеспечило бы должную селекцию и распространение познавательных способов освоения действительности. Эксперимент, например, как активная, деятельная познавательная процедура, может получить мировоззренческое одобрение в том случае, если мир, который познается человеком, берется в качестве материала, поля приложения деятельности людей. Однако, то обстоятельство, что из всех отраслей естествознания механика получила ранее других систематическую разработку и широкое практическое применение, обусловило господство механицизма - понимания природы как механического устройства, мира как машины (machina mundi). Для механицизма характерно игнорирование специфики сложного по отношению к простому, сведение сложного к простым элементам, целого - к сумме частей. Возрождается демокритовский образ мира как состоящего из вечных и неделимых атомов, перемещающихся по неизменным траекториям в пустом пространстве. Механистические взгляды проникают и в обществоведение. В этом отношении показательно произведение английского философа Томаса Гоббса (1588-1679) "Левиафан". Библейский образ морского дракона привлечен для выражения сущности государства как колоссального общественного механизма, призванного обеспечить интересы и права граждан. В своем "естественном состоянии", по Гоббсу, человеческие индивиды автономны и самодостаточны, подобно атомам (латинское "индивид" тождественно греческому "атом"), они находятся в состоянии перманентной и самоизнуряющей "войны всех против всех". Подобно тому, как человек в своей практике, перекомбинируя атомы, создает нужный ему предмет, люди-атомы вступают в договорные отношения между собой, делегируя часть своих прав государственным органам, и создают искусственное тело Левиафана. Следует отметить, что стартовая позиция развития научного знания в XVII в. была компромиссной по отношению к религии. Ученые стремились по возможности разграничить познавательные полномочия - свои и теологии (опыт такого размежевания содержался уже в средневековой схоластике). Очевидно, что теологические особенности протестантизма с его явным разграничением земного и божественного миров в большей степени соответствовали такому мировоззренческому запросу. Не случайно многие из ученых того времени были одновременно и деятелями Реформации. В частности, великий естествоиспытатель Исаак Ньютон (1643-1727), трудами которого были заложены основания механической картины мира и который считал "желательным вывести из начал механики и остальные явления природы", являлся также и богословом, всерьез занимался толкованием пророчеств из библейских книг Даниила и Апокалипсиса. Еще более трагической двойственностью отличалась деятельность Блеза Паскаля (1623-1662). Место Паскаля в истории философии определяется тем, что он, пройдя через опыт механического естествознания, с предельной остротой поставил вопрос о границах научности, о демаркации научного знания и веры. "Реальность такова, что основы веры запредельны для природы и разума. Ум человеческий слишком слаб, чтобы достичь своими силами вершин, на которые возносит сила всемогущая и сверхъестественная". Паскаль подчеркивал трагизм и хрупкость человека и одновременно его величие и достоинство, состоящие в его способности мыслить. Человек слаб, как тростник, но это — "мыслящий тростник", который в мысли может объять вселенную. Отвечая на запросы культуры, в которой все отчетливее прослеживаются приоритеты разума, познания, философия становится гносеоцентрической. Она мыслит себя во главе величественного похода за знанием, причем это последнее утратило античную бескорыстность и призвано служить практическим потребностям человека. После едва ли не тысячелетнего пребывания в роли "служанки" и нескольких столетий в качестве "лица свободной профессии" (в эпоху Возрождения познавательный и социальный статус философии был довольно неопределенным) философия становится "царицей", наукой наук. Соотношение предметов философии и частных наук понималось как отношение субстанции (т. е. фундаментальной первоосновы) и модусов (т. е. отдельных проявлений субстанции). Постигая умозрительным путем субстанциальную природу, философия одновременно берет на себя функции методологического руководства научным познанием, теоретического объяснения и систематизации его результатов.
3. Философия Ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
Математизация и экспериментальный характер естествознания Нового времени обусловили две разновидности гносеоцентрической философии. В зависимости от выбора методологических приоритетов сформировались эмпиризм и рационализм Нового времени. Первый отстаивал опытные, экспериментальные пути достижения всеобщего и необходимого знания, второй эти пути усматривал в логическом дискурсе (рассуждении). Родоначальниками этих направлений считаются англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и француз Рене Декарт (1596-1650). Последователей Декарта принято называть " картезианцами " (Картезий - латинизированный вариант фамилии Декарта). Бэкон поставил цель найти путь к глубокому познанию природы, овладению ее стихийными силами. Резко выступив против схоластической философии, Бэкон отстаивал природоведческие, практические познавательные приоритеты. Необходимо отсеивать, проверять истины, выводить их из кропотливого наблюдения за природой и практикой человека. Юрист по образованию, видимо, не понаслышке знакомый с пыточной практикой своего времени Бэкон призывал к применению ее в познавательных актах. Только та природа откроет свои тайны, которую "мучит и терзает" естествоиспытатель. Бэкон настойчиво проводит идею экспериментального насилия, испытания природы. Лучший метод познания по Бэкону - индукция, т. е. восхождение от единичных фактов к обширным познавательным обобщениям. Изучая отдельные предметы и явления, сравнивая их друг с другом, анализируя их различные стороны, ученый получает материал для широких обобщений и выводов. Препятствия, которые стоят на пути истинного познания природы, Бэкон аллегорически именовал идолами (призраками), осаждающими людские умы. Идолы рода коренятся в природе человека, которая отлична от природы вещей, но человек склонен их смешивать, вследствие чего мир представляется ему в искаженном антропоморфном виде. Идолы пещеры суть субъективные пристрастия отдельного человека, препятствующие объективному познанию. Идолы рынка проникают в сознание человека из социального окружения, из навязываемого этим последним ходячего словоупотребления. Таким образом, Бэкон выдвигает нормативное требование терминологической строгости и соответствия понятий реальности. Наконец, под идолами театра Бэкон понимает вымышленные миры ложных и устаревших философских систем, которые завлекают человека, подобно пышным театральным действам. Философия Бэкона имеет явные дуалистические черты. Он признавал материальную субстанцию, состоящую из атомов. Вместе с тем Бэкон считал реальными божественные предметы. Он предостерегал против вмешательства науки в дела веры, придерживаясь, таким образом, принципа двойственной истины.
4. Рационалистическая концепция Р. Декарта Дуалистические идеи в рационалистическом варианте разрабатывал Рене Декарт, который был не только выдающимся философом, но и крупнейшим ученым. Исходным пунктом философии Декарта является методическое сомнение. Если в поисках достоверности "вынести за скобки" все более или менее сомнительное в наших знаниях, то что же останется? Декарт дает ответ: абсолютно достоверным будет сам акт сомнения, мышления. Достоверность мыслящего "я" выражается знаменитым декартовским тезисом "cogito ergo sum" ("мыслю, следовательно, существую"). Для обоснования перехода от реальности мыслящего "я" к реальности мыслимого мира Декарт прибегает к ансельмовскому онтологическому доказательству. Бог существует в силу собственного понятия. Предикат существования неотделим от Бога подобно тому, как гора - логически и физически - неотделима от долины. Бог не может обманываться и обманывать. Бог - абсолютный создатель, он является гарантом реальности сотворенного им мира и тех идей, которые были заложены в план творения. Для Декарта Бог — источник гносеологического оптимизма; рациональное познание, обладающее божественной гарантией, имеет самые благоприятные перспективы. Бог бесконечен и свободен, но мир, им созданный, конечен и лишен свободы воли. В таком мире обретают предельную силу истины математики, физики и философии. Роль Бога сводится к сотворению материи и приданию ей первого толчка. Все дальнейшее происходит по своим законам. Материя является субстанцией всех вещей, основной ее атрибут (неотъемлемое свойство) - протяженность. Материя заполняет собой все пространство, без пустот. Механическое движение передается от тела к телу, не уничтожаясь. Декарт создал умозрительную гипотезу о развитии мира из движущегося первоначального хаоса частиц материи. Помимо материальной субстанции, Декарт постулирует и бытие духовной субстанции с основным атрибутом в виде мышления. Обе субстанции сосуществуют, не будучи связанными друг с другом. Такое учение получило название психофизического параллелизма. Соответствие двух изолированных субстанций установлено Богом, что и позволяет мышлению постигать явления материального мира. Узловыми точками мыслящей субстанции являются врожденные идеи, отличительными чертами которых являются самоочевидные ясность и отчетливость. Из несомненных посылок можно и должно, используя правильный метод, вывести все необходимые истинные следствия. Таким методом Декарт считает дедукцию. В «Рассуждении о методе» Декарт предлагает следующие правила познания: 1) допускать в качестве истинных только такие утверждения, которые ясно и отчетливо представлены уму и не могут вызывать никаких сомнений; 2) расчленять сложные задачи на части, более простые и доступные для решения; 3) последовательно переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать пропуска звеньев в цепи логических рассуждений. Применение этих правил обеспечит истинные знания. Нетрудно заметить, что все рассуждения Декарта касаются в первую очередь деятельности разума. И такого рода система получила название рационализма (от латинского «racio» — «разум»).
5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма Философские инициативы Бэкона и Декарта имели своих продолжателей. В эмпирическом варианте таковыми были Джон Локк (1632-1704), Джорж Беркли (1685-1753) и Дэвид Юм (1711-1776). Учение о чувственной природе познания (сенсуализм) разрабатывал Локк. Чувственный опыт — основа всякого знания, никаких врожденных идей в душе нет. Последняя может быть уподоблена чистой доске (tabula rasa), письмена на которой оставляет только опыт. Проблема объективности знания решается Локком в его концепции первичных и вторичных качеств. Первичные (присущие самим вещам) качества - это математические и пространственно-временные характеристики фигуры, массы, движения и т. п., а вторичные (не свойственные вещам) - это субъективные ощущения цвета, вкуса, запаха и т. п. Таким образом, Локк не признавал объективных свойств предметов, не сводимых к механическим. Теоретически разрушить представление о материальной субстанции стремился епископ Беркли. Он отрицал локковское разделение первичных и вторичных качеств на том основании, что и фигура, и вкус в равной степени суть ощущения. Вещи - это комбинации ощущений, а вовсе не проявления материальной субстанции, которая, по Беркли, есть измышление и фикция. Скептическую позицию в философии занимал Давид Юм. По его мнению, вопрос о бытии материальной или духовной субстанций принципиально лежит за пределами чувственного опыта и поэтому неразрешим. Единственная данность - некий поток "впечатлений", причины которых непостижимы. Задача философии - исследовать яркие и устойчивые моменты в потоке сознания и составить соответствующие практические руководства.
