АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия И.Г. Фихте (наукоучение как теоретическая философия, этико-социальная философия)

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

Иоганн Готлиб Фихте (1762 — 1814)—
немецкий общественный деятель и философ. В творчестве Фихте выделяются два основных периода: до и после
1800 г. В первый период философия Фихте ближе к субъективному
идеализму, во второй — к объективному идеализму. Основные труды. «Опыт критики всяческого откровения» (1792),
«Основы общего наукоучения» (первая версия опубликована в 1794 г.,
доработка и переработка этой книги шла на протяжении всей жизни
Фихте, известно более 15 ее редакций), «Рассуждения о назначении
ученого» (1794), «Основы естественного права» (1796), «Система уче-
ния о нравственности» (1798), «Назначение человека» (1800), «Основ-
ные черты настоящей эпохи» (1806), «Путь к жизни блаженной»
(1806), «Речи к.немецкой нации» (1808).

Наукоучение. Философия, как считал Фихте, должна быть основой,
фундаментом для всех остальных наук, т.е. «наукой о науке», поэтому
главный трактат Фихте «Основы общего наукоучения» посвящен
именно проблемам науки. Принципиальная особенность науки состоит в том, что она систематична: в ней одни идеи выводятся из других,
любой вновь вводимый тезис должен обосновываться с помощью других — ранее доказанных. Следовательно, в основе науки должен находиться единый набор истинных и самоочевидных положений или даже
какое-то одно исходное положение. Но что более очевидно для чело-
века, нежели его собственное сознание, его «я»? Существование и деятельность нашего сознания («я») для каждого из нас несомненны; при-
чем, делая свое «я» объектом размышления, мы всегда остаемся в границах этого «я». Поэтому именно с изучения сознания и должна
начинаться философия. Однако, ставя перед собой эту задачу, можно
по-разному подходить к выбору объекта исследования. И исходным объектом исследования в философии Фихте оказыва-
ется как раз не его личное «я», не произвольное человеческое «я» или
множество всех человеческих «я», а Абсолютное сознание — « Я».

Центральное мес-
то в этическом учении Фихте занимает понятие «свобода». И главная
проблема этики — это противоречие между свободой и необходимостью
.

Если в теоретико-познавательной деятельности «не-Я» воздейству-
ет на «Я» как объект познания, то в морально-практическом плане «не-
Я» производит на «Я» определенный толчок, который вызывает проти-
водействие со стороны «Я». При этом «не-Я» играет роль препятствия, которое «Я» стремится преодолеть: деятельность «не-Я»
оказывается стимулом для деятельности «Я», которое стремится рас-
ширить свои границы за счет области «не-Я». Но поскольку и «Я», и
«не-Я» являются бесконечными, то возможно только бесконечное расширение области «Я», но не завершение этого процесса.

Для человека быть свободным — это значит сделать себя сво-
бодным, т.е. в своем эмпирическом «я» (индивидуальном человече-
ском сознании) отодвинуть границы «не-Я». И данная деятельность че-
ловека (конечного существа) есть необходимая составляющая дея-
тельности бесконечного Абсолюта в его процессе самопознания.
Отсюда свобода оказывается у Фихте деятельностью «Я» по познанию
необходимости и уменьшению области «не-Я».

Поэтому худшей формой человеческого поведения является бездея-
тельность, так как при этом человек остается на уровне вещи, «не-Я», и
отказывается от реализации своего высшего предназначения. Существу-
ет множество людей (эмпирических «я»), каждый из которых имеет свои
личные цели и идеалы, что неизбежно ведет к конфликту между ними. В
этом конфликте неизбежна победа лучшего, более морального, так как это
соответствует положению дел в божественном мире (в Абсолюте).

Прогресс в развитии человеческого общества состоит в увеличе-
нии свободы, и в различные исторические эпохи существуют разные
степени свободы.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)