|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Масонство), «философия чувства» (М. Щербатов, Н. Карамзин, А.Н. Радищев)Основные отличительные признаки русской философии Конечно, Россия ориентировалась на западную культуру, поэтому приняла христианство, но христианство было принято ею в восточном варианте. Таким образом проявляется стремление сохранить дистанцию в отношении культурной и религиозной традиции, характерной для Западной Европы. Позднее введение христианства на Руси и сочетание христианских и языческих элементов в культуре привели к тому, что христианское миропонимание явилось не столько незыблемой основой жизни, сколько проблемой, от решения которой зависел смысл жизни отдельного человека и всей нации. Но это проблема не может быть решена окончательно. Итак, первая черта русской философии – искание скрытого смысла христианских идей. Вторая черта – выдвижение на первый план двух тесно взаимосвязанных проблем: а) проблемы сущности и смысла человеческого бытия;б) проблемы смысла и закономерностей истории. Третья черта – дуализм в понимании мира, человека и истории. Человек:с одной стороны, укоренен в вечном, духовном бытии, непосредственно связан с богом; с другой стороны, принадлежит материальному, временному бытию. Западная философия пришла к целостному представлению о человеке, снимающего противоречия двух начал его бытия. В русской философии акцентировалось внимание на глубине и радикальности этого противоречия, которое снимается только в эсхатологической перспективе развития мира и человеческого общества. Все это вело к усилению этической проблематики и сближением этики с онтологией и философией истории. Таким образом, западная диалектика отличается от русской. В западной философии диалектика – рационалистична, в ней главное – закономерное взаимодействие противоположностей, разрешающееся в их синтезе. В русской философии диалектика – иррационалистична, в ней противоречия воспринимаются как абсолютные, не способные к гармоничному синтезу. Поэтому выявление противоречий не приводит к их сглаживанию, а более остро обозначает трагизм человеческого существования. Период Киевской Руси (Х1 — Х111 вв.). К числу наиболее значительных произведений и учений периода Киевской Руси относятся «Слово'о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.), которое поднимает вопросы философии истории, и «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху» (XII в.)-первый трактат на Руси, посвященный проблемам гносеологии. Петровские преобразования конца XVII — начала ХЧШ в. привели Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) - крупнейший Татищев, Васиний Никитич (1686-1750)Вся литературная деятельность Татищева, включая и труды по истории и географии, преследовала публицистические задачи: польза общества была его главною целью. Татищев был сознательным утилитаристом. Мировоззрение его изложено в его «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ». Основной идеей этого мировоззрения была модная в то время идея естественного права, естественной морали, естественной религии, заимствованная Татищевым у Пуфендорфа и Вальха. Высшая цель, или «истинное благополучие», по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путём развития ума «полезною» наукою. К последней Татищев относил медицину, экономию, законоучение и философию. Радищев Александр Ни-
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |