АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сверхчеловеке, критика христианства

Читайте также:
  1. Апологеты Христианства. Отцы Церкви
  2. Билет 18. Поэзия и лит. Критика вяземского.
  3. Билет 22. Формирование древнерусской государственности. Принятие христианства. Культура и быт Древней Руси.
  4. Важнейшее философское произведение Иммануила Канта«Критика практического разума»
  5. Герменевтика і критика
  6. К.Р. Поппер и критика историцизма.
  7. Кантовская критика доказательств существования Бога
  8. Критика
  9. Критика американской психосоматики.
  10. Критика защиты на основании психического расстройства
  11. Критика идей социализма и коммунизма
  12. Критика католического учения о главенстве в Церкви

Фридрих Ницше (1844-
(Nietzsche) 1900) — немецкий филолог, писатель и философ. В целом философия Ницше может быть отнесена к субъективно-
му идеализму
и охарактеризована как иррационализм.

Основные труды. «Рождение трагедии из духа музыки» (1872),
«Несвоевременные размышления» (1873), «Человеческое, слишком че-
ловеческое» (1878 — 1880), «Утренняя заря> (1881), «Веселая наука»
(1882), «Так говорил Заратуштра» (1883 — 1885), «По ту сторону добра
и зла» (1886), «Антихристианин» (1888), автобиография «Ессе Homo»
(1888), «Сумерки идолов» (1889);

На становление философских идей Ницше боль-
шое влияние оказала работа Шопенгауэра «Мир как воля и представ-
ление». Понимание жизни как проявления стихийной иррациональной
силы — «воли к жизни», являющейся первоосновой бытия, — заняло
центральное место в учении Ницше.

Основные понятия, которыми он оперирует, — это «мир», «жизнь»,
«вещь», «становление», «человек». Все эти понятия оказываются у него
многозначными и получают определенный смысл только в конкретном
контексте использования. Но в общем они могут быть охарактеризова-ны следующим образом. Мир есть постоянное становление, и потому
на место традиционного философского понятия «становление бытия»
Ницше ставит «бытие становления». Бессмысленность бытия обнару-
живается, когда мы, наконец, осознаем, что его сущность — это «вечное
возвращение»,
повторение и обновление того, что уже неоднократно
существовало. Становление — есть чистое и непрерывное движение,
а то, что мы принимаем за вещь, есть всего лишь момент устойчивости
в хаосе становления. В основании мира лежит воля (воля к жизни),
которая является движущей силой становления, поэтому воля и есть
сущность бытия в его динамичности. Но одновременно воля есть чув-
ство, страсть с разнообразными оттенками, и всегда важнейшее в этой
страсти — стремление к расширению собственного Я, это «воля к вла-
cmu». Жизнь — это мир, понимаемый как организм, и это мир такой,
каким его постигает субъект (причем каждый по-своему).

Человек — это биологический организм, появившийся в процессе
эволюции, и поэтому в человеке в «снятом виде» присутствуют все сту-
пени его эволюции. В процессе развития (а значит, и борьбы за суще-
ствование') организм вырабатывает все более сложные формы
приспособления к окружающему миру. Человек прежде всего есть
тело; но это и иерархическая структура, где высшим слоем является
интеллект, однако интеллект важен потому, что он необходим для со-
хранения низших жизненных способностей и инстинктов. Интеллект
не способен познать мир, и он его не познает, а схематизирует в той
мере, в которой это нужно для практических потребностей организма.
Благодаря своей метафоричности и образности мышление связывает
человека с действительностью, но на это не способны научные понятия,
лишенные связи с жизнью, оторванные от нее.

Жизнь есть определенная целостность, поэтому традиционное фи-
лософское деление на «субъект» и «объект» (на «познающего» и «по-
знаваемое») Ницше отбрасывает, возвращаясь тем самым к досократовской философии (с ее нерасчлененностью бытия и мышления), ко-
торую ставит много выше всей последующей философской мысли.

В учении Ницше происходит переоценка всех традицион-
ных моральных ценностей Запада. По его мнению, христианство, с его
призывами к состраданию, милосердию и послушанию, портит человека,
подавляя важнейшие жизненные инстинкты. «Христианство принима-
ло сторону всего слабого, низкого, уродливого; свой идеал оно составило по противоположности инстинктам сохранения жизни, жизни в силе; христианство погубило разум даже самых сильных духом натур,
научив чувствовать заблуждение, искушение, греховность в самых высших ценностях духовного». Но «В наше время Бог умер!» — провозглашал Ницше. Это значит, что наступила новая эпоха, с новой системой ценностей, родился новый человек — «сверхчеловек», «белокурая бестия». Право на существование имеет только сильный: «Пусть гибнут слабые и уродливые — первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть». Ницшеанский сверхчеловек сто-
ит «над добром и злом», вне любых моральных норм, кроме тех, которые сам создает.
Сверхчеловек Ницше — это сильная личность, разорвавшая оковы «рабской морали», построенной на послушании, и восставшая против человеческих законов, это аристократ, находящийся вне пределов «стада». Но это еще и аристократ духа, т.е. широко образованный человек, хорошо разбирающийся в искусстве и способный к глубокому его восприятию.
В рамках своей концепции Ницше предлагал и оригинальное решение проблемы свободы воли. Так как все поступки обусловлены, то подлинная свобода воли не существует, а значит, строго говоря, моральные оценки неприложимы ни к каким человеческим поступкам. Различные формы человеческого поведения по-разному маскируют одну и ту же волю к власти, но проявляется она у разных людей по-разному.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)