|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философские воззрения западников и славянофиловСтановление самобытной русской философии началось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженной полемике 30-х - 40-х годов XIX в. о месте России в мировой истории оформилось славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли. Главную проблему вокруг которой завязалась дискуссия можно охарактеризовать так: Является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается в ее отсталости или же в России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу. Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делая упорна самобытный характер развития России Лидеры славянофильства Алексей Станиславович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) и Юрий Федорович Самарин (1819-1876) - выступали с обоснованием самобытного пути развития России. Изучение истории у славянофилов было направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторический процесс Они считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким фактором - верою, которая и обуславливает историческую деятельность народа Западники свои концепции обосновывали идеями европейского Просвещения с его культом разума и прогресса. Они полагали, что для России неизбежны те же исторические пути, которые прошла Западная Европа Как идейное течение общественной мысли западничество не было единым и однородным. Среди западников, к которым относятся Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), Александр Иванович Герцен (1812-1870), Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), Тимофей Николаевич Грановский {1813-1855), Николай Владимирович Станкевич (1813-1840) и др. были мыслители самых разных убеждений: 1)Либералы - Н.В. Станкевич, В.П Боткин, М.Н. Катков, ТН. Грановский, К.Д Кавелин и некоторые другие. Признавая приоритет Европы у них не было единства по вопросу того, что именно в Западной Европе выступает вершиной прогресса и цивилизации: буржуазная республика или идеи социализма Первое мнение поддерживали Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др., а вторую ВТ. Белинский, АИ Герцен и др. 2)Радикалы - видным представителем которых был Михаил Александрович Бакунин (1814-1876), проповедовавший идею без государственного социализма, названную им анархизмом. 3)революционные демократы -В Г Белинский, А.И Герцен Н.П Огарев и др.
30.Проблема ч-ка в рус ф-фии (Достоевский, Толстой, Соловьев). Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - русский религиозный философ, сын историка Соловьева. Учился на физико-математическом факультете Московского университета В 1874 г. защити в Петербурге Магистерскую диссертацию. «Критика западной философии (против позитивизма)». Был избран доцентом Московского университета по кафедре философии Потом уехал в Петербург и работал в Ученом совете министерства народного образования В 1880 г. защитил докторскую диссертацию: «Критика отвлеченных начал». В его учении не столько философская сколько теологическая проблематика. Она строится на совокупности различных элементов -христианской мистики, философского теоретизирования и естественно научных данных Соловьев стремится создать оптимистическую концепцию спасения человека и совокупного человечества. Реализацию ее он видел во вселенской церкви, как становящемся «богочеловеческом» организме. Под влиянием славянофилов (Ф.М. Достоевского) Соловьев усматривает в церкви початок будущей «общности», основу добровольной солидарности людей- Разрыв церкви с современной ему культурой представляется Соловьеву явлением трагическим, но в принципе преодолимым на пути возвращения человека к идее церкви. Для положительного решения этой проблемы, Соловьевым была разработана так называемая философская концепция «положительного всеединства» В ее основе лежит теория «цельного знания», в которой должна быть снята отвлеченность опытной науки, философии, теологии и дан органический синтез «типов философии, отвечающих этим началам эмпиризма рационализма и мистицизма» Задача «цельного знания» - познание абсолютного «... как в нем самом, так и в его отношении к эмпирической действительности субъективного и объективного» Условием реализации «цельного знания» Соловьев считает реализацию человеком божественного начала в эмпирической жизни. В результате приходит к утверждению относительности бытия и безусловности Сущего, которое «... есть начало всякого бытия». Принимая Кантовское учение об априорности категорий сознания, Соловьев оспаривает безусловность границ между- явлением и «вещью в себе» и утверждает возможность познания сущего. Наиболее сильным разделом учения Соловьева является теория мирового процесса, важную роль в котором играет мировая душа Чтобы придать этой концепции научный характер Соловьев стремится соединить христианское учение с естественнонаучным и философским эволюционизмом. Он утверждает, что собирание хаоса в первичное единство должно осуществляться силою всемирного тяготения. Важнейшим аспектом его антропологии является учение о мессианском призвании человека как возделывателя и устроителя природы, ее освобождения и спасения Смысл истории по Соловьеву - трансцендировать самое себя и вывести одухотворенное и облагороженное человечество в преддверие оожества.
31.Ф-фия рус космизма. Одним из оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX - начала XX веков была так называемая космическая философия, или, как чаще ее называют, русский космизм. Космическая философия - это учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |