|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гносеологическая проблемаЭто проблема познаваемости мира. Гносеологическая проблема включает в себя следующие вопросы: -познаваем ли реальный мир в принципе? -если мир познаваем, то каковы средства познания? Каков путь ведущий к знанию? Здравый смысл подсказывает, что мир познаваем, но доказать это весьма трудно. Точка зрения, утверждающая познаваемость мира, может быть охарактеризована как гносеологический оптимизм. Большинство объективных идеалистов утверждает познаваемость мира, потому что первоосновой бытия признаётся дух. С точки зрения субъективных идеалистов, мир сам по себе не существует. Материалисты считают мир познаваемым. Они утверждают, что подлинная реальность – это материя. Жизненное предназначение сознания видится ими в правильном отражении материальной действительности, существующей независимо от сознания. Противоположная позиция – это агностицизм. Он утверждает недостижимость объективного знания о мире самом по себе. Агностицизм заслуживает внимательного рассмотрения, потому что заряд критичности, заключённый в агностицизме, нередко весьма поучителен. Более распространён скептицизм, высказывающий и обосновывающий сомнение в возможности достоверного знания, поскольку любому нашему суждению можно не менее убедительно противопоставить его отрицание. Каким путём достигается надёжное достоверное знание? Принято считать, что основную роль в познании играют чувственный опыт и мышление. Тех философов, которые признают ведущую роль чувственного опыта в познании называют сенсуалистами (от лат. sensus – ощущение, чувство) либо эмпириками (от греч. empeiria – опыт). В свою очередь, философов, которые отдают предпочтение разуму, логическому мышлению как основе надёжного, достоверного знания, называют рационалистами (от лат. rationalis – разумный). Не следует думать, что сенсуалисты совсем пренебрегают разумом, ибо на деле они признают, что наши знания оформляются мышлением в виде понятий, а ощущения – это лишь исходный материал познания, значимый тем, что «в разуме нет ничего, чего прежде не было бы в чувствах» (Дж. Локк). И сенсуалисты, и рационалисты в этом отношении едины с иррационалистами, которые утверждают, что мировое бытие, в сущности, несоизмеримо с разумом и непостижимо для нашего мышления, даже если последнее основывается на чувственном опыте. Материалисты в основном тяготеют к сенсуализму, среди них иррационалисты не встречаются. Усиление позиций эмпиризма в философии Нового времени обычно связано с ростом авторитета наук, непосредственно основанных на чувственном опыте. Не будет большой ошибкой утверждение, что рационалистический подход к познанию для философии более типичен, чем эмпирический, так как чистый опыт, свободный от участия мысли, для человека, находящегося в здравом уме, едва ли возможен. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |