АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика и основные этапы развития средневековой философии

Читайте также:
  1. AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет
  2. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  3. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  4. F8 Нарушения психологического развития
  5. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  6. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  7. I. ЭТАПЫ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА
  8. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  9. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  10. II. Организация и этапы статистического исследования
  11. II. Основные задачи и функции
  12. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений

Фил-я Средневековья (Аврелий Августин, Фома Аквинский) представляет собой непосредственное продолжение античной мысли, но, одновременно с этим, выступает как иная система осмысления Бога, Мира и Человека. Речь идёт о тесной взаимосвязи фил-и с религией (иудаизм, христианство и ислам). Античная мысль была космоцентрична, а средневековая- теоцентрична, то есть всё и вся состоит с идей Бога.Основные этапы развития: 1.Этап патристики (связан с деятельностью отцов церкви) 2в-6в н.э. 2.Анализ возможностей Слова.7в-10в. 3.Схоластика 11в-14в. Ранняя схоластика-11в-12в. Поздняя схоластика 13в-14в. Основные проблемы: Трансцендентного; «Источников сущего»; Человека; Соотношение веры и разума; Тема любви; Смысла истории и жизни человека в исторической перспективе.

13.Фил-ая с-ма Фомы Аквинского.

Фома Аквински (1225-1274гг.) - уроженец Италии, выходец из знатной семьи, связанной с императорами Римской Сначала учился в Неапольском университете, а потом в Кельнском. Длительное время он преподавал теологию в Парижском университете.

Творчество Аквинского («томизм») охватило целый ряд областей знания: теологию, философию, право. Философия Фомы начинается с категории бытия, которое обозначает все, что есть и все, что может стать. «Бытие есть и оно есть истина». «Вещи же могут меняться. Следовательно, они есть истина». Однако все вещи - это часть чего-то полного, целого, какой-то предельной полноты бытия. Такая предельная полнота бытия есть Бог. Как видно, философию Фома использовал для обоснования христианского вероучения, доказательства бытия Бога. Творчество Фомы Аквинского получило большое признание в философских кругах католицизма. Со временем (с конца XIX в.) когда Римский Папа объявил учение «святого Фомы» единственно истиной философией, а ее автор был провозглашен «всеобщим доктором» (учителем) католиков. И в XX столетии его учение возрождается в философии неотомизма. Несмотря на усилия католической церкви, средневековое общество было неоднородным. Существовавшая в его недрах борьба отражалась в истолковании возникшей в X - XI в. проблемы единичного и общего философскими группировками номиналистов и реалистов.

14.Осн черты мировозр эпохи Воз-ния и их отражение в фил-ой мысли. Обратная сторона Ренессанса. Важным этапом в развитии общества, в том числе и философской мысли, является эпоха
Возрождения. Термин «Возрождение» (Ренессанс) впервые встречается у итальянского живописца- историка искусства Вазари в середине 19 в. Этот
термин прочно вошел в научный оборот, хотя его нельзя признать вполне обоснованным, так как в нем не отражается социально-экономическое содержание эпохи, подчеркивается лишь
возрождение античной культуры. Эпоха Возрождения - это период перехода общества от средневековья к Новому времени. Он охватывает три века с 14 до 17 и характеризуется не столько возрождением античной культуры сколько ломкой старых феодальных производственных отношений и появлением внутри средневекового общества зачатков капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, науки и культуры, ростом городов, зарождением нового класса - буржуазии. Становление
буржуазного общества влекло за собой перемены в умонастроениях людей и обуславливало формирование нового типа личности. Эти перемены были связаны, прежде всего, с процессом освобождения человека от прежних институтов власти и процессом секуляризации общества. На этой основе вырастало новое самосознание человека, новая его общественная позиция - гордость и самоутверждение На первый план выдвигалась инициативность и предприимчивость. Ценность человека начала определяться его собственными делами. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Важнейшими особенностями философии эпохи Возрождения являются.