6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции Картезианские идеи в монистическом ключе развивал Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), нидерландский мыслитель, принадлежавший к иудейской религиозной общине, но порвавший с ней под влиянием идей пантеизма и рационализма. Спиноза исходил из единого начала, коим является Бог. Для доказательства необходимого существования Бога (или субстанции) Спиноза использовал усовершенствованный онтологический аргумент Ансельма-Декарта. Однако Бог Спинозы пантеистически отождествляется с природой. Субстанция, объединяющая Бога и природу, является причиной самой себя и обладает атрибутами мышления и протяжения. Помимо атрибутов имеются модусы — конкретные мысли и вещи. Порядок и связь мыслей тождественны порядку и связи вещей. Познание должно осуществляться математическими методами, чему сам Спиноза подает пример, излагая свой главный труд "Этика" геометрическим способом. Спинозу интересует прежде всего проблема человеческой свободы. Человек согласно его воззрениям является модусом особого рода. Для него характерны как телесная протяженность, так и мышление. Поведение человека находится под влиянием аффектов (страстей) - радости, печали, влечения и т. п. Покуда человек им подчиняется, он несвободен. Свобода согласно Спинозе есть познанная необходимость. Рациональное постижение единой бесконечной субстанции, а также необходимой связи с ней человека как модуса дарует мыслителю свободу и блаженство. Это состояние мудреца, обретшего безмятежность и овладевшего своими страстями. В политическом отношении Спиноза усматривал главную цель государственного устройства в гарантировании свободы, чтобы в обществе разумные существа не превращались в автоматы, а свободно пользовались своим разумом. Своеобразное преломление рационалистические идеи получили у великого немецкого философа и ученого Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716). В отличие от спинозовского субстанциального монизма Лейбниц разрабатывал плюралистические идеи (от лат. «pluralis» - «множественный»). Согласно его воззрениям все сущее состоит из неисчислимого множества бытийных элементов - монад, своеобразных одушевленных атомов. Каждая монада есть самодовлеющее бытие, она вечна, непроизводна и развивается исключительно из внутренних побуждений. Каждая монада содержит в себе полноту бытия, но эта полнота проявляется с различной степени ясности и отчетливости. Все монады, несмотря на их самостоятельное развитие, представляют собой гармоничное целое. Эта гармония предустановлена Богом - единой первичной монадой. Каждая культура также представляет собой монаду и должна раскрывать свое внутреннее духовное содержание в общем плане мировой гармонии. Ко второй половине XVIII в. философия созрела для того, чтобы единолично принять к рассмотрению любой вопрос - о бытии, познании, человеке и обществе. Философия становится энциклопедической.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Какие изменения происходят в Европе в эпоху Возрождения? 2. Какие новые направления в философии появляются в эпоху Возрождения? Расскажите о них. 3. Дайте определение пантеизму и антропоцентризму. 4. Что такое механицизм? Какую роль он играет в Новое время? 5. Расскажите о философских убеждениях Ф.Бэкона. 6. Какие идеи развивает Р.Декарт? 7. Каких взглядов придерживались Д.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм? 8. Как понимает свободу Б.Спиноза?
Занятие 7. ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА XVIII – XIX ВВ.
1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки. 2. Теория познания (гносеология) и методология. 3. Учение о человеке и обществе.
Основные понятия Диалектика, монады, диалектический материализм, феномен, ноумен, "вещь в себе", агностицизм, антиномии, диалектический метод, иррационализм, "категорический императив", сверхчеловек. Основная литература Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010. Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010. Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. Дополнительная литература Виндельбанд В. От Канта до Ницше. История философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. - М.: Канон-пресс. Кучково поле, 1998. Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше / Пер. с фр. - Новосибирск: Наука, 1992. Кант: pro et contra. Рецепция идей немецкого философа и их влияние на развитие русской философской традиции [Текст]: антология. - СПб.: Русская Христианская гуманитарная академия, 2005. Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007. Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. - М.: Юристъ. 1998. Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010. Рудаков С. И. История марксистской философии Х1Х в.: Пособие для студентов и аспирантов. - Воронеж: ВГУ, 2003.
