Атомистическая школа, учение Гераклита. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа
Древнегреческая философия, зародившись на основе мифологии долго сохраняла с ней связь. В частности, на протяжении всей истории античной философии в значительной степени сохранилась терминоло- гия, пришедшая из мифологии. Так, имена богов использовались для обозначения различных природных и социальных сил; любовь имено- валась Эросом или Афродитой (земной или небесной), мудрость- Афиной, поддержание космического порядка связывалось с Эриния- ми — богинями мщения и т.д.
Первой философской школой Древней Греции стала Милетская школа. Милет — город в Ионии (западный район Малой Азии), находящийся на перекрестке дорог между Западом и Востоком.
Фалес -древнегреческий мудрец, которого многие ав- торы называют первым философом Древней Греции. Первым в Греции предсказал полное солнечное затмение (для Ионии), ввел календарь из 365 дней. разделенных на 12 тридцатидневных месяцев, оставшиеся 5 дней были помещены в конец года (такой же календарь был в Египте). Именно Фалесу принадлежит знаменитое изречение: «Познай самого себя».
Основные труды. «О началах», «О солнцестоянии», «О равноден- ствия», «Морская астрология» — ни одна из работ не сохранилась.
Философские воззрения,. Фалес был стихийным материалистом, первоначалом бытия считал воду. Вода — разумна и «божественна». Мир полон богов, все существующее является одушев- ленным, именно боги и души — источники движения и самодвижения тел, например магнит имеет душу потому, что он притя- гивает железо.
Все возникло из воды, из нее все начи- нается и в нее все возвращается. Земля — плоская и плавает на воде, Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды.
Божеством космоса является разум (логос) — сын Зевса.
Анаксимандр. (ок. 610- 546 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец, Ученик Фа- леса. Анаксимандр изобрел солнечные часы (гномон), первым в Греции со- ставил географическую карту и соорудил модель небесной сферы {гло- бус), он занимался математикой и дал общий очерк геометрии.
Основные труды. «О природе», «Карта земли», «Глобус» — ни одна из работ не сохранилась.
Первоначало. Первоосновой мира Анаксимандр считал апейрон — вечное («не знающее старости»), неопределенное и беспредельное материальное начало.
Космогония и космология. Из апейрона выделяются две пары про- тивоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое; их комбина- ции порождают четыре основные стихии, из которых состоит все в мире: Воздух, Вода, Огонь, Земля.
Пифагорейский союз,созданный Пифагором, был научно- философской школой и политическим объединением. Это была закры- тая организация, а учение его — тайным. В него принимали только свободных людей, причем и мужчин, и женщин, но только тех, кто прошел многолетнюю проверку и подготов- ку (в том числе испытание длительным молчанием). Имущество у пи- фагорейцев было общим. Существовали многочисленные требования к образу жизни, ограничения в еде и т.п. Пифагорейцы стремились к по- беде над низменными страстями, высоко ценили дружбу.
У пифагорейцев много время уделялось психотренингу, развитию памяти и умственных способностей. Важнейшее место в их жизни за- нимали занятия наукой. Философские воззрения пифагорейцев весьма разнообразны. Об- щим для большинства из них является понимание числа как первоос- новы мира. Для многих пифагорейцев характерна мистика чисел.
Элейская школа. Школа получила свое название от г. Элея, где в основном жили и работали ее крупнейшие представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Элеаты первыми попытались рационально объяснить мир, исполь- зуя философские понятия предельной общности, такие как бытие, небытие, движение. Если все предшествующие философы всего лишь декларировали свои взгляды на мир, то элеаты (особенно Парме- нид и Зенон) первыми попытались рационально обосновать и даже до- казать свои идеи. У элеатов первых появилась оценка чувственного телесного мира как неистинного и иллюзорного ему был проти- вопоставлен «истинный», умопостигаемый мир. Атомизм. Основоположником атомизма считается Левкипп, но о нем почти ничего не известно. Поэтому под древнегреческим атомизмом прежде всего имеется в виду учение Демокрита. Известно, что Демокрит написал около 70 сочи- нений по различным областям знаний, но ни одно из них до нас не до- шло. Проблемы атомизма излагались в трудах «Большой домострой., «Малый домострой» и др.
Первоначалами бытия являются атомы и пустота, в которой находятся и движутся атомы. Атомы (букв. «неделимые») — это мельчайшие, неделимые частицы вещества. Каждый атом вечен и неизменен, атомы не возникают и не исчезают. Количество атомов бесконечно. Они различаются величи- ной, формой и положением в пространстве. Атомы подвижны, парят и «пляшут» в пустоте, подобно пылинкам, видимым в солнечном луче.
Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Воз- никновение и уничтожение вещей — результат сцепления и разделения атомов. Все вещи со временем погибают, а составляющие их атомы про- должают существовать. Четыре традиционные стихии Демокрит считал «средними ступенями», из которых складывается все остальное. Воздух, вода и земля состоят из атомов различных форм, а огонь — только из шарообразных.
Сами по себе атомы лишены таких качеств, как цвет, запах, тепло и т.п. Все эти качества- результат восприятия атомов нашими органами чувств. Ведь то, гово- рит Демокрит, «то один человек воспринимает как сладкое, другой мо- жет воспринимать как горькое. Отсюда необходимо проводить разли- чие между первичными, т.е. объективно существующими, свойствами атомов (форма, величина, положение в пространстве) и вторичными- нашим субъективным восприятием этих первичных свойств.
Демокрит был основоположником механистическо- го детерминизма.Ничто, происходящее в мире., не возникает беспри- чинно, все появляется в силу необходимости (ведь все происходящее в мире — это результат движения, столкновения, сцепления и т.п. ато- мов). Случайность придумали люди для оправдания собственного не- вежества.
Живое возникает из неживого без вмешательства богов и без какой-то цели. Из земли и влаги заро- дились сначала земноводные животные, а потом — сухопутные. Не- жизнеспособные существа (слепые и глухие, безногие и безрукие) по- гибали, уцелели только жизнеспособные; они дали потомство; среди этих последних существ оказались и люди.
Источник движения для людей и животных — душа; она, как и все остальное. состоит из атомов (шарообразных, как обладающих наи- большей подвижностью). Со смертью тела душа распадается и поги- бает.
Гераклит. (ок. 544 — 480 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец. Родился и жил в г. Эфесе, поэтому его часто называют Гераклит Эфес- ский. Несмотря на то что он принадлежал к царско-жреческому роду, жил бедно,и одиноко.
Основные труды. «О природе» — сохранилось около 130 фраг- ментов.
Первоначалом всего су- щего Гераклит считал огонь. Огонь является материальным, вечным и живым, более того — он разумен, ему присущ Логос. Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону, «мерой вспыхивая и мерой угасая».
Принципиальная особенность мира состоит в его по- стоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В этом Гераклит противостоит большинству античных философов, которые считали, что «истинное бытие» является вечным и неизменным (пифагорейцы, элеаты и др.). Существенное изменение по Гераклиту — это изменение в свою противоположность (холодное на- гревается, горячее остывает). Противоположности существуют в един- стве и в вечной борьбе («борьба — отец всего и царь над всем»).
Все в мире возникает из огня, и это «путь вниз» и недостаток огня. По мнению Гераклита, космос не вечен, «путь вниз» сменяется «путем наверх», и тогда весь мир сгорает в мировом пожаре, который есть одновременно и мировой (так как огонь живой и разумный). 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | Поиск по сайту:
|