1)Антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыстителей. 2)Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Если философия Средневековья теоцентрична, арактерная особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм Человек -не только важнейший объект философского ассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. В философии эпохи Возрождения особое место занимают по­литические концепции Николло Макиавелли (1469-1527) и Франческо Гвиггардини (1482-1540). а также социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томазо Кампанеллы (1568-1639). Николло Макиавелли - крупный и оригинальный итальян­ский мыслитель, историк и государственный деятель, автор известных трактатов «Государь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ли­вия» и др.Объектом исследования Макиавелли были политика, личность, правителей, история расцвета и гибели государственного механизма.. Макиавелли приходит к идее «нового государя» -абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы, чтобы избежать расставленных капканов, льва -чтобы сокрушать противника в открытом бою Он должен придерживаться принципов твердой власти, приобрести умение отступать, а в необходимых случаях проявлять жестокость. Томас Мор - английский мыслитель, основоположник утопического социализма. Жил в эпоху бурного развития капитализма, эпоху «огораживания», когда в погоне за сырьем для суконных фабрик английские феодалы-помещики сгоняли с земель крестьян, отдавая луга для овец Крестьянство уничтожалось как класс. В 1516 году Мор написал «Золотую книгу, столь же полезную, как и забавную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».Все граждане «Утопии» трудятся, разумно отдыхают. Физическим трудом временно не занимаются лишь те, кто исполняет общественные функции или занят научной деятельностью Комазо Кампанелла - монах, участник борьбы за нацио­нальное освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет провел в тюрьмах. В своей книге «Город Солнца» Кампанелла дает описание общественного устройства на принципах утопического социализма Это видение будущего «Золотого века». Государство Солнца - город, кре­пость Главой Государства народ избирает выдающегося человека. В помощь ему даются 3 начальника: 1 могущество 2 мудрость, 3 любовь.

Все граждане участвуют в трудовой жизни общества

 

15.Проблема метода научного познания в ф-фии Нов времени.

17 в. -эпоха бурного развития буржуазного общества. В 17 в. Научные знания окончательно отделились от философии, а ведущей проблемой философии явл. Метод познания Проблема метода представлена в 2 познаниях: 1) эмпиризм (опыт). Родоначальник Бэккон (знания - сила), в опыте яблоко сладкое. 2) рационализм - Декарт. Философия Бэккона. Лорд-канцлер Англии, «Новый органон наук», «Новая Атлантида». Начинает с великого восстановления наук, он предлагает новую классификацию научного знания в соответствии с человеческой душой Первым видом наук явл науки основанные на памяти (естественные, гражд История) Вторые науки основаны на воображениях (поэзия) Третьи науки основаны на разуме (философия). Теологию нельзя назвать наукой. Метод Бэккона - метод эмпирической индукции (опытное) Индукция предполагает движение от фактов опытов к их обобщению на уровне разума. Опыт - частное -разум (общие), фиксирует наличие заблуждения в познании. Эти заблуждения явл. Идолами: 1) идолы рода - всеобщие ошибки заблуждения в познании Они выступают из ограниченности чел. Опыта и разума - Вера, верить всегда легче чем познавать 2) идолы пещеры - индивидуальные ошибки заблуждения связанные с различным образованием и воспитанием людей. 3) идолы рынка - ошибки и неточности в познании связанные с неправильным использованием языка (а) слова многозначимы, б) мысль не всегда может быть адекватна выражена словами. 4) идолы театра - гипостизирование понятий, т е. наделение понятий реальным статусом (вера вложенная в авторитет Первые два типа заблуждения устраняются в качестве эксперимента, вторые два при помощи индукции. Согласно Бэккону знания -сила, мы можем ровно столько - сколько знаем. Декарт - я мыслю следовательно существую. «правила для руководства ума», «первоначало философии». Метод декарта метод рациональной дедукции. Дедукция - разложение. Декарт начинает с требования универсального метода мышления сомнения. Сомневаться нужно во всем. А с другой стороны надо найти то существование, чего мы сомневаться не можем. Следовательно я сомневаюсь в существовании всего, но в том что сомневаюсь я сомневаться не могу. Я сомневаюсь - Я мыслю - Я Существую. Солипсизм - философ позиция в соответствии с которой реально существует мыслящий Я, а мир существует как содержание этого мышления Декарт вводит понятие Бога, опираясь на антологические аргументы. Только совершенное существо (Бог) может поселить сознание в несовершенное существо (людей), идею существования совершенного существа. Декарт явл сторонником врожденных идей. В отношении субстанции Декарт стоит на позиции дуализма: духовная субстанция, ее свойства мышления, телесная - свойства протяженность.. Духовное исключает проявление материального, а телесное исключает проявление духовного.

 

16.Человек, общество, разум в фил-ой мысли эпохи Просвещения.