Интересующий нас период характеризуется событиями, которые предопределили цивилизационный прорыв в социально-экономической, политической и культурной областях европейских стран. Интенсивное развитие естественных наук и техники, а также машинного производства, Французская буржуазная революция 1789-1793 гг., наполеоновские войны, революционные преобразования в европейских странах в 1848 г., Парижская коммуна 1871 г. (72-дневная власть пролетариата) - эти и другие события оказали сильнейшее влияние прежде всего на направленность и темпы общественного развития во всех странах. В то же время они привели к обострению социальных противоречий и усилению влияния в духовной жизни людей тех мыслителей, которые, используя идейно-нравственное брожение народов, неустанно проповедовали именно духовные ценности: свободу, справедливость, истину, добро, красоту. Особенно ярко это проявилось в философии Германии, которая благодаря работам ее выдающихся представителей стала занимать ведущее место во всей мировой культуре. Немецкая философия XVIII-XIX вв. на первый взгляд не является однородной, так как она состоит из различных течений: объективного идеализма (Лейбниц, Вольф, Гегель), субъективного идеализма (Фихте), реализма (Шеллинг, Кант), антропологизма (Фейербах), материализма (Маркс, Энгельс), иррационализма (Шопенгауэр), философии жизни (Ницше). Однако более внимательное ознакомление с ними раскрывает принципиальную общность их основной проблематики, образуя некую единую философскую преемственность. Это прежде всего относится к диалектике - философскому учению о всеобщих связях и взаимодействии, о противоречиях и формах их возникновения и разрешения, о развитии. Именно диалектические идеи легли в основу их онтологических, гносеологических и методологических исследований, а также понимания ими человека, общества, государства, различных форм общественного сознания (политики, права, морали, религии, философии и науки). 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки В начале XVIII в. механистическая картина мира перестала соответствовать новому этапу развития естествознания, требовавшего рассматривать природу не в ее статическом состоянии, а в динамике. В Германии первым мыслителем, усмотревшим эту проблему, был Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). В своем основном философском произведении "Монадология" (1714) он выдвигает и по-своему обосновывает ряд основополагающих диалектических идей-принципов. Так, он считает, что, кроме Бога как изначальной деятельной причины всего существующего, имеется бесконечное количество "отдельных деятелей" - монад. Mонады - это "истинные атомы" вещей, неделимые субстанции, сущности (принцип элементаризма); они не материальные (как у Демокрита), а идеальные начала (принцип одухотворенности всего существующего); они не похожи друг на друга и в то же время едины в своей духовной основе, взаимодействуя друг с другом (принципы индивидуализации, всеобщей связи и взаимодействия, единства противоположностей, противоречивости); каждая монада отражает в себе весь мир (принципы отражения и единства конечного и бесконечного); они обладают внутренней активностью (силой) и действием (принцип внутреннего динамизма, самодвижения); они постепенно, без скачков, изменяются не только количественно, но и качественно, реализуя при этом свои бесконечные возможности, достигая максимальных результатов с минимальной затратой средств — от смутных неосознаваемых восприятий, которыми они обладают, до осознаваемых "цельных" представлений и идей (принцип непрерывного развития). Все эти принципы образовали основу всей философской системы Лейбница. Благодаря ним он в своей натурфилософии рассматривает природу как единую, постоянно изменяющуюся систему, где одни ее формы необходимо сменяются другими по эволюционной лестнице развития. Отсюда он логично делает вывод о единстве и взаимопереходах неживой и живой природы, а также единстве тела и души человека (так как душа в конечном счете связана и с Богом, и со всей Вселенной, со всеми сущностями и существованиями). Христиан Вольф (1679-1754) - видный представитель эпохи Просвещения. Следуя просветительско-практическому подходу к философии и науке, ее понимания как средства образования и воспитания людей, он сделал попытку обобщить и систематизировать едва не все современные и доступные ему знания. В результате он создает свою метафизическую систему. Однако под влиянием диалектических идей Лейбница пытался выйти за ее границы. Делает он это своеобразно, обращаясь не к естественным, а к сверхъестественным, потусторонним предметам и божественным сущностям. Однако бог у него выступает не как библейский творец мира, предмет и источник веры, а как философское понятие и предмет рационального познания и обоснования. Идеи Лейбница глубоко были поняты другим великим немецким философом Иммануилом Кантом (1724-1804). В одной из первых своих работ "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755) он разрабатывает небулярную теорию, которая вошла в науку под именем космогонистической гипотезы Канта-Лапласа. Он, отказываясь от божественного первотолчка, утверждал, что вселенная не создана, а возникла во времени из хаотического облака разнообразных частиц и пребывает в бесконечном изменении под действием законов механики. Закон тяготения он дополнил концепцией притяжения и отталкивания и действием этих совокупных сил объяснил всю небесную механику, выводя ее из неких энергетических центров, в том числе и Солнца. Теория Канта явилась важнейшим достижением в разработке проблем объективной диалектики. Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) считает, что философия должна быть "наукоучением": она призвана "вскрывать основоположения всех возможных наук, которые не могут быть доказаны в них самих". По его мнению, таким основоположением является идея тождества бытия и мышления. Поэтому предметом философии, считает он, является не объективный мир (как у материалистов) и не эмпирическое Я (как у субъективных идеалистов Беркли и Юма), а абсолютное Я, которое интерпретируется им как некая духовная субстанция мира. Объективный же мир ("не-Я") с его материальным многообразием есть лишь отчужденная форма деятельности абсолютного Я. Эта деятельность развертывается через духовную и практическую деятельность эмпирического Я в результате взаимопревращения противоположностей Я и не-Я, достижения их тождества: субъект и объект не расколоты, а неразрывно объединены. При этом он стремится весь мир — мир природы и мир человеческой культуры - вывести из творчески и свободно действующего сознания эмпирического Я. Так, Фихте впервые в философии выдвигает плодотворные для диалектической философии идеи: противоречивого единства бытия и мышления, взаимопревращения противоположностей. Фридрих Шеллинг (1775-1854) в своей натурфилософии попытался преодолеть субъективизм фихтевского понимания противоречий и их источника, считая, что тождество бытия и мышления является абсолютным, ибо природа сама имеет душу (идея Лейбница), и главная задача естественных наук и философии показать объективное и как духовное, "одухотворенное", и в то же время как абсолютно противоречивое. Таков, по его мнению, есть универсальный диалектический принцип для объяснения всех явлений, ибо все в природе открывает себя через противоположность и разрешение противоречий. Однако разрешение противоречий в природе происходит без скачков; дух в своем становлении не возникает, а лишь мало-помалу вышелушивается из материи. Таким образом, развитие у Шеллинга сводится к постепенному наращиванию в зачатке уже предпосылочного — духовного. Отсюда видно, что рационального перехода от абсолютного Я (духа, бога) к миру он не нашел и не мог найти. Поэтому Шеллинг все чаще начинает допускать, что в его абсолюте кроется нечто темное, непостижимым образом прорывающееся в существование. Постичь этот процесс с помощью разума невозможно, а возможно только с помощью "интеллектуальной интуиции", откровения. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831), стремясь сохранить и утвердить монистический характер философии тождества бытия и мышления, вносит свое понимание в этот ее основополагающий принцип. Он рассматривает мир и его развитие не вне абсолюта, а внутри его: абсолютный дух был включен им в работу истории, а развитие мира было представлено как история абсолютного. В натурфилософии Гегеля природа рассматривается в ее духовной сущности, а не в ее материальной конкретности. Поэтому она включает элементы диалектики. Однако, по Гегелю, это будет не истинная диалектика, а отчужденная, грубая диалектика абсолютной идеи (духа). Истинная диалектика, ведущая к совпадению объективного и субъективного, в объяснении природы невозможна. Гегель утверждает, что естествоиспытатель, изучая природу, во-первых, "всегда остается в сфере конечного" и хотя видит противоположности, однако не понимает всеобщей связи. Это хорошо показано на примере механики, где, например, пространство и время рассматриваются изолированно друг от друга. Во-вторых, он ошибочно считает, что естествоиспытатель имеет дело с косным, материально-телесным материалом (идея Платона и Аристотеля), не "выносящим противоречий", а, следовательно, исключающим развитие, качественное превращение одного в иное. В природе, говорит он, есть лишь "рядоположенное" изменение в форме бесконечного простого перемещения в пространстве - по кругу. Поэтому не случайно Гегель отвергает представление о химическом процессе как о взаимодействии атомов, оспаривает факт, что вода состоит из водорода и кислорода, а также оставляет без внимания гипотезу Канта о возникновении во времени солнечной системы путем развития. Новое, по Гегелю, возникает только в духовной сфере. Таким образом, в своей натурфилософии Гегель не смог преодолеть метафизичность механического понимания природы, хотя уже в его время догадки о развитии стали возникать в таких науках, как геология, эмбриология, физиология растений и животных, органическая химия. Это можно показать на примере творчества Гете. Иоган Вольфганг Гете (1749-1832) - не только выдающийся философствующий поэт, но и видный исследователь природы. В своем произведении "Метаморфоз растений" (1780) он более последовательно проводит диалектические идеи в понимании природы. Гете активно выступал против метафизической теории Линнея о неизменности видов. Он еще до Дарвина начал обосновывать эволюционные идеи, доказывая факт связи мира животных и мира человека. При этом природу он рассматривал как целостную систему, где все взаимосвязано и взаимодействует, полярно, самодвижется и качественно изменяется. Эти идеи сыграли большую роль в развитии как естествознания, так и философии, служа более верному пониманию их взаимоотношений. Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) совместно разрабатывали свою философию — диалектический материализм. Они подвергли критике своих предшественников — идеалистически мыслящих философов, видя истоки их идей в признании бога, религии. Именно это, по их мнению, и не позволило им рассматривать природу как бесконечно развивающийся объективный и противоречивый процесс. Энгельс в своих работах "Анти-Дюринг" и "Диалектика природы" определяет диалектику как философскую науку о всеобщих законах развития природы, общества и познания. Утверждается, что таковыми являются законы взаимного перехода качества и количества, единства и борьбы противоположности и отрицания отрицания. Помимо этого, сложный процесс развития раскрывается с помощью ряда диалектически взаимосвязанных категорий: единичного и общего, сущности и явления, причины и следствия, необходимости и случайности, содержания и формы, конечного и бесконечного, покоя и движения, возможности и действительности. Кроме этого, Энгельс, учитывая достижения науки того времени, впервые определяет пять основных форм движения материальных образований: механическую (перемещение тел в пространстве), физическую (движение молекул), химическую (движение атомов), биологическую (движение белковых тел), социальную (общественные отношения, возникающие в результате практической деятельности людей). Он считал, что эти формы могут переходить друг в друга, развиваться от менее сложных к более сложным. Все эти положения легли в основу разработки нового, качественно отличного от механического и религиозного мировоззрения - диалектико-материалистического, сыгравшего в дальнейшем положительную эвристическую роль в решении проблем развития естественных наук.
2. Теория познания (гносеология) и методология В немецкой философии проблемы познания, его развитие и методы постоянно оставались центральными. Именно в этой области ее авторы внесли наиболее существенный вклад, содержащий в себе, однако, не только верные, но и ошибочные решения, но то и другое отвечало достижениям и уровню развития естествознания и философии того времени. Так, Лейбниц в своем произведении "Новые опыты о человеческом разуме" (1705) не соглашается с мнением Аристотеля и Локка о том, что с самого начала познания человеческую душу можно уподобить чистой доске, а человек в процессе своей жизни, познавательной деятельности и опыта "рисует" на ней окружающий его мир своими красками. Он, как Платон и Декарт, признает мысль о врожденных идеях, но эти идеи (т.е. истины) у него развиваются - от зародышевых, обыденных, до осознания, понимания их содержания в естественных науках, математике, логики и философии. Кроме этого, развитие осуществляется по известным формально-логическим законам и с учетом вышеизложенных онтологических принципов всеобщей связи, тождества и различия, противоречивости, развития и др. Важный вклад в развитие диалектической теории познания внес Иммануил Кант. Во втором периоде своего творчества, получившего название "критический", он как и Лейбниц, остро почувствовал недостатки эмпиризма и рационализма и по этой причине решительно переходит от исследования естественнонаучных проблем к тщательному анализу процесса познания. Свои взгляды он излагает в трех основных работах: "Критика чистого разума" (1781), где рассматриваются гносеологические проблемы; "Критика практического разума" (1788), где изложено этическое учение; "Критика способности суждений" (1790), где рассматриваются вопросы эстетики. Каждая из этих "Критик" последовательно должна ответить на свои основные вопросы: "Что я могу знать?", "Что я должен знать?", "На что я могу надеяться?" Кант принимает традиционное разделение сил процесса познания на три этапа: чувства, рассудок и разум, считая, что каждая из этих сил имеет свои способности и возможности. Так, чувственные показания, считал он в противовес сенсуализму, не могут считаться достоверным началом знания, так как они не похожи на вещи; они не сами вещи, а некое приближенное изображение, подобно тому, как дым, вызываемый огнем, не похож на огонь. Но главный недостаток ощущений в том, что они единичны и дают лишь хаотичные знания не о необходимости, а о случайности, не могущие служить сами по себе исходным материалом дальнейшего познания. В поисках решения этой сложной проблемы Кант, подобно Декарту и Лейбницу, ошибочно приписывает чувственной способности врожденные (априорные) формы созерцания - пространство и время, которые, во-первых, вносят первоначальную организованность, системность в наличный хаос ощущений, и, во-вторых, выявляют активность субъекта уже в исходном моменте чувственного познания. Действительно пространственно-временные ориентации являются первыми и элементарными, но субъект ими обладает не априорно (доопытно, врожденно), а приобретает их в результате своей жизненной практики. Пространство и время являются не субъективными формами созерцания, а объективными реалиями, отраженными в субъективном мире человека. Поэтому у Канта и подучается, что в процессе познания неадекватно представляющий вещи хаос ощущений образует феномены (явления), а ноумены (сами вещи) остаются за пределами доступности. Ноумены лишь вызывают ощущения, из которых формируются феномены, а сами по содержанию с ними не совпадают, то есть прямого отражения в сознании не получается. Значит объективно существующая вещь остается непознаваемой - "вещью в себе". Такая точка зрения в гносеологии получила название агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый). Действительно Кант раздваивает мир на объективный (непознаваемый) и субъективный (феноменальный, эмпирический). Именно последний только и может, по Канту, быть предметом дальнейшего — рассудочного познания. Рассудок обладает априорными (доопытными) категориями и способностью к аналитическим и синтетическим суждениям, которые он "накладывает" на чувственный материал, создавая по законам логики идеальную модель познанного на этом уровне мира. Таким образом, по Канту, мир конструируется рассудком. Однако учение о категориях Канта, несмотря на идеализм, составляет важный шаг в истории философии и, прежде всего, в создании диалектической логики. Размышляя над ними, он выделил действительно основные категории, которые разделил на четыре группы, каждая из которых содержит в себе три вида: количество (единство, множество, цельноединость), качество (реальность, отрицание, ограничение), отношение (существенное - несущественное, причина - действие, взаимодействие), модальность (возможность - невозможность, существование - несуществование, необходимость - случайность). В учении о разуме, то есть о третьей ступени познания, Кант исследует способность его к умозаключениям, лишенным каких-либо ограничений (например "подчиняться" требованию формально-логического закона не допускать противоречивых, взаимоисключающих суждений) и постоянно ориентированным на познание абсолютного и безусловного. Здесь наиболее ценной частью является его учение об антиномиях (противоречивых умозаключениях) разума. Антиномии - это такие взаимоисключающие друг друга суждения и умозаключения, истинность которых можно логично доказать и в то же время опровергнуть. Прежде всего, считает Кант, это относится к трем основным идеям, присутствующим во всякой развитой философии: теологической ("Бог есть и бога нет"), космологической ("Мир конечен и бесконечен") и психологической ("Душа смертна и бессмертна"). Кант утверждает, что чем дальше наша мысль углубляется в предмет познания, тем больше она запутывается в этих неразрешимых для разума противоречиях. Отсюда Кант делает неверный вывод: разум должен оставить свои претензии познать сущность мира. Он не допускает мысли о противоречивости объективного мира, который в той или иной степени адекватности отражается в нашей голове. Но прав Кант в том, что противоречия возникают в разуме неизбежно по другой причине - в силу своей творческой способности. По словам Гегеля, антиномии Канта явились поворотным пунктом в философии. Сам Гегель, опираясь на идеи Канта о противоречивости нашего познания, продолжил создание новой логики, отличной от формальной логики Аристотеля, — диалектической. "Душой" такой логики должен быть диалектический метод. Содержание понятия диалектического метода у Гегеля многопланово. Оно