АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антропологический материализм

Читайте также:
  1. Антропологический материализм Л. Фейербаха
  2. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
  3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
  4. Антропологический материализм Л.Фейербаха
  5. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
  6. Антропологический материализм Фейербаха
  7. Антропологический материализм» Л.Фейербаха
  8. Антропологический поворот в античной философии (софисты и Сократ).
  9. Диалектический материализм.
  10. Старые обряды в новых условиях. Антропологический экскурс
  11. Философия марксизма. Диалектический и исторический материализм.

Л.Фейербаха. Людвиг Фейербах - крупнейших материалист домарксовско-го периода, последний представитель немецкой классической философии родился в семье юриста, учился в Гейдельбергском, затем в Берлинском университетах, где два года слушал лекции Г. Гегеля. В 1828 г Фейербах в качестве приват-доцента начал читать лекции в Эрланген-ском университете, но был уволен из университета под натиском реакционеров. В 1837 г. переселился в небольшую деревню Брукберг в Тюрингии, где прожил в уединении безвыездно двадцать пять лет. Великой заслугой Фейербаха является то, что в борьбе против идеализма и теологии он восстановил в правах материалистическую философию Основные принципы своего учения он изложил в главной работе. Его философия называется антропологическим материализмом, т.к. основным предметом своей философии он сделат реального человека, рассматривая его с материалистических позиций, как существо природное, чувственное. По убеждению Фейер­баха, философия должна стать антропологией. Антропологический принцип в философии, по Фейербаху, означает отказ от спекулятивных (умозрительных) конструкций и рассмотрение человека в тесном единстве с окружающей природой, восприятие человека как ее венца Отстаивая материализм «внизу» (в понимании пргфоды), Фейербах остался идеалистом «вверху» (в трактовке человеческого общества). Очевидно сказались длительные годы жизни в деревне вне активной общественной деятельности. Фейербах решительно выступал против идеалистического противопоставления Кантом и Фихте мышления бытию Он доказал, что мышление - это продукт, свойство материи, функция мозга, и не существует вне и независимо от последней Фейербах подверг критике Гегеля, который пытатся вывести природу из мышления. Однако, критикуя Гегеля, Фейербах не увидел рационального зерна гегелевской диалектики. Он отбросил не только систему Гегеля, но и его метод - учение о развитии, на основе внутренних противоречий.

Будучи материалистом, Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека как ее продукт, завершение эволюции Говоря о природу, Фейербах подчеркивает, что она вечна и бесконечна, существует во времени и пространстве. У нее нет ни начала, ни конца и все в ней находится во взаимосвязи и взаимодействии, а движение является формой ее существования. Природа познается человеком и особую роль в этом процессе играют органы чувств и ощущения. Фейербах был убежден, что органов чувств, которыми располагает человек, вполне достаточно для познания внешнего мира Сущность человека Фейербах сводит к разуму и воле, которые якобы неизменны во все времена К числу важнейших проявлений сущности человека Фейербах относит также религию, которая представляет собой продукт чуждости (бесчеловечности) мира человека. Философ пытался создать новую религию - религию любви человека к человеку. Фейербах надеялся на то, что любовь станет уни­версальным законом разума и природы. Особое значение по Фейербаху, должна иметь любовь к женщине, ведь кто не любит женщину, тот не любит человека вообще.

20.Материалистическое понимание истории и соц ф-фия марксизма. Ф-фия марксизма и современность.

В противоположность некоторым философским концепциям, отрицающим возможность установления общих объективных законов развития общества, марксизм доказывает, что определяющим и решающим фактором развития общества является материальное производство. Следовательно законы, развития материального производства являются законами развития общества. Материальное производство на каждом конкретном этапе развития общества выступает в виде способа производства. Способ производства - это определенный вид жизнедеятельности людей, определенная форма добывания людьми средств к жизни, складываются два вида отношений' а)отношения людей к природе - производительные силы; б)отношения людей друг к другу производственные отношения. Производительные силы. Производительные силы с точки зрения их структуры включают в себя человека и средства производства, которое в свою очередь объединяют средства труда и предметы труда. Предмет труда -это то, на что направлена производственная деятельность человека Средства труда - это вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат ему в качестве проводников его воздействия на предмет труда. Развитие и состояние средств труда служит показателем достигнутой обществом ступени развития. Экономически эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как и какими средствами труда они осуществляются Основу средств труда составляют орудия производства -станки, машины, механизмы и т.п. (В орудия производства не включается бытовая и военная техника). Техника всегда играла и играет большую роль в жизни общества. Как продукт труда она воплощает в себе овеществленный труд, опыт и знания предшествующих поколений. Техническая сторона производительных сил называется материально-технической базой общества. Кроме техники, орудий производства средства труда включают в себя и другие компоненты - подсобные помещения, производст­венные здания, транспортные средства, подъездные дороги и т.д Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства. Средства производства -это вещественные элементы производительных сил Однако в качестве основного, решающего звена производительных сил выступают люди, занятые производством материальных благ. Главной производительной силой был и остается человек. Без человека средства труда - груда мертвых тел. Таким образом, основными элементами производительных сил являются; а)рабочая сила, б)сама трудовая деятельность как процесс применения рабочей силы, в)средства труда; г)предметы труда, или объект на который направлен труд; д) сре-ва потребления - потребительные блага. Из сказанного следует, что производительные силы общества выражают отношения людей к предметам и силам природы, которые используются для производства материальных благ. Отсюда - вывод: производительные силы -это созданные обществом средства производства и прежде всего, орудия труда, а также люди, приводящие их в движение и осуществляющие благодаря приобретенному опыту и навыкам к труду производство материальных благ. Производительные силы - это только один из главных компонентов способа производства. Вторым его элементом являются про­изводственные отношения. Производительные отношених. Процесс производства осуществляется людьми. В нем устанавливаются не только технические и технологические отношения, т.е. не только организационно-трудовые связи между.людьми, которые характеризуют степень кооперирования и технической организации труда, но и производственно-экономические отношения между людьми Распространив основные положения диалектического материализма на

область социальных явлений Маркс тем самым создал исторический материализм. Исторический материализм принято считать общей социологией марксизма. Это вытекает из того, что он в общем плане рассматривает такие общие социальные проблемы как: социальную структуру общества, классы и классовую борьбу, социальный прогресс, сощильную революцию и др.

21.Становление неклассической
ф-фии 2ой пол 19 в
. Хронологически период формирования и развития неклассической философии совпадает со второй половиной XIX столетия. Неклассика внутренне несла в себе стремление к переосмыслению фундаментальных оснований классических канонов философского мышления. Сам термин «неклассика» свидетельствует о критическом отношении дано традиции к наследию классической философии При этом заявленная критика не означает полного отрицания предшествующих философских концепций. Неклассика немыслима и невозможна без обращения к достижениям классического этапа развития философского знания (XVII - начало XIXвв.), выступающего в качестве идейного поля ее самоопределения Пересмотр классической философской традиции, предпринятый неклассикой, еще не дает достаточных оснований для формулировки вывода о разрыве преемственности в развитии философского знания Как раз напротив, диалектический подход к проблеме развития, в том числе и развития самого философского знания, указывает на сохранение преемственности, два пути дальнейшего развития философского знания. Первый прошел под общим знаком возвращения к классике, что наиболее полно нашло свое выражение в неокантианстве и неогегельянстве 60-70-х гг. XIX века. Преобладающей тенденцией в развитии неклассической мысли стала ориентация на рефлексивные и антропологические изыскания, представленные во второй половине XIX века в широком диапазоне - от позитивизма до философско-антропологических и аксиологических разработок. Антропологическая направленность неклассической философии, связанная с введением в сферу анализа проблемы человека, имела свою специфику. Она опиралась на новое, нехарактерное для классической мысли понимание природы и сущности предмета исследования Человек истолковывается б неклассике не столько как социальное, практически действующее, разумное существо, сколько как существо чувствующее Стержневые характеристики неклассической философии могут быть резюмированы в следующем: 1) неклассика отказывается от претензий на универсальность классической философии, делая акцент на единичном и своеобразном, более того, неклассика признает невозможным завершенное и системное знание о мире как гармоничной, упорядоченной и разумной действительности, 2) отличие неклассики по отношению к предшествующей философии состоит во введении в сферу анализа иррационального, в том числе иррационального в самом человеке, что категорически неприемлемо для классической философской традиции; 3) классический разум полагался чистым, универсальным Внутренний мир человека оказался предельно десубъективированным, но претендующим на открытие абсолютной истины. Жесткие границы между субъектом и объектом в неклассике снимаются. Субъект всегда находится не вне, а внутри мыслимого, что означает ситуацию взаимопринадлежности субъекта и объекта (Шопенгауэр). Системное видение мира и его рационализация невозможны. Разум признается недостаточным средством познания, поскольку сущностные измерения человеческого бытия иррациональны и, как следствие, недоступны познанию при помощи разума. Анализ иррационального возможен посредством апеллирования к иным источникам познания. Таковыми в неклассике являются интуиция, воля, вера; 4)Неклассика делает акцент не на преемственности, а на сменяемости цивилизационных образований, на уникальности и неповторимости культур Последнее не позволяет использовать в качестве объяснительных принципов исторического развития идеи «прогресса», «человечества» (Шпенглер), выступавшие в качестве фундаментальных понятий классической философии истории.

 

22.Исторические формы ф-фии позитивизма.

В 30—40 гг. XIX в возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта {1798— 1857). Она получила название философии позитивизма. Возникнув во Франции, позитивизм затем разрабатывается в Англии, Германии и других странах Западной Европы. Проявляют к нему интерес и мыслители в России. В первоначальном толковании Конта позитивизм означал требование к философам исследовать позитивное (положительное) научное знание как философское Конт считал необходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях, отмечал он, предстоит построить систему «положительного» знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты Построение такой системы возможно лишь, считал Конт, при создании научного метода познания, позволяющего находить и создавать систему этого положительного философского знания. Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания Конт выдвинул очень привлекательную и для ученых, и для философов идею: «Знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы обладать силой» позитивизм выступает под флагом борьбы со схоластикой, за единство философии и науки, хотя на деле позитивизмом делаются попытки упразднения философии, растворения ее в отдельных конкретных науках. Для обоснования идеи, что время метафизики (философии как самостоятельной науки) закончилось и наступило время «положительного» знания, О. Конт формулирует три закона: 1) закон «трех стадий», 2) закон постоянного подчинения воображения наблюдению; 3) энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук.

