Философия Аристотеля (метафизика, учение о душе, социально-политические взгляды)
Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.)— величайший древнегреческий философ. Родился во Фракии в г. Стаги- ре (на берегу Эгейского моря). Отец — придворный врач македонско- го царя Аминта П.
В 15 лет Аристотель остался сиротой — на попечении своего дяди (брата отца), который тоже был врачом. Уже в молодости Аристотель активно интересовался естественными науками.
В 367 г. до н.э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в Академию Платона, и пробыл там 20 лет, до самой смерти Платона.
Аристотель покидает Афины, проводит не- сколько лет в странствиях. В 343 г. до н.э.он приехал в столицу Македонии Пеллу и 3-4 года учил наследника Филиппа — Александра (Македон- ского).
После воцарения Александра в 335 г. до н.э. Аристотель возвратился в Афины и открыл свою философскую шкалу — Ликей (Лицей). Учеников и последователей Аристотеля часто называли «перипатетиками» (прогуливающимися), так как в Ликее философи- ей принято было заниматься во время прогулок по роще.
Аристотеля заслужено называют энциклопедистом Древней Гре- ции. Его работы охватывают почти все известные тогда области зна- ния, Аристотель является основоположником ряда наук: логики, психо- логии, биологии, политологии, экономики, истории, философии и др.
Работы по философии были объединены в единую книгу, которая полу- чила название «Метафизика» (букв. —после физики), так как в дан- ном собрании сочинений она шла после книги под названием «Физика». Относительно некоторых других работ существуют сомнения в ав- торстве Аристотеля — возможно, они принадлежат его ученикам. Часть произведений Аристотеля написана совместно с его учениками, которые подбирали и систематизировали материалы для этих работ.
Аристотеля можно считать первым историком философии. Анализируя любую проблему, он всегда начинает с изложения всех известных ему мнений предшествующих философов по данному вопросу. В значительной степени именно благодаря Аристотелю мы обладаем важными сведения- ми о древнегреческой философии раннего периода.
Метафизика(первая философия). Аристотель является дуалистом: он признает существование двух самостоятель- ных первоначал — материи и формы. Все вещи, существующие в мире, состоят из материи и формы.
Но от них необходимо отличать первоматерию и первоформу. Пер- воматерия — это бесформенное неопределенное вещество, непозна- ваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех ве- щах. Сама по себе первоматерия пассивна, безжизненна, не способна ничего породить; она является вечной, несотворимой и неуничтожи- мой. Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникнове- ния вещей, она же — источник случайности, множественности, возник- новения и уничтожения вещей. Любая возникшая вещь обретает су- ществование (становится действительностью) только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю.
Аристотелевское понятие «формы» близко к платоновскому поня- тию «идеи». Форма — это некая идеальная сущность вещи — видовая или родовая, но не индивидуальная. Только при внесении формы в ку- сок меди, мы получаем определенный предмет: кувшин, вазу, блюдо и т.п. Форма — это общая сущность для множества предметов одного типа; различные кувшины (разной конфигурации, из разного материала и т.п.) обладают единой сущностью кувшина.
Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступает как материя.
Учение о душе. Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с материей, а с другой — с богом. Все живое и только оно обладает душой. Различаются три вида душ: растительная, осуществляющая функции питания, роста и умирания; животная — осуществляющая функции ощущения, удовольствия и неудовольствия, а также функцию движения; разумная — осуществляющая интеллектуальные функции рас- суждения и размышления. Растения обладают только растительной душой, животные — растительной и животной, человек — всеми тремя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животная души не отделимы от тела — как у растений и животных, так и у чело- века. Но возможно, что разумная душа может существовать и отделившись от тела. Аристотель отвергал учение о переселении душ.
Политика. Государство является естественным образованием (подобным живому организму), человек — это политическое животное. Высшая цель государства, как и отдельного человека, состоит в «счастливой и прекрасной жизни». Отсюда главной задачей государства является воспитание добродетельных граждан. Известно, что Аристотель изучил и описал более 150 форм правления, бытовавших в то время. Лучшей формой правления он считал «полицию», где нет рез- кой поляризации бедных и богатых; к худшим он относил тиранию и крайнюю демократию.
Физический труд — удел рабов, рабство существует «от природы», и рабами должны быть в основном варвары (не греки). Дело свободного человека — интеллектуальная, политическая и эстетическая деятельность.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | Поиск по сайту:
|