АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Познания, проблема очищения интеллекта от заблуждений)

Читайте также:
  1. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  2. II. Проблема возникновения науки
  3. II. Проблема источника и метода познания.
  4. III. Проблема субстанции.
  5. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  6. XX век как литературная эпоха. Проблема периодизации.
  7. Аксиологическая проблема
  8. Альтернативні моделі розвитку. Центральна проблема (ринок і КАС). Азіатські моделі. Європейська модель. Американська модель
  9. Альтернативные издержки и проблема экономического выбора. Кривая производственных возможностей.
  10. Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема.
  11. Антропологическая проблема в русской философии
  12. Безопасность как проблема дипломатической практики

Новым временем
принято называть период, начавшийся в Европе примерно в XVII в.
(после эпохи Возрождения) и длящийся по настоящее время. Именно
в Новое время возникла культура нового типа, заложившая основы
технологической цивилизации, в которой мы сейчас живем.

Само возникновение культуры Нового времени в Европе (и прежде
всего в Западной Европе) и порожденный ею невиданный рывок в раз-
витии науки и техники, принципиальное изменение самого характера
научного и философского мышления является удивительным и труднообъяснимым явлением в истории человечества.

Фрэнсис Бэкон, считающийся первым философом Нового времени,
говорил о том, что решающую роль в становлении культуры Нового
времени сыграли три великих открытия: книгопечатание, компас и порох. Однако все эти открытия пришли в Европу с Востока — из Ки-
тая — и через посредство арабов (или шире — мусульманских народов). Известные на Востоке намного ранее, чем в Европе, эти открытия
тем не менее не привели там к соответствующим революционным пре-
образованиям в культуре.

В XVII — XVIII вв. в странах европейской культуры постепенно
восторжествовал рационализм, а вместе с ним и утвердившаяся в
эпоху Просвещения вера в безграничную мощь человеческого разу
ма и науки. Казалось, что применение человеческого разума и научной методологии ко всем сферам бытия позволит познать все тайны
природы и произвести переустройство социальной жизни на разум-
ных и естественных началах. Но уже в конце XVIII в. Кантом (немецкая классическая философия) был поставлен вопрос о природе
самого человеческого разума и указаны границы «теоретического
разума». Весь внешний мир, в том числе и природа, при таком подходе оказались в принципе не познаваемой «вещью-в-себе». А попытки переустроить социальную жизнь рациональным образом на основе просветительских лозунгов «Свобода. Равенство. Братство» вы-.
лились на практике во время Великой французской революции в
кровавый террор и диктатуру. Эти и аналогичные события уже
XIX — ХХ вв. в значительной степени подорвали веру в безграничную мощь человеческого разума и повлияли на становление иррационализма в западной философии.

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — анг-
лийский
философ и государственный деятель.

Основные труды. «Нравственные и политические очерки» (1597),
«О мудрости древних» (1609), «Новый Органон. или Истинные указания для истолкования природы» (1620), «О достоинстве и преувеличе-
нии наук» (1623), «Новая Атлантида» (1624).

Заблуждения. Развитию науки мешают раз-
личные заблуждения человеческого ума, т.е. искаженные образы дей-
ствительности; Бэкон называет их «идолами» или «призраками». Вы-
деляя четыре типа таких заблуждений,Фрэнсис Бэкон почти полнос-
тью следует Роджеру Бэкону. Идолы рода - Коренятся в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается, например, в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с самим собой; присущи
всем людям. Идолы пещеры - Возникают индивидуально у каждого человека благодаря специфическим условиям воспитания; при этом каждый человек как бы смотрит на мир из своей пещеры. Идолы рынка - Порождаются формами общения между людьми, прежде всего неточностью языка, неправильным словоупотреблением; присущи большим группам людей. Идолы театра - Порождаются слепой верой в авторитет, в частности традиционных философских учений, которые своей искусственной формой напоминают театральные представления; присущи большим группам людей.

Только освободившись от этих «идолов», можно продвигаться впе-
ред по пути развития науки, которая, по словам Бэкона, есть «дочь вре
мени», а не «дочь авторитетов». Научные знания накапливаются посте-
пенно, благодаря деятельности многих поколений ученых.

Индуктивный метод. Базироваться наука должна на опыте, на экс-
перименте. Все опыты Бэкон делил на светоносные (дающие чистое
знание) и плодоносные (приносящие непосредственную пользу) и дал
анализ различных вариантов опытов. Он сформулировал и развил ин-
дуктивный метод
познания, по которому общие законы науки долж-
ны выводиться из результатов конкретных экспериментов (т.е. от част-
ного к общему). Он утверждал, что индуктивный метод должен прийти
на смену ранее господствовавшему дедуктивному, по которому новые,
истины добывались посредством логического вывода из общеприня-
тых положений (от общего к частному). Чтобы получить новое знание о каком-нибудь явлении природы,
например о тепле, мы должны начать с составления «таблицы присут-
ствия», в котором перечисляются все известные нам свойства и
объекты природы, в которых присутствует тепло (солнечный свет,
метеориты и т.д.). Затем перейдем к составлению «таблицы отсутст-
вия», где перечисляются свойства, сходные с первыми, но в которых
отсутствует тепло (лунный свет, блуждающие огни и т.п.). Сле-
дующий шаг состоит в составлении «таблиц степеней», где одно и то
же свойство (в данном случае тепло) представлено в различной сте
пени (свет солнца и свет костра и т.п.). Теперь, задавая правильные
вопросы, можно постичь природу тепла. Например, спросим: является
ли тепло только небесным феноменом? Нет, из таблицы присутствия
видно, что тепло присуще как небесным, так и земным объектам. Все
ли небесные тела обладают теплом? Нет, мы видим, что Луна им не
обладает, и т.д.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)