Среди проблем, которые рассматривает позитивизм, — прежде всего, проблема собственно философской методологии и ее роль в научном познании Позитивизм шел к решению данной проблемы в рамках логики развития самой науки, ее методов познания: описания и анализа этапов научного исследования, языка науки, исследовательских принципов, подходов и концепций, выявления сферы применимости отдельных процедур и методов.Кроме того, позитивизм содействовал развитию философии науки, которая подчеркивает, что философия вовсе не обладает исключительным правом на истину и ее надо рассматривать на равных основаниях с наукой Всякая наука представляет собой систему идей, время от времени испытывающих концептуальную перестройку. Философия отличается лишь тем, что вырабатывает систему наиболее общих идей.

 

23.Современная религиозная философия и причины религ. модернизма.

Религиозная философия XX в. неоднородна. Ее типологизация возможна на основании конфессионального признака, позволяющего развести католические религиозно-философские учения (неотомизм, неоавгустинизм, тейярдизм), протестантские философско-идеалистические концепции (либеральная теология, теология кризиса, новая радикальная теология и др.), православные
философские учения (академическая философия, метафизика всеединства, философия нового религиозного сознания). Ведущими тенденциями развития современной религиозной философии являются следующие: 1) обращение к раннехристианской и средневековой философско- теологической системам (томизму, августинизму) С последующим их обновлением и превращением в
неоавгустинизм, неотомизм, 2) возникновение новых течений (персонализм, тейярдизм), реализующих синтез философии, теологии и науки; 3) ассимиляция современной религиозной
философией идейного поля других направлений мысли современной философии (экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, позитивизма). Результирующим подобных синтезов является теологический экзистенциализм, теологический позитивизм и т.д. Представители: Э.Жильсон, Войтыла, Ранер.
Неотомизм-учение в современной католической философии в основе учение Фомы Аквинского. Представители отстаивают принципы креационизма, считают что в боге имеют тождество сущности и существование. В сфере
сотворенного бытия существованию предшествует сущность, человек трактуется как сложная субстанция состоящая из 2 простых души и тела. Универсальной целью личности и смыслом ее существования является созерцание божественного блага, творение добра и избегание зла. Приоритет отдается общечеловеческим
ценностям, соблюдение и ориентация на которые призвана обеспечить примерение противоречий между соц. слоями, соблюдение прав и свобод человека, движение человечества к нравственному
совершенству. Бог - высшее бытие, необходимость гармонии разума и веры, единство богословия и философии. Обобщая, неотомизм: 1) сочетает традиционное провиденциалистское, эсхатологическое видение общества с анализом актуальных социальных проблем; 2) само общество понимается как совокупность отдельных индивидов и как сверхличность; 3) эволюция общества обусловлена необходимостью следования вечным нормативным принципам. Их соблюдение способно обеспечить социальное равновесие, политический плюрализм, соблюдение прав личности; 4) неотомизм заявляет о себе как о реализме (не идеализм и не материализм). В то же время в рамках социальной теории он заявляет о себе как о «третьем пути» (не коммунизм и не капитализм); 5) неотомизм заявляет о необходимости диалога церкви и общества через внесение религиозно-нравственных ценностей в культуру модерна (современности).

 

24.Философня структурализма, её проблемное поле и осн. этапы.

Возник в 30 гг. 20 века в литературоведении и искусствоведении. Представители: Фердинанд де Соссюр, Жак Лакан, Мишель Фуко и др. Самим своим существованием структурализм указывает на появление новых тенденций в развитии культуры, важнейшей из которых является раздражение, которое испытывается современной западной цивилизацией по поводу языка Именно язык обнажает природу тех структур(структуры значений), на Изучение которых направлен современный структурализм. Язык есть дифференцирующая структура значений Основные проблемы - генезис значений и организация их в определенные, устойчивые структуры. На рубеже 70 гг 20 в. Саморефлексия структуралистского движения приводит его виднейших представителей к отказу от установок структурализма Структурализм в своем историческом развитии прошел ряд стадий. 1) становление структуралистского метода в рамках структурной лингвистики (этот этап связан с именем швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра), 2) распространение метода за рамки лингвистики и философское осмысление этого процесса, 3) «размывание метода», его включение в социально- политическую практику, широкий культурно-исторический контекст; 4) критика и самокритика
структурализма, его переход к постструктурализму Основными элементами построения структуралистских теорий являются структура, язык, бессознательное. Структура всегда объективнее истории. Язык выступает в качестве предпочтительного субъекту, поскольку структура языка объявлена объективной. Объективность данной структуры обусловливаетсаму возможность объективного познания.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)