|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Специфика средневековой философииФилософия средних веков – самый продолжительный период в развитии мировой философской мысли. Невозможно строго определить его временные рамки. Наиболее обоснованно ограничение рассматриваемого периода II – XIV вв. Но сразу бросается в глаза то обстоятельство, что эти границы не совпадают с привычной датировкой начала западноевропейского Средневековья – V в. Дело в том, что истоки философии Средневековья – в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I–II вв. н.э. Средневековая европейская философия явилась теоретическим ответом на новую социокультурную ситуацию, которая сложилась в границах Римской империи начала I тысячелетия. Возникшая там христианская религия быстро наращивала своё влияние на духовную жизнь людей и довольно скоро заняла господствующее положение в общественном сознании. Это не было случайностью. Римская империя переживала тогда большие трудности. Многонациональное государство сотрясали освободительные войны. Жестокая и продолжительная борьба была навязана империи варварскими народами. В результате могущественная некогда держава слабеет и распадается на части. Её земли заселяются варварами. Постепенно приходят в упадок города, свёртывается торговля и заметно снижается общий уровень духовной жизни. Старая цивилизация прекращала своё существование. Разграбленная и обессиленная Европа жаждала мира и покоя. Идеалы языческой культуры с её племенными богами и утончённой философией, которая была труднодоступна для необразованного варвара, не могли обеспечить устойчивость общества. Некоторое взаимопонимание народов и относительная устойчивость социальной жизни были достигнуты на основе принципов христианской веры. Христианство провозглашает равенство всех верующих перед Богом, независимо от их этнического или социального положения. Космополитизм христианства способствовал широкому распространению веры и духовному единению людей в условиях социальных потрясений. Религиозные представления становятся основой философского мировоззрения и существенным компонентом массового сознания. Роль философии сводилась к систематизации и защите религиозной идеологии, к интерпретации священных текстов и разработке правил истинного толкования Библии. Философия являлась «служанкой богословия». Облик средневековой философии и её уникальность определяются следующими основными чертами: теоцентризмом, креационизмом, провиденциализмом и откровением. Теоцентризм – (греч. theos – Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где в соответствии с этим принципом на высшую ступеньку в системе знания помещается теология – «наука» о Боге; ниже её – находящаяся на службе у теологии философия; ещё ниже – различные частные и прикладные науки. Идея творения лежала в основе онтологии христианской философии. Креационизм – (лат. creatio – создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Провиденциализм – (лат. providentia – провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение – в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). Средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения, теодицею, т.е. богооправдания перед лицом мирового зла, эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Следующая черта средневековой философии предстаёт в форме принципа откровения, который гласит: невозможно постичь надприродного Бога земными средствами. Его сущность обнаруживается только сверхъестественным способом с помощью веры. Истину можно найти как откровение в священных книгах. По-новому трактуется в христианстве и человек. Человек – существо двойственное, плотское и сверхъестественное, богоподобное. Вместе с тем человек обременён первородным грехом. Смысл первородного греха в неповиновении, точнее, в неподчинении изначальному повелению не трогать плодов с дерева познания добра и зла. Корень такового непослушания в высокомерии, самонадеянности человека, в нетерпимости к любого рода ограничениям, в нежелании нести груз ответственности. В определённом смысле человек является представителем иной, нежели природа, высшей реальности, ибо душу он получает от Бога, и Бог любит его как своё наиболее совершенное творение и сполна взыскивает за его прегрешения. Поэтому Христос видится также грозным судьёй. Любовь Бога к людям простирается так далеко, что он даже в одной из своих ипостасей приносит себя в искупительную жертву для того, чтобы снять с людей первородный грех и открыть им путь к спасению. В развитии средневековой философии выделяют три этапа: патристику (II – VI вв.), анализ возможностей слова (VII – X вв.), и схоластику (XI – XIVвв.). Патристика – это первоначальный, наиболее авторитетный этап развития христианской философии. Латинское слово «патрис» означает «отцы церкви». Соответственно, «патристика» – это учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного Предания. В рамках патристики можно выделить ряд промежуточных этапов: а) апостольский период (до середины II века н. э.); б) эпоха апологетов (с середины II в. н. э. до начала IV в. н.э.). Христианские апологеты – это первые христианские философы, взявшие на себя функцию защиты христианского учения перед лицом враждебного римского государства и языческой философии. К наиболее видным христианским апологетам относятся: Тертуллиан (160—220), Арнобий (ум. в 326г.), Лактанций (250—325), Климент Александрийский (Тит Флавий ум. в 215), Ориген (185-253); в) зрелая патристика (IV—VI в. н.э.). Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных систем, глубоким синтезом теологических догм и античной философской мысли. Различают западную и восточную патристику. Наиболее яркие фигуры на Западе: Иероним, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин; на Востоке: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Григорий Палама и др. На втором этапе активному философскому осмыслению подвергается христианская идея земного воплощения слова. Этот характеризуется широким распространением христианского вероучения среди народов Европы. Схоластика (от лат. schola – школа) ориентировалась на рациональное истолкование религиозных идей и систематизацию выдвигаемых положений. Это своего рода школьная философия, которая преподавалась в церковных учебных заведениях и средневековых университетах. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |