АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия Н.А. Бердяева (религиозный экзистенциализм)

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

Николай Александрович Бердяев
(4—1948) — русский религиозный философ, писатель и публицист.
(1874—1948)— Его можно отнести к числу крупнейших русских мыслителей ХХ в. и,
пожалуй, назвать наиболее известным в мире из всех русских фило-
софов.

Основные труды. «Субъективизм и индивидуализм в обществен-
ной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском»;
Философская истина и интеллигентская правда; «Философия свободы», «Смысл творчества. Опыт оправ-
дания человека», «Смысл истории. Опыт философии человече-
ской судьбы», «Новое средневековье. Размышление о
судьбе России и Европы», «Философия свободного
духа.

На протяжении всей жизни Бердяева цент-
ральными в его творчестве были этические проблемы, рассматрива-
емые им сквозь призму религиозного сознания: смысл человеческого
существования, отношения Бога и человека, сущность свободы, творче-
ства и любви.

Название Сфера бытия Характеристика человеческого бытия
«Царство телесный «мир»' как эмпири- вражда, рабство, разъеди-
Кесаря» ческая действительность, как ненность, разорванность
  условие деятельности человека;  
  «царство необходимости»;  
  «царство природы»;  
  «мир объективации»'  
«Царство мир подлинный, идеальное любовь, свобода,
Божье» бытие или «космос»,' творчество
  «царство свободы»  

Существенным моментом философии Бердяева является дифференци-
ация бытия на две основные сферы (восходящая еще к элеатам, Платону,
неоплатоникам, гностикам и христианской философии).

 

Человек (в духе традиционной христианской философии) понима-
ется Бердяевым как двойственное существо, состоящее из тела и души,
причем, в силу первородного греха, душа находится в плену у тела'.
Главная цель человека состоит в трансцендировании, в том, чтобы осво-
бодить душу из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды
«мира» в космическую любовь». Основное средство для
этого — творчество, а способностью к творчеству человеческая душа
наделена изначально, поскольку человек создан по образу и подобию
Бога-Творца«. Творчество и свобода неразрывно связаны: «тайна твор-
чества и есть тайна свободы».

С творчеством и свободой неразрывно связана и любовь, причем
любовь понимается у Бердяева не только как духовная. Бердяев
утверждает, что мужчина и женщина, взятые в отдельности, сами по
себе не являются в полном смысле слова подобием Бога. И только со-
единяясь в любви (и духовной, и плотской), они образуют целостную
личность, подобную божественной. Любовь — это всегда творчество,
она создает иную, новую жизнь, благодаря любви происходит выход
человека из «царства необходимости» в «царство свободы». При этом
для любящего раскрывается и творческая сущность любимого.

Личность и общество. Творчество, свобода, любовь — это, по Бер-
дяеву, достояние каждого человека, а не особо избранных мудрецов, об-
ладающих гнозисом, как сказали бы гностики, или святых. Поэтому
каждый человек способен открыть, обнаружить образ Божий внутри
себя и выйти в сферу истинного бытия или «царства Божьего». Этот
процесс сугубо индивидуален, и каждый человек проходит этот путь
сам. Никакие изменения в общественно-политической жизни не ока-
зывают на него принципиального влияния, ведь вся социальная жизнь
относится к «царству Кесаря». Поэтому никакой общественный про-
гресс (ставший главной целью в социальной европейской философии
начиная с эпохи Просвещения) не имеет никакого реального значе-
ния. С этой позиции в ряде своих работ и прежде всего в книге
«Смысл истории» Бердяев обрушивается на тех философов (марксис-
тов, социалистов и т.д.), у которых человек понимался исключительно
как социальное существо, а предназначение человека сводилось к ра-
боте по созданию достойных человека условий жизни в «царстве Кеса-
ря» — причем часто только для последующих поколений. При таком
подходе все ныне живущие люди оказываются всего лишь средством для построения «лучшего будущего» (воззрение, характерное для со-
ветской философии). Для Бердяева же такая позиция в принципе не
приемлема'.

Свобода для индивида имеет и свою оборотную сторону — ответ-
ственность, причем не только за все свершенное, но также и за несвер-
шенное. Человек ответствен за нереализацию собственных творче-
ских возможностей, за самоуничижение, за пренебрежение к собствен-
ной судьбе.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)