раскрывается целой системой "методологических" категорий, которые он примеряет в качестве принципов построения и объяснения всей системы его философии, в том числе логики бытия, логики сущности и логики понятия. Это - "становление", "снятие", "отрицание", "тождество", "различие", "противоположность", "противоречие", "основание" и др. Эта группа категорий призвана показать "живой дух действительного", то есть процесс избавления в ходе познания от чувственности и достижения все более объективного и конкретно-разностороннего содержания в ходе рассудочного и разумного мышления, осуществляемого по схеме: "тезис - антитезис - синтез". Только таким путем происходит самопознание абсолютной идеи (духа), развития истины. Иначе говоря, истина, по Гегелю, проходит в своем развитии три этапа: 1) сперва она предстает как правильность. Это - низшая, еще далеко не зрелая форма истины, применяемая в основном в повседневной, обыденной жизни; 2) более развитая - как предмет, которому должно соответствовать наше представление о нем. Это рассудочная форма истины, достаточная для частных наук; 3) высшее понятие истины - абсолютная идея, в которой понятие совпадает с его предметом. Последняя утверждает сама себя, то есть является критерием всего знания. Таким образом, конечный критерий истины у Гегеля имеет преимущественно субъективную природу, что является неизбежным следствием его изначальной объективно-идеалистичекой позиции. Марксизм преодолевает идеализм, развивая свое - материалистическое понимание диалектики познания, диалектического метода, истины ее критерия, совершая дальнейший шаг в раскрытии сущности, механизма и целей познания. Для него диалектический характер развития проявляется не только в духовной сфере, но и в природе, и в обществе. Поэтому для марксизма диалектический метод - это совокупность необходимых требований к познающему субъекту, вытекающих из принципов, законов и категорий диалектики, основным содержанием которых являются объективные всеобщие связи, противоречия, развития. Кроме этого, исследователь должен учитывать диалектическое единство чувственного и рационального, практики и теории, анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического и логического, также способ восхождения от абстрактного к конкретному. В целом же познание понимается К.Марксом как противоречивый процесс развития истины. Единственным пониманием истины в марксизме является соответствие наших знаний самой действительности, устанавливаемое только практикой. Можно отметить, что вышерассмотренные мыслители относятся к рационалистам, то есть к тем, кто в теории познания большее внимание уделяли (т.е. абсолютизировали) рациональным его формам - рассудку и разуму, считая их единственно возможными в достижении истины, хотя, как мы видели, Кант серьезно сомневался в их возможностях. Однако в ходе познания, поведении людей немалую роль играют и иррациональные формы: инстинкты, интуиция, воля, эмоции, страсти, неосознаваемые мотивы поведения и влечения и т. п. Поэтому не случайно появление иррационалистов, уделяющих основное внимание именно этой стороне познания. Среди них можно назвать Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Фридриха Ницше (1844-1900), которые обратили внимание на специфику волютивных (связанных с волей) и эмотивных (связанных с эмоциями) сторон духа и их роли в жизни людей. Так, например, для Шопенгауэра не разум (который постоянно ошибается, к тому же безразличен к морали), а воля - вот что главное и для всего мира и для человека. Воля - это слепое влечение, темный, непостижимый для разума порыв, в ходе которого она творит мир по идеям - вечным формам вещей (идея Платона). Этот процесс осознается не каждым, только гениями, которые, будучи свободными от ее власти, проникают в тайну воли с помощью интуиции, созерцания мира, озарения, вдохновения, фантазии. Они это делают для создания общей картины мира, а в перспективе - достижения человеком "царства благодати". Вывод: немецкие философы за два века достаточно глубоко проанализировали все основные проблемы, связанные с познанием. Главное достижение их в этой области - это использование ими в раскрытии извечных тайн познания идеи развития, которую они сознательно увязывали со своими онтологическими учениями и достижениями естествознания. Этим они заложили солидный фундамент для решения сложнейших философских проблем ХХ века. 3. Учение о человеке и обществе Проблемы человека и общества интересовали немецких философов не в меньшей степени, чем ранее рассмотренные. Более того, в их системах проблемы природы и познания тесно увязывались с человеком и обществом как завершающими. Наибольший вклад в их понимание вложили Кант, Гегель, Фейербах, Ницше, Маркс. Кант в своей "Критике практического разума" рассматривает человека не только как познающее, но и действующее существо. Если в первой "Критике" Кант рассматривает деятельность теоретического разума, опирающегося на чувства и рассудок, то во второй - деятельность практического разума, основанного на вере. Невозможно, говорит Кант, теоретически знать, что такое бог, но в практической жизни человек должен верить в бога; без такой веры невозможен нравственный человек. В этом он видит преобладание практического разума над теоретическим. В решении проблемы необходимости и свободы Кант исходит из понимания человека, имеющего двойственную природу. Человек как природное существо принадлежит к миру явлений и тот же человек как духовное существо принадлежит к миру умопостигаемых "вещей в себе". В одном отношении человек поступает необходимо, подчиняясь законам природы и общественного права, но тот же человек есть нравственное, т. е. свободное существо. Выход из этого противоречия Кант видит именно в моральной свободе, которая есть способность добровольно, осознанно делать добро другим. И здесь он формулирует свой закон (нравственный закон) - "категорический императив": "Поступай так, чтобы максима (т.