АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анархизм

Читайте также:
  1. Анархизм
  2. Анархизм о государстве и праве.
  3. Базовые идеи анархизма, национализма, фашизма, пацифизма, феминизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фуендаментализма.
  4. Народничество. Анархизм.
  5. Особенности научного познания. Отличие научного знания от ненаучного. Критерии научности: верифицируемость, фальсифицируемость. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.
  6. Социализм и анархизм
  7. Социалистические политико-правовые учения: социал-демократия, большевизм, анархизм

Идеологией, сочетающей в себе либеральные и социалистические ценности, является анархизм. Если попытаться дать краткую характеристику анархизму, то это есть радикальная форма социализма на индивидуалистической основе.

Термин «анархия» происходит от греческого слова anarchia – безвластие. Анархизм – социально-политическое учение, отрицающее государство и любую политическую деятельность, и пропагандирующее освобождение личности от всех форм политической, экономической и духовной власти.

Идеология анархизма зародилась в 40-х годах XIX века в Западной Европе. Основоположниками этого учения являются М. Штирнер (1806-1856), П. Прудон (1809-1865) и М.А. Бакунин (1814-1876), Ткачёв П.Н. (1844-1885).

 

Согласно анархизму, единственной реальностью социального мира выступает индивид-эгоист. Всё остальное – его собственность в том смысле, что состоит в полной зависимости от индивида. Понятия морали, права, социальных норм объявляются «призраками» и «стеснительной шелухой» свободного индивидуального духа. Идеальным состоянием общества для анархистов является «союз эгоистов», граждане которого являются равными по правам и возможностям без государства как орудия подавления одних классов другими. В борьбе против насилия со стороны государства анархисты вполне допускали насилие ради установления равенства.

Специфика довольно влиятельного российского анархизма заключалась в идеализации крестьянской общины, которой, между прочим, очень интересовался как возможной основой русского варианта пути к коммунизму и сам Карл Маркс.

Вопреки распространённому мнению, анархисты не были противниками власти как таковой. Они выступали против государственной власти в пользу власти ассоциации свободных людей. Анархисты не были противниками и федерализма, т.е. центральной власти. Они были уверены в том, что возможен федерализм, построенный «снизу», на основе естественного объединения ассоциаций свободных людей. В этом-то и заключается смысл звучного лозунга анархизма: «Анархия – мать порядка!». Они были за порядок, но не навязанный «сверху» государственными чиновниками, а принятый на основе взаимного согласия свободных сограждан.

Для того чтобы построить федерацию свободных ассоциаций, нужно было уничтожить всю существовавшую доселе государственную машину. Эта идея анархизма вошла в строки знаменитой песни советских коммунистов «Интернационал»: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы новый мир построим: кто был ничем, тот станет всем». Однако справедливости ради следует сказать, что анархисты выступали ярыми противниками не только капитализма, но и марксизма, поскольку считали его идеологией государственного социализма, закабаляющего человека в не меньшей степени, чем буржуазное государство.

Эти идеалы анархизма роднят его с либерализмом. А вот экономическая программа анархистов, по сути, была социалистической. Анархисты выступали фактически за коллективную собственность на средства производства. Вот что писал по этому поводу М.А.Бакунин: «Земля принадлежит только тем, кто её обрабатывает своими руками – земледельческим общинам. Капиталы и все орудия работы - работникам – рабочим ассоциациям».

Анархизм силён своим разрушительным началом, обращённым против существующей государственной машины подавления свободы человека. Однако позитивный потенциал анархистской идеологии очень незначителен. В этом состоит главная и роковая слабость анархизма, которая и отвела её место на обочине столбовой идеологической дороги современной цивилизации.

 

Помимо описанных нами идеологических систем существуют и другие, менее интересные и авторитетные, но имеющие своих сторонников в современном многообразном мире. Дадим лишь краткий их перечень.

ü Технократизм

ü Глобализм (и его антипод – антиглобализм)

ü Экологическая идеология движения «зелёных»

ü Этнополитические идеологии (от фашизма до сионизма)

ü Религиозно-политические идеологии

ü Идеология терроризма и экстремизма.

 

Идеологическая ситуация в Беларуси характеризуется тем, что в общественном сознании белорусского народа, как, впрочем, и в любом современном обществе сосуществуют самые разнообразные идеологические течения, однако безраздельно доминирует идеология белорусского государства. С истоками, основополагающими принципами и ценностями идеологии белорусского государства студенты смогут детально познакомиться в соответствующем учебном курсе.

 

 

Лекцыя 16. Сістэма сучасных міжнародных адносін

 

1. Сутнасць і паняцце міжнародных адносін.

2. Узроўні і віды міжнародных адносін.

3. Інстытуалізацыя міжнародных палітычных адносін

4. Асноўныя тэндэнцыі ў развіцці міжнародных адносін сучаснасці.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)