АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 45. Философский смысл сознания. Проблема сознания в истории философии

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  3. II. Принципы средневековой философии.
  4. II. Проблема возникновения науки
  5. II. Проблема источника и метода познания.
  6. III. Методологические основы истории
  7. III. Предмет, метод и функции философии.
  8. III. Проблема субстанции.
  9. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  10. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  11. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  12. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.

Сознание представляет собой фундаментальное понятие философии, социологии и психологии. Сознание – это важнейший компонент человеческой психики. В истории мировой философии существуют две исторически сложившиеся концепции сознания – материалистическая и идеалистическая. Материалисты считают сознание естественным свойством материи, появившимся на определенной ступени её развития. Идеалисты, напротив, продолжая традиции, идущие от религиозно-мифологического миропонимания, утверждают, что сознание (дух мышления) есть особая духовная субстанция.Сознание представляет собой внутренний мир чувств, идей, мыслей, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать предметом практической деятельности человека. В антологическом аспекте бытие-сознание выражается понятиями «субъективная реальность, идеальное». В ценностном аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. В праксиологическом аспекте категории идеального обозначают духовную активность, творческую направленность, целеустремленность и целеполагание. К важнейшим философским аспектам осмысления проблемы сознания можно отнести следующие: 1. Рассмотрение сознания в рамках основного философского вопроса. 2. Анализ сознания как исторического явления.3. Рассмотрение сознания в качестве регулятора человеческого поведения, практического отношения человека к миру.4. Включенность сознания в культуру, общество, науку, практику.5. Включенность сознания в эволюционный процесс. Существуют различные подходы к сознанию: 1. Сознание может быть представлено в рамках дуалистического подхода. Сознание понимается как надматериалистические и надфизические образования. Между духовным и материальным существует непреодолимая граница (теория психофизического параллелизма).2. Мышление может быть представлено как неделимая от мыслящей материи (вульгарный материализм) и бихевиоризм – человеческое поведение анализируется исходя из формулы: стимул- реакция.3. Рефлекторный подход к анализу сознания. Развивался Сетчановым, Тавловым. Суть – сознание и психика раскрывается здесь через систему активной деятельности, включенную во внешний мир. Сознание – это всегда субъективный образ объективной реальности. Субъективное сознание не означает превнесения чего-то произвольного. Субъективность образа указывает на природу сознания. Как отражение действительности образ не существует вне конкретного человека.В новое время формируется представление о сознании как о замкнутом в себе внутреннем мире. Декарт провозглашает сознание субстанции особого рода. Сложная структура сознания рассматривается в немецкой классической философии. У Канта Гегеля сознание представлено через органическую взаимосвязь индивидуальных общественных форм сознания. В марксистской философии предпосылки сознания связываются с эволюцией самого свойства отражения, присущей материи как таковой. Сознание трактуется как включенное в предметно- практическое освоение человека в действительности, как вторичная реальность по отношению к материи и производной от нее.

 

 

46.Генезис, стр-ра и сущность сознания.

Вопросы о том, как и благодаря чему, возникает сознание, являются одними из ключевых для современного философского и научного познания. В той или иной форме они пересекаются с проблемой антропогенеза, однако представляют собой самостоятельную тему исследования. Обусловлено это тем, что фактически оформление сущностных характеристик сознания выступает своеобразным итогом антропогенеза, так как оно присуще только человеку разумному. В
современной культуре сознание является объектом пристального интереса самых различных научных дисциплин, начиная от физиологии высшей нервной деятельности, психологии и заканчивая
социологией, кибернетикой. Разнообразие научных версий сознания свидетельствует о
несомненной сложности и комплексности этого феномена, развитие и функционирование которого
обусловлено воздействием множества факторов как природного, так и социального порядка.
Соответственно проблема генезиса сознания может быть рассмотрена на нескольких уровнях: в
контексте общеприродной эволюции, в связи с происхождением культуры и общества и в аспекте онтогенеза (индивидуального развития человека).
Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровне живой и неживой материи.
Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые
особенности и черты воздействующих на них
явлений Основные вехи в развитии материи и эволюции свойств отражения следующие: 1. отражение в неживой природе, 2.отражение в живой природе; 3.социальное отражение.

 

47.Диалектика сознательного и бессознательного. Самосознание и его элементы. Сознание и язык.

ОНО (бессознательное) — «Я(Эго)сознание» - Сверх Я
(культура). Мышление - это процесс, который осуществляется в коре головного мозга между нейронами Оно неразрывно связано с языком. Не
существует мышления без языка, как и языка безмышления Находясь в единстве с языком, основными функциями которого являются
информационная, аккумулирующая,

коммуникативная, интегративная и др., мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений Сознание оказывается единственным регионом бытия, который обнаруживает, открывает самого себя в мире, открывает для самого себя содержание собственного опыта. Это последнее свойство сознания философы называют самосознательностью. Именно как самосознательность выделял мышление (сознание) из всего многообразного опыта человеческой жизнедеятельности Декарт. Для него мышлением является все, "что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить"

 

48.Общсственное сознание, его формы, ур-ни, ф-ции.

Одним из элементов духовной культуры выступает общественное сознание - это политическое, эстетическое, этические теории, философские, моральные, религиозные и другие воззрения, а также и социальные чувства людей. Поэтому формы общественного сознания отличаются:. По предмету отражения общественного бытия. По способу отражения общественного бытия. По характеру их связи с экономическим базисом. Основными уровнями общественного сознания являются: обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание возникает как осознание повседневных нужд и потребностей людей. Оно ограничено непосредственными практическими условиями жизни. Обыденное сознание в общественно-историческом плане создает предпосылку и условия для возникновения теоретического уровня сознания, теоретическое сознание выступает как более высокий уровень познания действительности, для которого характерно открытие сути природных и общественных явлений, их закономерных связей и отношений. Теоретическое сознание включает в себя систему знаний, понятий, теорий, законов и идеологию, которая преломляет общественное бытие через призму социальных интересов.

 

49.Проблема человека в философии. Образы чел-ка в истории фил знания.

Вместе с тем философское определение человека - задача весьма сложная и едва ли однозначно разрешимая. Трудность заключается в том, что определение человека невозможно осуществить обычными методами Человек слишком уникален, чтобы его можно было подвести под более широкое родовое понятие или специфицировать через соотнесение с противоположным. Наиболее привычные здесь полюса - это рассмотрение человека как продукта природы или как "образа и подобия Божьего". Их невозможно непротиворечиво соединить вместе, однако акцентуация только природных или только духовных начал чревата умалением собственно человеческого, "слишком человеческого", вбирающего- в себя одновременно зверя и ангела, естество и культурность Единственный возможный путь философской реконструкции проблемы человека - это описание мира человеческого бытия, в котором собираются многообразные природные и социальные связи, конкретизируются идеи Универсума и Бога. Речь идет о понятиях индивида, индивидуальности, личности. Индивид - это человек как отдельно взятый представитель человеческого рода в целом. Индивидуальность - совокупность уникальных черт личности, отличающих ее от других и определяющих неповторимость ее характера и судьбы. Личность - это человек в аспекте его социально значимых и индивидуально-психических характеристик Богатство личности при этом зависит от степени воплощения всеобщих значений и ценностей в индивидуальном опыте, где, чем шире и универсальнее ее социальные связи и знания, тем она ярче и самобытнее.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)