В истории общественной мысли под эпохой Просвещения принято понимать XVH1 столетие Термин «Просвещение» был впервые употреблен Вольтером и Гердером в 1784 году в их статье: «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?». Просвещение - это идеи прогрессивной общественной мысли в период становления промышленной (индустриальной) цивилизации в Европе. Философия эпохи Просвещения представляет собой последова­тельный культ человеческого разума. Просветительская философия была по преимуществу материалистической, если иметь в виду трактовку человека и окружающей его природы Философский материализм был мировоззренческим стержнем Просвещения как движения общественной мысли. Материализм во французском Просвещении существовал в двух формах. Во-первых, это непоследовательный («половинчатый») материализм - деизм, допускавший существование Бога, который якобы после сотворения мира уже не вмешивается в его дальнейшее развитие. Во-вторых, имел место и последовательный («радикальный») материализм или атеизм. Непоследовательность французского материализма проявлялась прежде всего в трактовке им исторического процесса. История об­щества объяснялась им преимущественно как порождение причин духовного порядка: «Мнения правят миром» (Ф. Вольтер). Философия Просвещения носила оптимистический характер, ибо это была идеология восходящей буржуазии. Пафосом этого времени стала убежденность в неисчерпаемых возможностях человеческого ра­зума, в способности научного знания создать все предпосылки для общественного прогресса. Дух Просвещения - это дух свободомыслия и гуманизма. Философствование в эпоху Просвещения протекало не в форме трактатов академических ученых, а с помощью научных словарей и энциклопедий, острых полемических статей и памфлетов, а также художественных произведений. Наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Ф. Вольтер, Д. Дидро Ж.Ж. Руссо) куда в то время переместился центр европейской философии. Основными составляющими мировоззрения французских материалистов были три основные проблемы: учение о природе, учение о познании и учение, о человеке и обществе. Учение о природе. Зачинатель французского материализма XVIII в де Ламетри (1709-1751) в своей знаменитой работе «Человек и машина» изложил почти все основные принципы, которые впоследствии были развиты, обогащены и конкретизированы французскими материалистами. Ламетри признает объективную основу наших ощущений -внешний мир. Одновременно он подчеркивает, что материя находится в постоянном движении, которое от нее неотделимо Источник движения находится в самой материи. Основную проблему философии о соответствии материи и сознания Ламетри решает материалистически, но с механистических позиций. В соответствии с этим подходом он считает душу материальным «двигателем» живого организма. Различия между человеком («Человек -машина») и животным для него лишь количественные - в размерах и структуре мозга. Учение о познании. В теории познания французские материалисты являются сен­суалистами, рассматривая ощущения как исходный акт процесса познания. Чувствовать, значит особым образом испытывать воздействие внешнего мира, исходить из факторов, из реальных явлений природы. Основными методами познания, с их точки зрения, являются наблюдение и эксперимент. Учение о человеке it обществе. В учении об обществе французские материалисты, как и другие философы, оставались идеалистами. Движущей силой развития общества они считали человеческий разум и прогресс просвещения. В учении о человеке, о воспитании, об обществе и государстве, французские материалисты отстаивали детерминизм.

 

17.Нем классич ф-фия: общ хар-ка. Теорит н практ разум И.Канта.

Немецкая классическая философия явилась вершиной рацио­налистического мышления европейской философии Нового времени Идейные (теоретические) источники этой философии весьма разнообразны. Немецкие философы И. Кант, Г. Гегель, Я. Фейербах к др опирались в своих воззрениях на идеи Платона и Спинозы, французских просветителей XVIII в., в особенности на труды Н. Кузанского, Г. Лейбница, И. Гердера, Ф. Шиллера. Немецкая классика развивалась под непосредственным и активным воздействием Великой Французской революции и ее важнейших идей. Ей характерны следующие черты: во-первых, - это преимущественно философский идеализм (за исключением творчества JJ Фейербаха), как объективный (Ф. Шеллинг Г Гегель), так и субъективный (И. Кант, И. Фихте). Во-вторых, в рамках немецкой классики была обоснована диалектика как метод философского мышления. В-третьих, сама философия стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая все признаки науки. В-четвертых, немецкая фи­лософия выделила в структуре философии особую область знаний -знания о человеке - философскую антропологию Иммануил Кант (1724-1804). Иммануил Кант, основатель немецкой классической философии, родился в Пруссии в городе Кенигсберге в скромной семье ремес­ленника, «первый философ» Германии начала XIX в. Окончил философский факультет и работал в начале домашним учителем, а затем профессором Кенигсбергского университета. Здесь он начал писать все свои труды, здесь же и умер. В творчестве Канта принято выделять два периода: первый -«докритический» до 70-х гг. XVIII в. и второй - «критический». В «докритический» период Кант написал и опубликовал свой известный труд: «Всеобщая естественная история и теория неба». В нем Кант выдвинул космическую гипотезу о возникновении солнечной системы из огромного облака разряженных в пространстве частиц материи («туманной массы») и о развитии мира в последующем в соответствии с основными законами механики. Ему принадлежит также идея классификации видов животных по их происхождению, тезис о естественном происхождении человеческих рас. Тем самым Кант проводил мысль о развитии мира, о том, что планета Земля имела совершенно иной облик, нежели сейчас Позже эта концепция стада известной как теория Канта - Лапласа Это было величайшим завоеванием науки со времен Копер­ника Трактат важен с мировоззренческой точки зрения, так как Кант в нем практически исключает идею сотворения. Здесь Кант стоял на ма­териалистических позициях. Главными работами Канта в «критический период» являются: «Критика чистого разума» - 1781 г., «Критика практического разума» -1788 г. и др Он развивал оригинальную философскую концепцию, на­званную трансцендентальным идеализмом Корни этой концепции лежат в его гносеологии - теории познания. Кант исходил из тезиса о том, что существует независимый от человека и его сознания мир вещей («вещи в себе»). Процесс познания начинается с того, что эти вещи дей­ствуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. То, что видит, слышит и осязает человек - это лишь видимость, кажимость. Именно она составляет основу недостоверного, неистинного знания. За пределами видимости скрывается недоступная опыту сущность. Чувственному, опытному познанию, явлениям, по Канту, соответствуют феномены; вещам в себе, сущностям - ноумены Это понятие о вещах. Исследуя природу знания, Кант подчеркивал, что он выражается в форме суждений, которые в свою очередь бывают аналитическими и синтетическими. Синтетические суждения бывают апостериорными (зависящими от чувственного опыта) и априорными (не зависящими от такого опыта). Особое место в своей теории познания Кант отводил человеческому разуму. По мнению философа, разум - это способность к умо­заключениям, высшее знание о мире, которое представлено в форме идей. Разум, по Канту, стремится объявить («схватить») весь мир как единое и бесконечное целое В своем этическом учении Кант сформулировал нравственный закон, который назвал «категорическим императивом» Закон требует, чтобы каждый индивид поступал так. чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.

 

18.Фил-ая с-ма Гегеля.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих - выдающийся представитель немецкой классической философии. Родился в Штутгарте и метод и вершиной немецкого идеализма. В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий крут областей философского знания -диалектику, логику, гносеологию, историю и право, философию истории Философскую систему Гегеля принято называть системой объек­тивного диалектического идеализма В истории философии большое значение имела критика Геге­лем агностицистской теории познания Канта. Он утверждал, что исследование познания возможно только в процессе познания Отвергая субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель доказал, что сущность «является», т.е. обнаруживается, а явление «существенно». Отвергая кантовское положение о непознаваемости «веши в себе» он утверждал, что не существует ничего непознаваемого. Столь же определенно выступал Гегель и против философии Фихте. В противовес ему Гегель утверждал, что природа и общество не могут быть выведены из человеческого «Я», самосознания, так же как не могут быть сведены к нем} Гегель сосредоточил свое внимание на изучении процесса познания. Он утверждал, что научные категории не являются субъективными, не представляют собой достояние одного лишь субъекта; они объективны, т.е. существуют независимо от субъекта, и внутренне присущи самим предметам, образуя духовную основу всего материального. Различие между субъектом и объектом существует лишь в сознании Но не в индивидуальном сознании, как полагали Кант и Фихте, а в неком безличном, сверхприродном, сверхчеловеческом сознании, которые Гегель именует «абсолютной идеей» Гегелевская «абсолютная идея» отличаегся также и от шеллинговского «мирового духа», который представляет собой нечто бессознательное, в то время как Гегель видит сущность всего существующего в мышлении. Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи Под ней он понимал некий целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей. Абсолютная идея, по Гегелю, в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. Она как бы руководит «хором» всех мировых событий, выступая как истинное, вечное, могущественное начало и движущая сила всего существующего. В теоретической системе Гегеля исходный принцип его философии -тождество (совпадение, слияние), бытия и мышления. Гегель его понимает так: логическое предшествует историческому, т.е. понять сущность исторического процесса можно лишь тогда, когда он прошел все стадии и дошел до высшей точки развития, когда видна истина этого процесса. А логика процесса и есть идея, ради которой развертывается процесс. Таким образом, по Гегелю, законы логики являются подлинными законами природы и человеческой истории. Поэтому, по Гегелю, мировой процесс разумен, логичен и закономерен, развивается от низшего к высшему. «Все действительно разумно, все разумное рано или поздно становится действительным», - подчеркивал Гегель. Здесь все поставлено с ног на голову Однако рациональным зерном в этих положениях является гениальная догадка о единстве законов мышления и законов объективной действительности. Философия Г. Гегеля оказала значительное влияние на ста­новление философии как системы знания. Оценивая творчество Гегеля в истории философской мысли, следует отметить, что диалектика является рациональным зерном философии Гегеля, но она носит идеалистический характер, мистифицируя и искажая реальные связи. Образно говоря, Гегель поставил мир на голову и создал искаженный образ действи­тельности. Между методом и системой Гегеля существуют очевидные противоречия Так, Гегель считал свое учение последней ступенью развития мирового духа, что придавало его философии консервативный характер.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)