е. субъективное правило или принцип поведения) твоей воли могла стать всеобщим нравственным законодательством". Если же ты будешь поступать иначе, не учитывая интересы других, всего человечества, то ты будешь удаляться не только от истинно человеческой нравственности, но и наносить ей серьезный ущерб. Таким образом, суть категорического императива: подлинно нравственным, свободным и справедливым является такое действие, в котором человек и человечество выступают как конечные, абсолютные цели. Далее, если в первых двух "Критиках" Кант исследует проблемы истины (основная ценность познания) и добра (основная ценность морали), то его третье крупное произведение "Критика способности суждения" посвящена в основном проблемам эстетики, т. е. учению о другой основной ценности - красоте. Таким образом, эти три основные духовные ценности диалектично сведены воедино и взаимно дополняют друг друга. Для Канта гармоничный человек — это воплощение истины, добра и красоты. Гегель рассматривает общество в духовном развитии. В его трех учениях о духе: субъективном (духовной жизни индивида как представителя человеческого рода), объективном (праве, нравственности, государстве), абсолютном (искусстве, религии, философии) анализируется широкий круг вопросов: об отношении души и тела, о расах, характере и темпераменте людей, о труде, о диалектике господства и подчинения, о свободе и отчуждении личности, о различных формах общественного сознания. Одним из важных достижений гегелевского учения о духе являются методы историзма и диалектического отрицания (т.е. преемственности в развитии), которые являются частью общего диалектического метода. И хотя Гегель видит историю лишь как проявление абсолютного духа в деятельности человека, народа, человечества (идеалистический подход), тем не менее, эти методы помогли ему выявить основные тенденции в хаосе исторических событий. Так, для него прошлое развитие истории ценно уже тем, что в нем зреет будущее новое, которое, появившись, "снимает" своего предшественника. Смысл же истории заключается в преодолении в ходе деятельности человека его рабского сознания и возвышении его к свободе. Людвиг Фейербах (1804-1872) в отличие от Гегеля большее внимание уделяет не обществу, а человеку. С этих позиций он критикует религию и объективный (абсолютный) идеализм Гегеля, находит их органическое единство. По его мнению, Гегель теоретически (т. е. рационально) доказывает бытие бога, представляя его в виде сущности разума, оторванного от самого разума - человеческого мозга (т.е. природного духа). Получается, что отчужденная сущность человека от человека, т. е. бог (абсолютный дух) приобретает самостоятельное существование. Реальный же человек, стремясь к счастью, бессознательно стремится к богу, т. е. к существу абстрактному, а не реально существующему. И в этом Фейербах видит трагедию верующего человека. Поэтому одной из главных задач своей философии и философии будущего он видит в необходимости вытащить человека "из того болота, в которое он был погружен до сих пор". Этим болотом, по его мнению, является религия и спекулятивная гегелевская философия. В своем основном произведении "Сущность христианства" он приходит к выводу: в будущем человек, доросший до сознательного самосознания, уничтожит традиционную религию, поняв, что в религии является средством (например, добродетель для приобретения вечного блаженства) должно стать целью; то что в религии является второстепенным условием (например, любовь к ближнему для божеского к нему расположения) должно стать главным делом, причиной. Но для этого человек должен соединяться не с мифическим существом, а вполне реальным - другим человеком, ибо для человека нет более реального существа, чем он сам и другой человек; человек человеку - Бог. Поэтому, если говорить об истинной религии, то она должна основываться на реальной связи между "Я" и "Ты", а не "Я" и "Бог". В основе этой связи должны лежать такие нравственные чувства, как любовь, добро, уважение, сострадание, дружба и т. п. Иначе говоря, новая религия должна быть новой этикой, которая имеет вполне реальную основу - естественное стремление людей к счастью. Отсюда Фейербах формулирует свой нравственный категорический императив: по отношению к себе необходимо быть достаточно строгим ("стоиком"), по отношению к другим - мягким ("эпикурейцем"). Критерием же нравственных поступков человека служит одобрение их со стороны других. Будущее общество, по мысли Фейербаха, должно строиться согласно его идеалам, т. е. в нем все должно осуществляться по справедливости, свободно - согласно интересам всех людей, с равным правом всех людей на счастье. Единственный путь достижения этого общества он видит в просвещении, в признании массами новой религии - морали. Такова во многом утопическая, но в основе своей глубоко гуманистическая теория великого мыслителя. Для Маркса сущность человека надо видеть не в боге (как это происходит в религии и гегелевской философии) и не в природных (естественных) качествах человека (как у Фейербаха), а в обществе: какое общество - таков и человек. Но поскольку общество постоянно развивается (по мере совершенствования трудовой деятельности людей, форм собственности, семейных отношений, политических, правовых, идеологических и научно-технических структур, ослабление влияния на них религии), постольку развивается и сущность человека. Однако это развитие противоречиво, диалектично, оно есть процесс постепенной ликвидации отчуждения человека от своей "родовой" сущности, т. е. от многообразных форм деятельности и результатов этой деятельности. Этот процесс, как считает Маркс, трехступенчатый: 1 - (до появления индустриального общества) - "производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах". Здесь устанавливаются отношения "личной зависимости", при которых социальное отчуждение огромно и всесильно. 2 - (при капитализме) - господствует наемный труд и обеспечивается право личной свободы. Здесь социальное отчуждение наиболее наглядно воплощается в деньгах и в вещной зависимости. 3 - (при коммунизме) - человек превращается из подчиненного отчужденным результатом собственной деятельности в господина, властвующего над этими результатами, устанавливается "свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние". На этом этапе царство необходимости сменяется царством свободы. Таково будущее человечества, общества без отчуждения, без денег, без частной собственности, где свободное время для всестороннего развития каждой личности будет служить мерилом человечности. С решительной критикой религии, прежде всего христианства, выступил Фридрих Ницше (1844-1900). В "Антихристианине", одном из главных произведений, он утверждает, что любая религия является религией слабых, смиренных, униженных, безвольных; она отрицает свободу мышления и действия, губит разум, догматична, заглушает появление естественных инстинктов. Для преодоления всего этого, препятствующего свободному развитию человеческого духа, одной пропаганды любви к ближнему (что предлагает Фейербах) или революционного преобразования общества (к чему призывал Маркс) для Н Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.03 сек.) |