Материалистической диалектики, социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса)
Марксистская философия представляет собой одну из трех тесно связанных между собой частей марксизма, включающего в себя так- же политическую экономию и так называемый научный коммунизм. Марксистская философия имеет особое значение в жизни общества, поскольку она стала теоретическим фундаментом практической соци- альной деятельности — революционной борьбы за построение комму- низма, которая активно велась в XIX—ХХ вв. и во многом определила ведущие события этого времени (социалистическую революцию в Рос- сии и попытки построения социализма и коммунизма в России и стра- нах социалистического лагеря в ХХ в.).
Карл Генрих Маркс (1818 — 1883) — немецкий философ, публицист, общественный деятель. Фридрих Энгельс (1820 — 1895) — немецкий философ, публицист, общественный деятель. Основные идеи марксистской философии были выработаны Марк- сом и Энгельсом совместно, хотя большая часть работ, посвященных собственно философии марксизма, была написана Энгельсом.
Основные (философские) труды. К. Маркс и Ф. Энгельс: «Свя- тое семейство» (1845), «Манифест коммунистической партии» (1848).
К. Маркс: «Нищета философии» (1846), «К критике политической экономии> (1859), «Капитал> (1857 — 1883).
Ф. Энгельс: «Анти-Дюринг» (1876 — 1878), «Диалектика природы» (1873 — 1895; не закончена, осталась в виде отдельных статей и на- бросков), «Происхождение семьи, частной собственности и государ- ства» (1884), «Л. Фейербах и конец немецкой классической филосо- фии» (1886).
Марксистская философия состоит из двух взаимосвязанных частей: диалектический материализм (уче- ние о природе и познании) и исторический материализм (учение об обществе).
Диалектический материализм. Диалектический материализм по- явился, с одной стороны, как материалистическая переработка гегелев- ской идеалистической диалектики, а с другой — как диалектическая переработка прежнего метафизического (и в первую очередь фейерба- ховского) материализма.
Основные идеи диалектического материализма следующие.
• Материя (природа) первична, а человеческое сознание вторично, производно от материи, оно есть свойство высокоорганизованной мате- рии, появляющееся на достаточно высоком уровне ее развития. При этом полностью отрицается существование каких-либо идеальных надприродных сущностей типа Бога, гегелевской Абсолютной идеи, Мирового ума и т.д.
• Материя вечна, несотворима и неуничтожима, важнейшим ее свойством является движение, изменение, развитие. Нет материи без движения, а движения — без материи. При этом движение абсолютно, а покой (понимаемый как некий «момент» движения) относителен. Движение материи осуществляется в пространстве и времени, поэтому их нельзя «отрывать» от материи (как это имеет место у ньютоновско- го абсолютного пространства и времени). Существует ряд форм дви- жения (механическое, физическое,химическое, биологическое,социаль- ное), отражающих общий ход эволюции материи.
• Развитие материи в целом и любых объектов осуществляется в соответствии с тремя законами материалистической диалектики, сформулированными на базе выявленных Гегелем закономерностей.
Законы диалектики при этом понимаются как универсальные законы бытия, охватывающие сферу природы, общества и человече- ского мышления.
Диалектический материализм был тесно связан с естествознанием XIX в., опираясь на его открытия и предлагая философский фундамент для их обоснования. Так, тезис о вечности материи и ее непрерывном дви- жении непосредственно связан с законом сохранения и превращения энергии, периодической таблицей Менделеева, дарвиновской теорией эво- люции живой природы и т.д. А, например, философская идея неразрывной связи материи, движения, пространства и времени нашла свое подтверж- дение в начале ХХ в. в теории.относительности Эйнштейна.
Гносеология марксистской философии обычно характеризуется как теория отражения, суть которой состоит в том, что процесс по- знания трактуется как отражение в человеческом сознании опреде- ленных впечатлений, приходящих в него извне. Аналогичные воззре- ния можно обнаружить и в домарксовском материализме. Особеннос- тью марксистской гносеологии является следующее:
• процесс познания считается подчиняющимся трем законам диа- лектики;
• проводится качественное различие между познанием тео- ретическим и эмпирическим (включающим в себя чувственное); пока- зывается, что теоретическое познание не сводимо к эмпирическому, хотя и строится на базе последнего. Теоретическое познание опериру- ет общими понятиями (не существующими вне сознания), включает в себя создание гипотез, предвосхищающих будущие результаты экспе- риментов и наблюдений, и т.д.;
• утверждается диалектическая связь между абсолютной и относи- тельной истиной: абсолютная истина (как полное, исчерпывающее зна- ние обо всем бытии в целом) недостижима, на каждом этапе развития познания мы имеем дело только с относительными истинами (т.е. час- тичным, неполным знанием об отдельных составляющих бытия), но на- копление относительных истин в процессе познания позволяет нам бесконечно приближаться к абсолютной истине;
е критерием истины является общественная практика человече- ства, практика же является основой и целью познания.
Исторический материализм. Марксистское учение об обще- стве — исторический материализм — представляет собой результат распространения на общество законов материалистической диалекти- ки. Тезис о первичности материи и вторичности сознания конкретизи- руется в социальной философии как тезис о первичности обществен- ного бытия и вторичности общественного сознания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | Поиск по сайту:
|