|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия ГераклитаУчение Гераклита (ок. 540 – ок. 480 до н.э.) не только один из образцов раннего древнегреческого материализма, но и замечательный образец древнегреческой диалектики. Зрелая часть жизни Гераклита относится ко времени, когда на Ближнем Востоке господствовали персы. Гераклит был современником неудавшегося восстания покорённых персами греческих городов. Гераклит жил в Эфесе, торговом городе на западном побережье Малой Азии. По происхождению Гераклит был аристократом и враждебно относился к демократии. Однако от общественно-политической жизни он уклонялся. В уединении он написал свою книгу «О природе», которая состоит из трёх частей: 1) о природе самой; 2) о государстве; 3) о Боге. Чрезвычайно оригинальная, сжатая, во многом трудная, книга Гераклита высоко ценилась античными писателями. Благодаря ей мы можем узнать о мировоззрении Гераклита. Невозможность оказать ощутимое влияние на ход дел в общественно-политической жизни родного города, где торжествовала власть демоса, привела Гераклита к пессимизму во взглядах на жизнь. Но ни пессимизм, ни аристократизм не ослабили проницательность, с которой Гераклит наблюдал и постигал изменчивость в общественной жизни и в природе. Движение – наиболее общая характеристика процесса мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все её предметы и явления. Вечное движение – есть вечное изменение. Мысль о всеобщности движения тесно связана с диалектическим пониманием самого процесса движения. Гераклит утверждает, что из факта движения и непрерывной изменчивости всех вещей следует противоречивый характер их существования, так как о каждом движущемся предмете необходимо одновременно утверждать, что поскольку он движется, он и существует и не существует в одно и то же время. Будучи универсальным, т.е. охватывая все явления, движение имеет единую основу. Это единство запечатлено строгой закономерностью. Первоначало, по Гераклиту – это огонь, так как он наиболее подвижное и изменчивое явление природы. Гераклит отрицает факт сотворения мира богами. Гераклит мыслит о строгой правильности мирового строя. Вечно живой огонь пламенеет не беспорядочно, а вспыхивает мерами и мерами же угасает. Возможно, что Гераклит впервые почерпнул понятие о закономерности из наблюдений не столько над природой, сколько над политической жизнью общества. Гераклиту также принадлежит учение об относительности. Ни одна вещь в природе не является безотносительной. Примеры, доказывающие относительность свойств и качеств, Гераклит черпает из жизни людей и животных. «Ослы солому предпочли бы золоту». Отсюда следует, что золото не является абсолютной ценностью. «Люди считают, что они очищаются когда купаются в воде, свиньи в грязи, а птицы в пыли». Гераклита также интересовала проблема познания. Познание природы даётся человеку нелегко. Ответы на вопросы познания не лежат на поверхности вещей. Проблема истинного познания не сводится к количеству знаний. Мудрость не совпадает с эрудицией. Познание зависит от человеческой души. Душа должна быть негрубой. К истинному познанию человека приводит процесс мышления. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |