Основная парадигма русской культуры и философии в творчестве П.Я. Чаадаева. Славянофильство
(А. Хомяков) и западничество (А. И. Герцен). Формирование материализма в русской философии
(Н.Г. Чернышевский).
Чаадаев Петр Яковлевич (1794- 1856) — русский политический мыслитель, философ, публицист. Основные труды. «Философические письма» (1835); «Апология сумасшедшего» (1837, опубликована после смерти); письма, афоризмы (рукопись).
В начале XIX в. философия истории стала модной темой на Западе, в свет вышли мно- гочисленные работы, посвященные ей. В России же первыми работами по философии истории стали «Философические письма» Чаадаева. Для адекватной оценки этих писем (и особенно «Первого письма») стоит учитывать еще и тот факт, что во время их написания история России даже образованным русским была известна очень плохо, на- много хуже, чем история Западной Европы. Собственно ко времени написания «Философических писем» вышли в свет только работы В.Н. Татищева, М.М. Щербатова и Н.М. Карамзина, причем «История государства российского» Н.М. Карамзина была первой работой, вы- звавшей интерес широкой публики к русской истории.
Чаадаев скептически относился к распространенным в его время просветительским идеям о естественных правах человека и договор- ном происхождении государства. Он — прежде всего религиозный, а точнее, даже христианский мыслитель. Отсюда его понимание законов, среди которых он выделял три вида: законы физические (законы при- роды), нравственные и человеческие. Законы установлены Богом, и че- ловек может всего лишь познавать и выполнять их. И лишь в ослепле- нии человек может считать себя творцом каких-либо законов.
Западники и славянофилы — две ведущие противоборствующие силы в идеологии и философии России в середине Х1Х в.
Основное расхождение в их взглядах касалось судьбы России. За- падники считали, что существует единый общечеловеческий путь раз- вития, при этом западные народы здесь опередили все остальные. Рос- сия идет по тому же пути, но несколько отстает. Поэтому Россия долж- на учиться у Запада. Славянофилы же полагали, что у России свой собственный путь развития, связанный, в частности, с влиянием право- славия на русский народ.
Славянофилы К числу виднейших славянофилов относились Алексей Степанович Хомяков (1804 — 1869)
По своим философским взглядам сЛа- вянофилы были идеалистами-мистиками, сторонниками примирения религии и философии, разума и веры — но на базе христианско-право- славных воззрений. Соответственно, высшей формой познания они считали Откровение. Поэтому некоторые из них для подтверждения своих взглядов обращались к философии Шеллинга (особенно послед- него этапа — см. табл. 81) и выступали с критикой философии Гегеля. Важное место в их творчестве заняла и критика позитивизма —. за его бездуховность и атеизм.
К числу виднейших западников можно отнести того же П.Я. Чаадаева. Полагая, что Россия отстает от западноевропейских народов на об- щем для всего человечества пути развития, западники считали, что Рос- сии необходимо усвоить европейскую науку и плоды просвещения, и в первую очередь западную философию, которая указывает человеку как цель жизни, так и путь к достижению этой цели. При этом Чаадаеву Станкевичу, Грановскому и Белинскому в его молодые годы был ближе объективный идеализм Шеллинга и Гегеля, а Белинскому в зрелые годы и Герцену — материализм Фейербаха.
Западники мало интересовались религией и по ряду вопросов кри- тиковали русскую православную церковь.
Все они высоко ценили политическую свободу, но при этом Чаадаев. Станкевич и Грановский были противниками революционных преобра- зовании, и надежду на «смягчение нравов», отмену крепостного права, улучшение социальной жизни они связывали с распространением про- свещения и реформами.
Белинский и Герцен считали, что преобразование социальной действительности должно идти революционным путем. Им были близки идеи утопического социализма, а Герцен в последние годы своей жизни развивал еще особую форму социализма — «кресть- янского». Оба они оказали большое влияние на развитие револю- ционных идей в России: Белинский — прежде всего своими стать- ями в журналах «Отечественные записки» и «Современник», а Гер- цен — деятельностью «Вольной русской типографии» в Лондоне.
Александр Иванович Гер- цен (1812 — '1870) — писатель, революционер и фило- соф. Основные труды. «Дилетантизм в науке» (1843); «Письма об изучении природы» (1844—1846); «С того берега» (1848—1849); «Опыт бесед с молодыми людьми» (1858). Герцен считал, что философия призвана играть роль гармонизиру- ющего начала жизни, но это возможно только в том случае, если она опирается на данные естествознания. В свою очередь, естественные науки, если не хотят оставаться набором разрозненных фактов, должны опираться на философию как свою методологическую и мировоззрен- ческую основу.
Вслед за Гегелем историю философии Герцен рассматривал как за- кономерный процесс, но в отличие от Гегеля не считал этот процесс подготовкой к появлению гегелевской философии.
Николай Гаврилович Чер- нышевский (1828 — 1889) — публицист, литературный критик, философ.
Основные труды. «Эстетическое отношение искусства к дей- ствительности» (1855); «Антропологический принцип в философии» (1860); роман «Что делать?» (1863); «Характер человеческого знания» (1885).
На формирование фи- лософских воззрений Чернышевского особенно большое влияние ока- зали диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Как и Маркс, он пришел к выводу о необходимости переработки гегелевской идеалис- тической диалектики в материалистическом духе.
Природа существует сама по себе, она никем не сотворена, матери- альна и находится в состоянии непрерывного движения и развития. Материя неуничтожима, она только переходит из одной формы в дру- гую. Человек — материальное существо, у него нет никакой души, со- знание — это свойство, развившееся у материи. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | Поиск по сайту:
|