АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Процессе «Наука логики», философия природы и диалектика, философия истории)

Читайте также:
  1. B) Компенсация непредвиденных затрат в процессе производства продукции.
  2. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  3. I. Философия жизни.
  4. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  5. I.1.4. Философия в первом приближении
  6. I.1.5. Философия как теория и
  7. I.1.6. Философия и наука
  8. I.1.8. Философия и ценности.
  9. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  10. II. Философия Чаадаева.
  11. II.11. Русская философия XIX в.
  12. II.12.2.Советская философия

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(l770 — 1831) — немецкий философ, родился в Штутгарте в семье круп-
ного чиновника. Основные труды. «Различия между философскими системами
Фихте и Шеллинга» (1801), «Феноменология духа» (1807), «Наука ло-
гики» (1812 — 1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Фило-
софия права» (1822). Гегель — создатель последовательной
и развернутой системы объективного идеализма, причем постро-
ение этой системы ведется им посредством метода идеалистической
диалектики. Как в построении своей системы, так и в разработке диа-
лектического метода, Гегель в значительной степени опирался на ряд
фундаментальных идей Шеллинга (прежде всего, периода натурфило-
софии последнего).

Логика. Во времена Гегеля логика считалась наукой о законах и
формах только человеческого мышления. Признавая значение этой
научной дисциплины (классической, аристотелевской или формальной
логики), Гегель отмечал ее недостатки: во-первых, формальная логика
имеет дело с законами и формами только человеческого мышления
(рассудка), тогда как, принимая исходное тождество бытия и мышления,
необходимо поставить вопрос о законах и формах мышления как тако-
вого, мышления, представляющего собой деятельность Абсолюта; во-
вторых,
формальная логика имеет дело только с застывшими формами
мышления, тогда как сущностью Абсолюта является движение, разви-
тие.

Отсюда возникает задача создания новой диалектической логи-
ки,
которая стала бы наукой о сущности всех вещей, т.е. наукой о зако-
нах развития Абсолюта. И в силу исходного тождества бытия и мыш-
ления в философии Гегеля эта диалектическая логика оказывается
одновременно онтологией (учением о развитии бытия), гносеологией
(учением о развитии познания') и логикой (учением о законах и фор-
мах мышления):

логика = онтология = гносеология.

С точки зрения Гегеля, понятия, которыми оперирует мышление, на-
ходятся в непрерывном движении и взаимосвязи; они постоянно изме-
няются, «переходят» или «перетекают» друг в друга, превращаясь в
свою противоположность. В работе «Наука логика» он рассматривает
вопрос о становлении и взаимосвязи наиболее общих понятий — фи-
лософских категорий; «бытие», «ничто», «становление», «качество», «ко-
личество», «мера» и т.д.

Но решается эта проблема Гегелем крайне формально — путем по-
строения триад различного уровня. Все эти триады имеют одинаковую
структуру: тезис — антитезис — синтез, повторяющую общую струк-
туру Абсолюта.

Философия природы. Поскольку Природа есть инобытие Абсолют-
ной идеи, то Природе, по Гегелю, свойственны те же общие законы, что и
Абсолютной идее. Поэтому философия природы строится по тому же
принципу триад и состоит из механики, физики и органики. В механике
Гегель рассматривает понятия пространства, времени, материи, движе-
ния и т.д., в физике — понятия теплоты, звука, стихии и т.д., а в органи-
ке — понятия геологической и растительной природы, организма и т.д.

Философия природы — наименее удачный раздел философии Геге-
ля. Она мало и довольно плохо разработана,многие ее идеи не прини-
мались даже последовательными гегельянцами.

Философия духа. Философия Духа — наиболее интересный раз-
дел философии Гегеля, оказавший особое влияние на дальнейшее раз-
витие философии и, в частности, философии культуры.

Гегель трактует Дух как Абсолютную идею, вернувшуюся к себе
после пребывания в своем инобытие, в плену материальности, т.е. в
Природе. Тем самым Дух оказывается высшим этапом развития Абсо-
люта, он есть синтез Абсолютной идеи и Природы. И поскольку имен-
но в Духе Абсолют осознает себя (хотя и не сразу), то Дух есть одно-
временно и конечный, и начальный этап развития,,проходящего по
замкнутому кругу

Так же как и ранее, Дух и, соответственно, учение о нем составляют
триаду, в данном случае это:
Дух — Объективный дух Субъективный дух Абсолютный дух.

Дух характеризуется Гегелем как Абсолютная идея, уже вернув-
исаяся
к себе, только начиная со стадии самосознания в феноменоло-
гии. На конечной стадии развития Субъективного духа рождается сво-
бода, или свободный дух, деятельность которого
проявляется в развертывании Объективного и Абсолютного духа.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)